Давид ШАРП | Если враг не сдается

0

Израильская операция "Сила и меч" ("Оз ве-херев") продолжалась на уходящей неделе на земле и в воздухе

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Общий замысел, как это озвучивается на официальном и неофициальном уровне, остается примерно тем же: если ХАМАС не согласится освободить заложников, то эскалация с израильской стороны будет ступенчато нарастать. При этом в СМИ, в том числе в ведущих иностранных появляются публикации, согласно которым в ЦАХАЛе подготовлены к реализации планы полного или почти полного взятия сектора Газы под контроль. Показательно, что в последние дни силы 36-й регулярной танковой дивизии были переброшены в Южный округ для активных действий на случай принятия соответствующего решения. Этот факт был предан гласности, и нетрудно догадаться, для чего: чтобы ХАМАС понимал серьезность намерений Израиля.

Вряд ли подразумевается, что террористы согласятся отпустить всех заложников, речь идет о возвращении к той или иной вариации плана Уиткоффа — то ли урезанной с освобождением пяти-шести живых заложников, то ли полной с освобождением десяти-одиннадцати. Напомню, что план предусматривает также прекращение огня сроком примерно на полтора месяца, в течение которых должны идти переговоры об освобождении остальных заложников и прекращении войны, а также освобождение из израильских тюрем тысяч террористов.

Во вторник, 25 марта, ЦАХАЛ в общих чертах сообщил промежуточные итоги операции. Поражено свыше 420 целей и уничтожены 150 с лишним террористов (с этого дня, конечно, цифры существенно увеличились). Продолжилась весьма результативная охота за командирами боевиков среднего и высшего звена и политических руководителей в Газе.

 Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Через пять дней после ликвидации в самом начале операции хамасовского премьера Исама аль-Даалиса был уничтожен его преемник на данном посту, член политбюро движения Исмаил Бархум. Показательно, что до него дотянулись с воздуха внутри больницы "Насер" в Хан-Юнисе, где он по одной версии скрывался, а по второй лечился после ранения. До вступления на премьерскую позицию он, по армейским данным, отвечал в ХАМАСе за финансы. Незадолго до этого армия и ШАБАК уничтожили широко известного по выступлениям в СМИ другого члена политбюро — Салаха аль-Бардавиля. Следует отметить, что в политбюро ХАМАСа, руководящем органе движения, заседают представители Газы, Иудеи, Самарии и диаспоры. Имена представляющих Иудею и Самарии держатся в тайне во избежание ареста или ликвидации.

Весной 2021 года в Газе были избраны 17 штатных членов политбюро и три внештатных. Один из основателей ХАМАСа — Махмуд аз-Заар, тяжело больной и, по сведениям из источников в Газе, страдающий тяжелой деменцией, отказался от членства в этом органе еще в 2022-м, и с тех пор о какой-либо его активности в движении ничего не известно. Из 19 остальных ликвидированы 12, включая Яхъя Синуара и заместителя Мохаммеда Дефа — Маруана Ису. Сам Деф, кстати, в политбюро не состоял, зато состояли ликвидированные в Бейруте и Тегеране Салах аль-Арури и Исмаил Хания, но они не представляли Газу. Пятеро из семи оставшихся покинули сектор еще до 7 октября 2023 года. А из тех, кто еще там остается, — одна женщина, Фатма Шараб, которая на всех фотографиях фигурирует с закрытым лицом. Иными словами, чтобы газовская составляющая политбюро опустела, осталось совсем немного…

Еще одна категория лиц, ликвидацией которых в армии и ШАБАКе занимались особенно интенсивно, — "журналисты". Кавычки использованы потому, что помимо сотрудничества с пропагандистскими СМИ ХАМАСа или с "Аль-Джазирой", которая открыто продвигает нарратив террористов, многие из этих людей являются боевиками, частенько не рядовыми. Один из только что отправленных к гуриям внештатников "Аль-Джазиры" в свободное от "журналистской" работы время был вполне штатным снайпером батальона ХАМАСа.

Следует отметить целенаправленное уничтожение более сотни пикапов, в основном марки "Тойота", принадлежащих ХАМАСу и другим террористическим организациям и являющихся важнейшим компонентом мобильности и логистики боевиков.

На минувшей неделе возобновились ракетные обстрелы Израиля. Было очевидно, что за почти два месяца перерыва боевики предпримут максимум усилий для инвентаризации своего ракетного арсенала и приведения его в максимальную готовность. Все, что можно было откопать, собрать, обновить и т.д., было откопано, собрано и обновлено. И это пример того, что нас ожидает, если предоставлять ХАМАСу длительные перерывы. Во всех случаях ракеты перехватывались либо разрывались на открытой местности, после чего пресс-служба ЦАХАЛа на арабском языке обращалась к жителям районов запуска с призывом эвакуироваться, и по этим районам наносились интенсивные удары. Видимо, столь сложная реальность истощила терпение некоторых жителей Газы, в частности самого северного городка Бейт-Лахия. 25 марта именно там произошли демонстрации против ХАМАСа, сотни участников которых – и это показательно — не скрывали своих лиц. Демонстранты скандировали:

"Народ не хочет войны!", "Народ не хочет ХАМАС!", Народ не хочет "Аль-Джазиру"!

