Как знаменитый тренер Александр Гомельский не получил гражданство родины предков, а советский баскетболист выбил зубы израильскому
Игорь ЛИТВАК
Продолжаем разговор про евреев в советском спорте, начатый автором в публикациях "Матч смерти" и спасенная нога Моти Черкасского","Валерий Лобановский, «инвалиды пятой графы» и Израилевич-Ильич" и "Поля обетованные"
Рассказы о советских евреях, добившихся супер-успехов в спорте, невозможны без упоминания «папы».
Нет, так неправильно. Правильно вот так – «Папы». Самого известного маленького еврея большого баскетбола.
На протяжении всей его карьеры Израиль следовал за «папой».
В 1976 году, когда Александр Бовин даже в самых страшных (или сладких, кто его разберет) не видел себя послом России(!) в Израиле (!), Александр Гомельский привел игроков команды ЦСКА в "режим берсерка" накануне матча против "Маккаби" (Тель-Авив).
"Завел так, что привел нас в "режим берсерка" (Берсерки, или берсеркеры — воины из древнегерманской и древнескандинавской мифологии; считается, что они отличались неистовостью в сражениях). Дай автомат — перестреляем всех.1976 год. Мы с ЦСКА приехали в Бремерхафен на первый неофициальный чемпионат мира среди клубных команд. Той весной обладателем Кубка чемпионов стал "Маккаби". Участвовали еще американцы, бразильцы, немцы, японцы, какие-то африканцы… Прилетаем — и папе сообщают, что первая игра у нас с "Маккаби", — рассказывал сын «папы», тончайший пониматель баскетбола Владимир Гомельский.
Гомельский-старший добился того, чтобы ЦСКА и "Маккаби" развели по группам того турнира.
Гомельскому-младшему задали вопрос:
"Не хотелось играть с "Маккаби" из-за отсутствия дипотношений у СССР с Израилем?".
А он ответил таким вот сумасшедшим данком (данк – бросок сверху в кольцо, термин в баскетболе):
"Может, я вас удивлю: израильтяне нам визу шлепали без всяких разговоров. Это мы не ставили игрокам "Маккаби" въездную визу в СССР!"
ЦСКА и "Маккаби" в итоге встретились в финальном матче.
"Матч получился, что называется, огневым. Отдаю мяч Ястребову. Его держит Броди (легенда израильского баскетбола; в 1977 году после победы в финале Кубка европейских чемпионов по баскетболу прокричал на камеру: "Мы на карте!"; с тех пор эта фраза постоянно употребляется как символ израильских успехов), капитан "Маккаби". Серега берет мячик так, что не выбить. Поворачивается вправо с поднятием локтя. Броди с ним сближается. Ястребов попадает ему в губы — и выносит четыре передних зуба! В середине площадки единственный еврей, говорящий по-русски. Родом из Одессы. Как же его фамилия-то… Перец! Броди уже в нокдауне, а Перец подбегает к Ястребову и бьет по лицу!"
Гомельский-младший уверял, что игроки "Маккаби" понимали: Ястребов ударил специально:
"Матч заканчивается — вручают нам кубок и ящик шампанского, которое вливаем в трофей. Тут у отца гениальная мысль! Говорит: "Ну-ка пойдите евреев угостите". Мы с Ястребовым понесли этот кубок в соседнюю раздевалку. Они выпили! С того дня у нас с "Маккаби" очень хорошие отношения. Отец знал, каким будет продолжение, но не сунулся… Мы жили в одной гостинице. Пропьянствовали с "Маккаби" всю ночь, преодолев языковой барьер".
"А тот, без четырех зубов?" — спросили интервьюеры.
"Был шитый-перешитый, пить больно. Но ржал вместе со всеми", — ответил Владимир Гомельский.
Спустя три года сборные СССР и Израиля разыграли золотые медали на проходившем в Италии чемпионате Европы. Советское телевидение показывало финал, но комментатор проявил чудеса словесной эквилибристики, ни разу не упомянув страну, чья сборная играла в финале со сборной СССР.
Советская сборная в итоге победила со счетом 98:76, самым ценным игроком турнира признали израильтянина Мики Берковича. А мне тот финал запомнился диалогом с моей теткой, в чьей квартире я и смотрел ту игру. Она меня спрашивает:
"Кто ведет?".
Ну я, пацан, пионер-всем-дитям-пример, конечно отвечаю:
"Наши!".
А тетка — мне:
"А кто тебе наши?"
* * *
Александр Гомельский — самый знаменитый и титулованный тренер в истории советского баскетбола. В свое время маршал Жуков подарил Гомельскому книгу воспоминаний, написав на форзаце "Маршалу баскетбола от маршала Жукова".
Из-за "пятой графы" и клеветников Александр Гомельский дважды становился невыездным:
"Рига, 1961-й. Возвращались из израильского турне. Там таможенных претензий не было. Но кто-то накатал анонимку: мол, Александр Яковлевич, как еврей, интересовался вопросом получения израильского гражданства. В 1986-м история повторилась — и отец снова стал невыездным. Пришла анонимка: пока сборная находилась в американском турне, Гомельский на два дня слетал в Тель-Авив и оформил себе израильский паспорт», — рассказывал Владимир Гомельский
"А на самом деле никуда не летал?" — спросили журналисты
"О чем вы говорите? Конечно, нет!" — ответил сын знаменитого "папы".
Телеграм-канал автора — t.me/Nechlenknesseta
Заголовок и подзаголовок даны редакцией