Мы вас поздравляем: Бюро по трудоустройству стало первым госучреждением Израиля, которое решило использовать в своей работе искусственный интеллект (ИИ)!
Петр ЛЮКИМСОН
Именно ИИ, а не какой-нибудь чиновник, будет теперь искать для безработных подходящую занятость. Так что отказаться от сделанного предложения под тем предлогом, что работа вам не подходит, больше не получится. ИИ — не человек, ошибаться не может, а если вам что-то не нравится, то после трех отказов вас просто снимут с пособия по безработице.
До сих пор, становясь на учет в Бюро по трудоустройству, вы были уверены в наличии от трех до шести месяцев на то, чтобы расслабиться и отдохнуть за государственный счет, пока подвернется новая стоящая работа. Разумеется, от вас требовалось раз в неделю отмечаться в Бюро, а дело чиновника было предлагать работу по специальности из имеющегося у него в компьютере списка. При этом если вы, к примеру, профессиональный кладовщик, то он и искал вам работу кладовщика, если инженер-химик, то, соответственно, вакансию в какой-нибудь лаборатории или на химическом заводе. Время от времени в этой системе, конечно, случались сбои, но они улаживались, что называется, на человеческом уровне.
Например, когда автор этих строк был безработным, сотрудник Бюро по трудоустройству предложил ему работу журналиста в газете "Аврора" на румынском языке. Когда я сказал, что мне это категорически не подходит, чиновник возмутился.
— Тут написано, что ты журналист, я предлагаю тебе работу журналиста, — сказал он. — Что не так?
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
— Все так. Но для журналиста рабочим инструментом является язык. У меня он — русский. Румынского я не знаю, — начал объяснять я.
— А что русский и румынский не одно и то же? Нет? Ну, так выучишь за пару месяцев! — продолжил настаивать чиновник.
В конце концов, я убедил его, что мне такое предложение не подходит, и он не стал записывать отказ.
Теперь все становится намного сложнее. Наше Бюро по трудоустройству решило взять разработанную в ЕС и основанную на ИИ программу ESCO. Программа эта занята тем, что круглые сутки исследует заданный ей рынок труда, определяет востребованные профессии и отбирает из списка безработных тех, кто больше всего подходит для того, чтобы ими заниматься.
Первое, что ИИ сделал на новом — израильском – поприще, это детализировал принятый в ЕС и в Израиле список профессий, увеличив их число с 700 до 3000. В этом как раз нет ничего страшного: хочется ему детализировать, пусть себе. Но затем ИИ задался вопросом, какими навыками должен обладать человек, чтобы успешно работать по той или иной профессии. А далее стал изучать какие именно навыки люди развивают, работая по той или иной конкретной специальности. И в итоге выдал список из 14.000 навыков.
Улавливаете, к чему все идет? Правильно! Многие люди, работающие на тех или иных, зачастую совсем не смежных работах, обладают или развивают похожие профессиональные навыки. Следовательно, если их переключить на другой род деятельности, внешне никак не связанный с предыдущим, они вполне могут его освоить за очень короткое время. Это как раз та работа, которую чиновник из плоти и крови сделать никак не мог: чтобы установить схожесть одного вида деятельности с другим из совершенно иной области, ему не хватало знаний, нужного объема информации, да порой и желания. И в случае чего с ним можно было договориться — как человеку с человеком. ИИ же этих недостатков начисто лишен. Он требует от чиновника лишь ввода данных о возрасте кандидата, поле деятельности, специальности, обозначенной в его дипломе об образовании, рабочем стаже и предыдущих местах работы, на их основе выводит список профессиональных навыков кандидата и — вуаля! — находит ему самую подходящую из имеющихся вакансий. Например — только например! — человек работал парикмахером. То есть привык по нескольку часов стоять на ногах и водить машинкой для стрижки туда-сюда. Так почему бы ему не стать штукатурщиком? Тому тоже надо стоять и водить рукой туда-сюда, только не машинкой для стрижки, а шпахтелем. Навыки-то те же!
Надо сказать, что поначалу ИИ был опробован в качестве пилотного проекта в нескольких городах страны. Проект был признан успешным, и его решено распространить на все 72 отделения Бюро с севера до юга. Впрочем, глава Службы по трудоустройству Рами Граур спешит успокоить вспыхнувшие страсти.
"Речь совсем не идет о том, чтобы заменить человека машиной, — говорит он. — Просто теперь работники нашей службы смогут предложить соискателю работы куда больший выбор вакансий. К тому же ИИ откроет для соискателя новые профессиональные горизонты. Это меняет реальность и позволит нашей экономике значительно лучше отвечать на все новые и новые вызовы постоянно меняющегося рынка труда".
Что ж, хотелось бы верить…
"Новости недели"