Некоторые комментаторы даже предположили, что это фальшивые акции, организованные ХАМАСом, но это вряд ли. С одной стороны, подобное внушает некоторый оптимизм, но пока нет причин считать, что в Газе созрела "революционная ситуация", и режим ХАМАСа вскоре будет низвержен массовыми стихийными протестами. И дело не в том, что ХАМАС по-прежнему пользуется популярностью, а в том, что организованных, противостоящих ему сил в секторе почти нет. Более 20 тысяч вооруженных и неплохо организованных боевиков, не считая другие силовые структуры, — это более чем весомый аргумент против почти невооруженного и неорганизованного потенциального оппонентов. Тем не менее речь идет о заслуживающих внимания событиях…

* * *

Происходило немало интересного, в том числе инцидентов нового типа, и на северных границах Израиля.

Хронологически все началось с Ливана. Впервые с момента прекращения огня наша территория, в частности Метула подверглась ракетному обстрелу (ранее состоялся еще запуск двух минометных мин по открытой местности в районе Ар-Дов). Половина из шести ракет (видимо, 107-мм дальностью около 8 км) были перехвачены "Железным куполом", остальные упали в Ливане. Обстрел велся с примитивных деревянных подставок, размещенных на северном берегу реки Литани, как раз в том месте, где она протекает максимально близко – примерно в пяти километрах — от границы. На повестке дня сразу встал вопрос "Кто стрелял?", и "Хизбалла" весьма оперативно опубликовала специальный релиз, в котором утверждала, что это не ее рук дело. Соответствующее сообщение было направлено и ливанским властям. Конечно, можно предположить, что шиитские террористы просто решили проверить, какой будет реакция Израиля. Вот только не совсем ясно, зачем им это было надо, ведь ЦАХАЛ и без столь очевидного повода решительно атакует объекты боевиков почти на ежедневной основе. "Хизбалла" же не в том положении, чтобы экспериментировать. Поэтому резонно предположить, что стрельба была локальной инициативой, возможно, одной из палестинских группировок, базирующихся в лагерях беженцев на юге Ливана, в районе Тира.

Израиль не преминул воспользоваться оказией. Министр обороны Исраэль Кац даже пригрозил ударить по Бейруту, чего в итоге не произошло под американским давлением, однако были осуществлены две серии атак. Среди целей оказались штаб, склады и десятки пусковых ракетных установок. По сведениям местного минздрава, погибли семь человек, трое из них опознаны в открытых источниках как боевики. Исключая столицу, ударам подергались все ареалы обитания сторонников "Хизбаллы" — юг и долина Бекаа.

ЦАХАЛ продолжил в обычном режиме наносить отдельные удары по боевикам и объектам террористов. Наиболее высокопоставленной фигурой, ликвидированной в последние дни, стал террорист, ответственный за противотанковые средства на "южном фронте" "Хизбаллы". По данным армии, общее число боевиков, уничтоженных после прекращения огня, уже превысило 110.

* * *

В Сирии на фоне постоянных ударов по складам и военным объектам (наследству Асада) произошел первый вооруженный инцидент непосредственно в принграничьи. Утром 25 марта бойцы разведроты "Голан" — нового подразделения, созданного в рамках прикрывающей Голанские высоты территориальной дивизии "Башан" приступили к патрулированию в самом южном секторе. Дело было около деревни аль-Койя, расположенной примерно в 5 км от границы с Израилем с сирийской стороны и вплотную к иорданской границе. Важно отметить, что в треугольнике границ Израиль-Сирия-Иордания, в отличие от центрального и северного сектора, особенно сложный рельеф, а в саму деревню силы ЦАХАЛа еще не входили. Что не помешало боевикам — вероятно местным жителям, — попытаться организовать засаду на израильтян. И это им почти удалось: с дистанции примерно в 300 метров с окраины деревни, они открыли огонь по дозору ЦАХАЛа. Будь боевики пометче… Но они, к счастью, промахнулись и получили ответный огонь, включая танковый. На место был вызван дежурный ударный БПЛА, с которого боевики были быстро обнаружены и поражены точным ударом. По разным данным погибло от четырех до девяти человек, организационная принадлежность которых пока неизвестна, однако известно, что во время войны в местных деревнях была очень сильна поддержка "Исламского государства".

По следам инцидента в ЦАХАЛе было решено несколько изменить практику, до сих пор используемую в буферной зоне на Голанах. Можно лишь констатировать, что подобный инцидент был вопросом времени. Будут и другие. В данной связи командованию стоит всерьез обдумать степень необходимости присутствия наших военнослужащих в некоторых местах и, тем более, демонстрации этого присутствия без особой цели там, где шансы попасть в засаду особенно высоки.

* * *

Ну и, наконец, йеменский фронт: хуситы с завидной регулярностью на ежедневной основе обстреливают Израиль баллистическими ракетами средней дальности. Цели своей они не скрывают — создать как можно больше проблем функционированию аэропорта им. Бен-Гуриона и воздушному сообщению Израиля. На момент написания этих строк система ПРО успешно справлялась с перехватами, собственных ударов Израиль, к сожалению, по Йемену не наносил. Впрочем, в отличие от времен Байдена, сегодня США гораздо интенсивнее бомбят хуситов. И совсем не факт, что в рамках своей воздушной операции Израиль может что-то существенно добавить к тому, что и так делается США. Правда, есть мнение, которого придерживаюсь, и я, что ответный удар в таких случаях — дело принципиальной важности.

 "Новости недели"

Интифада ХАМАСу

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий