О стёрке и анти-стёрке

0

Как в Израиле воевали с черно-белой социалистической идеей, согласно которой во имя всеобщего равенства глушилось цветное телевидение

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ольга ОМ КРОМЕР

Ровно в этот день в 1968 году начало вещать израильское телевидение. Пробные черно-белые передачи показывали уже в 1967 году, а в 1969 году перешли на полноценную неделю вещания, все еще черно-белую. С цветом было сложно.

Какая-то умная еврейская голова решила, что цветное телевидение способствует дополнительному расслоению израильского общества на тех, у кого есть цветные телевизоры, и тех, кто все еще пользуется старыми приемниками. Решение проблемы неравенства нашли быстро — фильтровать цветной сигнал и оставлять только черно-белый, так что даже счастливые обладатели цветного телевизора могли смотреть передачи только в черно-белом варианте.

Устройство, которое выполняло операцию фильтрования, по сути стирания цветного сигнала, получило почетное название «стёрка». У «стёрки» была одна проблема. Невозможно полностью стереть цветные сигналы, не уничтожив также и черно-белое вещание. Удалялся так называемый сигнал синхронизации, который устанавливал соответствие между черно-белыми и цветными пикселями. Без него телеприемник не мог понять, где какой цветной пиксель отображать, и работал в черно-белом режиме.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Только в 1977 году, во время исторического визита президента Египта Анвара Садата в Иерусалим, «стёрку» отключили, и трансляция шла в цвете. После отъезда "телеглушилку" запустили снова.

Но израильтяне, как известно, не пальцем делались, и на каждую умную еврейскую голову найдется еще более умная. Часть израильтян вместо израильских передач начала смотреть цветные трансляции из арабских стран. Другая часть задумалась.

Человеком, который нашел способ преодолеть стирание цветовых сигналов из трансляций, стал инженер-электронщик Мули Эден, впоследствии — генеральный директор исследовательского центра Intel в Хайфе. Решение было гениально простым – создать устройство, генерирующее сигнал синхронизации и подключить его к телевизору. Устройство получило название «антистёрка». В отличие от «стёрки», стоявшей в центре телевещания, «антистёрки» стояли в домах.

Не обошлось без проблем. Поскольку сигнал синхронизации вырабатывался самим телевизором, он не всегда был по-настоящему синхронизирован с цветным вещанием. Цвета на экране периодически сбивались. Приходилось время от времени настраивать «антистёрку» вручную, иногда по несколько раз в час. К тому же устройство была довольно дорогим: до 4000 лир, почти 10% от цены нового цветного телевизора. Тем не менее около 90 процентов израильтян покупали новые телевизоры вместе с «антистёркой».

В конце концов израильское правительство осознало, что не может вести эту глупую войну вечно и что 180 миллионов лир в год, потраченные на «стёрку», уходят коту под хвост. Управление вещания начало постепенно переходить на полноцветное вещание. 13 октября 1979 года состоялась повторная трансляция первого конкурса песни «Евровидение», состоявшегося в Израиле в марте, на этот раз в цвете. Зрители увидели в цвете участников израильской группы «Молоко и мед», занявших первое место с песней «Аллилуйя». Постепенно перестали удалять цвет из передач, закупаемых за рубежом, потом Управление телевещания закупило современные цветные камеры. Цвет победил.

Телеграм-канал писательницы — t.me/omkromer

Отважная "звезда" израильской сцены

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий