В крупном бельгийском городе объявлена война брит-миле. При этом к мусульманскому обрезанию отношение городских властей вполне лояльное. Ну а наводчиком стал… псевдораввин-отщепенец
В Антверпене разгорелся скандал после полицейских рейдов на дома людей, совершающих обрезание, включая известных раввинов Аарона Экштейна и Моше Давида Ландау. Полиция конфисковали инструменты моэлей, и потребовали списки детей, которым они делали обрезание за последний год, сообщает телеграм-канал "Люди в черном".
Председатель Европейской еврейской ассоциации раввин Менахем Марголин осудил рейды, назвав их частью более широкой кампании запугивания еврейских религиозных деятелей в Бельгии. Глава Конференции европейских раввинов Пинхас Гольдшмидт назвал событие подавлением религиозных свобод.
Ортодоксальный депутат бельгийского парламента и представитель общины Михаэль Фрейлих признал отсутствие чёткого законодательства в этой области. По сути, полиция действовала в рамках понимания того, что деятельность моэлей должна быть лицензирована и регулироваться законом. Сам Фрейлих давно работает над таким законодательством на уровне ЕС, однако борьба евробюрократии с обрезаниями и кошерным забоем скота перевешивают его усилия.
Однако все это, как ни странно, лишь фон. Катализатором этих событий стал Моше Арье Фридман, известный провокатор-радикал, который уже больше десяти лет преследует ортодоксальные еврейские общины в Европе.
Фридман, уроженец Бруклина, проживающий в Антверпене, заслужил репутацию предателя и изгоя. Он называет себя раввином, хотя таковым никогда не являлся. Его имя стало синонимом скандала после участия в конференции в Иране в 2006 году, ставившей под сомнение Холокост, и дружбы с тогдашним президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Являясь членом «Нетурей Карта», Фридман также заявлял о контактах с лидерами ХАМАСа и публично выражал сомнения в числе жертв Холокоста. Эти действия привели к его отлучению от еврейских общин Антверпена и Вены, где он проживал ранее, а его детям было отказано в посещении общинных учреждений.
В 2011 году Фридман вернулся в Антверпен. Столкнувшись с отказом местных ортодоксальных школ принять его сыновей, он попытался определить их в школу для девочек (через скандал в СМИ и суд), что также не увенчалось успехом. Именно его жалобы в полицию на моэлей на проведение обрезаний, спровоцировали полицейские рейды.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Сам Фридман, естественно, утверждает, что его преследуют за убеждения, а он лишь защищается и ищет правды. Реальность в том, что за ним тянется шлейф не только скандалов, но и исков по долгам, которые Фридман оставлял после себя сначала в США, а потом в Европе. В поисках внимания к себе он преследует еврейские общины (даже когда в результате проигрывает суды).
Отметим, что к нынешней деятельности «Нетурей Карта» Фридман уже давно отношения не имеет. Это не оправдание для данной секты, но кажется даже они отказываются вести с ним дела.
Фридман использует правовую систему для преследования общины и подрыва ее традиций. Михаэль Фрейлих прямо заявил, что именно Фридман стал главной причиной нынешнего обострения ситуации. Община опасается, что его провокации могут привести к дальнейшему ограничению религиозных свобод и нарушению многовековых традиций.
* * *
С псевдораввином-отщепенцем или без, но сама по себе охота на моэлей выглядит, мягко говоря, малопривлекательно. Особенно на фоне того, что хитан, усечение крайней плоти по мусульманским традициям, считается вполне легитимным, отмечает обозреватель журнала "ИсраГео".
В Антверпене проживает значительное мусульманское население, составляющее около 25% от общего числа жителей города. Ссориться с четвертью горожан, многие из которых весьма агрессивны, властям ох как не хочется.
Евреев же в городе около 20000–25000, то есть, почти в десять раз меньше, чем исповедующих ислам. Это одна из крупнейших городских еврейских общин в Европе. Большинство из местных евреев принадлежат к ортодоксальным или ультраортодоксальным течениям, включая хасидов.
Кстати, еврейская жизнь в Антверпене и без охоты на моэлей – не сахар. В 1980 году на еврейских детей было совершено нападение арабским террористом, а спустя год в антверпенской синагоге произошёл теракт, ответственность за который взяла на себя палестинская террористическая организация "Чёрный сентябрь". Тем не менее иудеи, многие из которых занимаются здесь бриллиантовым бизнесом и имеют параллельно израильское гражданство, покидать Бельгию не собираются.