Давид ШАРП | До победного конца

0

Военный эксперт – о ситуации на израильских фронтах и опасностях, которые таит перемирие с ХАМАСом на условиях террористов

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Главные военные события минувших дней по традиции последнего времени разворачивались не на поле боя. ЦАХАЛ демонстративно завершил подготовку к началу сухопутной операции в Рафиахе, и обеспокоенные этим фактом египтяне резко засуетились и представили израильской стороне новый проект сделки по освобождению заложников. Однако для всех участников переговоров, кроме Израиля, обмен — совсем не главное. Главное — это прекращение огня, которое должно перейти в прекращение войны. И здесь цели египтян, США и ХАМАСа практически едины. Собственно, то, что ЦАХАЛ до сих пор не зашел в Рафиах, стало следствием брутального американского давления на Нетаниягу, хотя это и не может служить оправданием для дальнейшей затяжки времени главой правительства. На каком-то этапе, решения, крайне необходимые для безопасности государства — а наступление в Рафиахе является таковым, — должны приниматься, несмотря на американский прессинг и возможные серьезные последствия.

Но вернемся к египетскому предложению, в общем и целом совпадающему с желаниями ХАМАСа. В нем есть целый ряд проблематичных для Израиля пунктов, и главный из них, на котором я остановлюсь, предусматривает прекращение огня сроком на… год. Кроме того, в рамках "перемирия" Израиль должен будет оставить так называемый "коридор Нецарим", отрезающий северную часть сектора Газы от центральной. Фактически это открывает путь бесконтрольному возвращению тех, кто ушел с севера, и абсолютно безопасные перемещения боевиков по всему сектору. В таких условиях на фоне полного перемирия никто не помешает ХАМАСу рыть туннели, клепать ракеты, мобилизовать новобранцев и даже проводить военные парады.

Выполнение двух обозначенных пунктов, тем более без завершения общевойсковой операции в Рафиахе и в лагерях беженцев центра Газы, означает одно: прекращение войны на условиях, при которых ХАМАС сохраняет власть и структурированный военный потенциал, получая время и возможности для его дальнейшего наращивания. А раз война оканчивается без достижения поставленных целей, значит, она проиграна.

Именно такой исход станет следствием принятия египетской инициативы. На момент написания этих строк нам не известно, что именно Израиль принял, а что отверг. Однако со слов госсекретаря США Блинкена становится ясно, что ХАМАС получил "очень щедрое предложение". В свою очередь источники в самом ХАМАСе сообщали, что довольны израильским ответом гораздо больше, чем прежде. И это не может не вызывать огромного беспокойства. То, что Израиль в очередной раз пошел на дополнительные уступки террористам, сомнений не вызывает. Как не вызывает сомнений и то, что довольство ХАМАСа могли вызвать два основных пункта — кардинальные уступки по "коридору Нецарим" и прекращение войны.

Согласно арабским источникам, 30 апреля израильская переговорная делегация в срочном порядке вылетела в Каир, чтобы ознакомиться с предварительным ответом ХАМАСа на израильское — то самое "очень щедрое" — предложение.

Ситуация развивается очень динамично, и важно понимать, что вокруг переговоров муссируются самые разные слухи, вбрасываются фейки и манипуляторные сообщения. Именно поэтому я считаю неуместным останавливаться на всевозможных "деталях", раз за разом публикующихся в последние дни. Можно лишь отметить, что среди уступок Израиля — готовность на первом этапе обмена согласиться на освобождение не 40 заложников самых "гуманитарных категорий" (старики, женщины, больные, в том числе психически, и раненые), а меньшего числа. Возможно, дело не в излишней уступчивости, а в том, что у ХАМАСа, как он утверждает, нет 40 заложников, относящихся к данной категории. Ну, и перемирие в рамках этого этапа якобы составит количество дней, равное числу освобожденных заложников.

Повторюсь: все упирается в главное для ХАМАСа (и США) — прекращение войны. А должно ли это произойти в явной или завуалированной форме — дело второе. И вот тут на фоне многочисленных заявлений наших политиков можно прийти к выводу, что Израиль находится в шаге не просто от тяжелейшего компромисса, а от компромисса невозможного. Задача освобождения заложников очень и очень важна. Но самой важной задачей воюющего государства является победа в войне. Ситуация, когда страна ради освобождения десятков заложников идет на уступки стратегического масштаба, тем более выбирает поражение, абсолютно неприемлема. И даже не из-за количества уже погибших на этой войне, а потому, что победа ХАМАСа — это сотни, если не тысячи граждан, которые погибнут в будущем. Это не просто слова, ведь наши враги, причем гораздо более сильные, чем ХАМАС, сделают соответствующие выводы. Например, что брать израильтян в заложники – более чем выгодное дело. Что из-за международного давления у Израиля связаны руки. И это далеко не весь негатив, который станет следствием неприемлемой сделки.

30 апреля глава правительства в очередной раз повторил, что, несмотря на американское давление, ЦАХАЛ осуществит операцию в Рафиахе. Причем независимо от того, будет ли заключена сделка и связанное с ней прекращение огня. Силы 98-й и 162-й дивизий уже завершили подготовку и ожидают решения политического руководства. Как я уже отмечал, обязательной составляющей операции является эвакуация из Рафиаха скопившихся там жителей сектора. Согласно примерным оценкам, 200-250 тысяч из них уже ушли в соседние Хан-Юнис и Дир эль-Балах.

За исключением зон безопасности в районе границы глубиной в сотни метров, ЦАХАЛ продолжает контролировать в секторе лишь "коридор Нецарим". До недавнего времени эта миссия лежала на бойцах регулярной пехотной бригады НАХАЛь, усиленной танкистами 401-й бригады. Израильские бойцы регулярно осуществляли рейды (как правило, в южную сторону) по уничтожению инфраструктуры террористов. Теперь в порядке ротации их место заняли резервисты 2-й пехотной и 679-й танковой бригад. И именно с ними в начале недели произошел трагический инцидент, когда в результате дружественно огня погибли двое наших солдат. Связано ли это с тем, что бригады только прибыли в эти места и не успели адаптироваться к новой ситуации? У меня нет ответа. Но как бы там ни было, в ходе столкновения с террористами танк, выдвинувшийся на поддержку своих сил, обстрелял здание, расположенное вне выделенного ему сектора, результатом чего и стала гибель двух и ранение еще двух наших ребят.

На момент написания этих строк расследование не завершено. Потери от дружественного огня в условиях современной войны неминуемы, но хочется надеяться, что изучение обстоятельств инцидента позволит снизить риск повторения подобных эпизодов.

 "Новости недели"

Давид ШАРП | Требуется продолжение

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий