Заседание продолжается?

0

"Линчевание юрсоветника", "Допрос с пристрастием", "Военно-полевой суд" и т.п. — такими заголовками снабдили многие израильские СМИ материалы о состоявшемся в минувшее воскресенье заседании правительства

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Повестка дня заседания была оглашена еще в предыдущий четверг и звучала предельно ясно: "Обсуждение рамок законности массовых протестов и пути восстановления правопорядка в стране".

Еще за три дня до заседания Гали Бахарав-Миара в ответ на требование секретаря правительства предоставить касающуюся демонстраций информацию направила Биньямину Нетаниягу и членам кабинета министров письмо, в котором предостерегла правительство от попыток политического влияния на профессиональные суждения правоохранителей. В письме юрсоветник заявила, что ни она сама, ни полиция не считают уместным обсуждать на заседании правительства конкретные дела, и отметила, что в самой теме заседания содержится конфликт интересов, поскольку протесты направлены против правительства. На заседание Бахарав-Миара явилась в сопровождении всех трех своих заместителей и в боевом настроении. В ответ на требование министров представить статистику задержаний нарушителей порядка и принятые к ним меры, она ответила явно заготовленным еще дома саркастическим вопросом – мол, не собирается ли нынешнее правительство установить план по задержанию и передаче под суд противников диктатуры и борцов за демократию?! И тут госпожа советник допустила роковую ошибку, заявив буквально следующее: "Протест не может быть эффективным без причинения беспокойства и помех общественному порядку!"

Обратите внимание: само по себе это заявление означает, что юридический советник правительства озабочена… эффективностью движения протеста. Возможно, с учетом ее политических взглядов это вполне нормально. Но никак не с учетом занимаемой должности! Думать об эффективности протеста – дело его лидеров, а юридический советник правительства, являющаяся де-факто генеральным прокурором, как раз обязана обеспечить соблюдение законности и порядка в стране и пресечь их нарушение, кто бы таковое ни допустил.

Биньямин Нетаниягу, мгновенно понявший, что Бахарав-Миара нечаянно сбросила маску, перешел в атаку. "Потрясающая фраза! По сути, вы говорите, что если хочется хорошей демонстрации, то следует нарушать закон. Просто невероятно! Это прямая угроза законности!" – сказал премьер. Вслед за ним министры потребовали от Бахарав-Миара четких ответов на вопрос о том, что, по ее мнению, должно быть разрешено в ходе акций протеста. На что та заявила: "В определенных случаях что-то дозволяется, а в других нет" и "Все зависит от конкретных соображений". И снова премьер не преминул заметить, что такая позиция является, по сути, декларацией двойных стандартов: в одних "определенных случаях" демонстрации можно разгонять силой за любое правонарушение, а в других "определенных случаях" спускать им любое нарушение закона. Бахарав-Миара парировала, что пока демонстрации носят очень мирный характер, что доказывает хотя бы тот факт, что в столкновении с демонстрантами серьезно не пострадал ни один полицейский.

Понятно, что министров такой ответ не устроил, и они продолжили атаковать юридического советника и ее свиту.

"Госпожа советница, я желаю понять: если мне захочется усесться на Аялоне и жечь покрышки, это разрешено или запрещено?" – спросила министр по разъяснительной работе Галит Дистель-Атбарьян.

"Не волнуйся, месяцев через пять ты получишь промежуточное заключение на этот счет", – ехидно заметил на это министр по делам регионального сотрудничества Давид Амсалем.

Министр юстиции Ярив Левин напомнил, что во время протестов против плана Ариэля Шарона по одностороннему размежеванию полиция и прокуратура жестко карали демонстрантов. Причем, не только тех, кто перекрывал дороги, но и тех, кто просто выходил на демонстрации. Людей держали в КПЗ неделями и судили по статьям "неподчинение полиции", "участие в незаконных собраниях" и т.п. "В то время в суд передавались дела пятнадцатилетних подростков, и до сих пор, что бы ни происходило, блокировки дорог не допускали. Политика была четкой: убирают с проезжей части, задерживают, привлекают к суду. А сегодня перекрытые дороги стали нормой жизни. Аэропорт превратился в поле боя. Вы обязаны ясно определить для граждан: если Аялон перекрывают только раз в неделю, то это нормально. И нормально, если на дороге растягивают колючую проволоку только на два часа. Вы сказали, что не хотите обсуждать конкретные уголовные дела, и ясно, почему: никаких конкретных дел попросту нет," – сказал Ярив Левин.

На заседании также выяснилось, что в период "размежевания" число задержанных перевалило за 6000, и 700 из них судили за то, за что нынешних нарушителей спокойствия отпускают без всяких последствий – а именно за участие в беспорядках и их организацию. Это разительно контрастирует с данными полиции, согласно которым за семь месяцев нынешних протестов против реформы, а по сути – против правительства были задержаны 572 участника беспорядков, составлено 470 протоколов, и лишь шесть уголовных дел переданы в суд. Причем четыре из этих шести – против… сторонников реформы.

Министр транспорта Мири Регев напомнила, что аэропорт – это не общественная территория, а режимный объект, на котором вообще не должно происходить никаких акций, не санкционированных охраной. Она потребовала от правоохранительных органов пресекать попытки нарушения порядка в аэропорту, а не попустительствовать им.

В какой-то момент министры стали требовать увольнения юридического советника правительства. В принципе, закон в ряде случаев это позволяет – в том числе и "при возникновении ситуации, при которой юрсоветник и правительство не могут вместе эффективно работать". Сейчас, кажется, именно такой случай, но Биньямин Нетаниягу выступил — по меньшей мере, пока — категорически против такого предложения. "Вы, господин премьер, вообще не имеете права вмешиваться в данный вопрос. У вас конфликт интересов!" — снова съязвил Амсалем. Однако Нетаниягу не спешит увольнять Бахарав-Миара не из альтруизма, а понимая, что, во-первых, это может подстегнуть протесты, а во-вторых, ее увольнение в любом случае будет оспорено в Верховном суде, решение которого предсказуемо.

Заседание окончилось тем, что юридическому советнику предписали в течение недели представить правительству четкие ответы по поводу того, что можно, чего нельзя и какова политика правоприменения по статьям, касающимся нарушения демонстрантами порядка.

После "дня национального сопротивления", в ходе которого Бахарав-Миара разрешила проводить акции протеста в аэропорту им. Бен-Гуриона, среди активистов правого лагеря усилились голоса, требующие отставки юрсоветницы. Сторонники такого шага отмечают, что она, не будучи выбранным лицом, в последние месяцы стала де-факто правительницей страны, действует в соответствии со своими политическими взглядами, и все ее решения просчитываются заранее.

Так что заседание продолжается! Вопрос, кто командует парадом, остается открытым.

[nn]

Виктор ВАЛЬДБЕРГ | Шествие подбарачников

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий