Назначение генерал-майора Давида Зини главой ШАБАКа — что за сыр-бор вокруг этого?
Лора ШАВИТ, Борис ГОДУНОВ
(То есть не назначение, а декларация о намерении премьер-министра назначить Давида Зини на должность после прохождения положенных этапов — утверждения комиссией Груниса и решения правительства)…
Зини — опытный офицер, боевой командир. За плечами более 30 лет службы: «Сайерет Маткаль» (спецназ Генштаба), «Эгоз» (элитное подразделение), легендарная бригада «Голани» и командование армейским корпусом.
Казалось бы, классическая история израильского успеха: бабушка Рахель пережила Освенцим и ужасы Менгеле, а её внук — командир спецназа, защищающий граждан Израиля от террора.
Так откуда весь этот шум?
К тому же именно Давид Зини — ещё до 7 октября — представил внутренний доклад, в котором указывал на серьёзные уязвимости в южной обороне.
Он предупреждал о возможности прорыва со стороны ХАМАСа.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Доклад проигнорировали.
О его существовании стало известно только после трагедии.
И вот — как по шаблону в этой каденции — юридическая советница правительства Гали Бахaрав-Миара немедленно заявляет, что назначение «проблематично».
Следом — ожидаемая петиция к Верховным судьям, в БАГАЦ.
Официальная причина?
У Нетаниягу, мол, конфликт интересов из-за дела «Катаргейт».
При этом премьер-министр не является ни обвиняемым, ни даже свидетелем — расследуют подозрения в отношении его сотрудников.
Если бы Миара действительно хотела найти компромисс, она могла бы просто вывести «Катаргейт» из зоны ответственности нового главы ШАБАКа.
Тем более, что глава службы безопасности и так не участвует в оперативных расследованиях лично.
Но давайте копнём глубже.
Сама юридическая советница находится в жёстком конфликте интересов:
— Верховный суд потребовал от неё письменное объяснение по поводу связей с Роненом Баром, уходящим главой ШАБАКа.
— Более того, Миара состоит в близких отношениях с Джеки Эшелем, ключевым свидетелем в одном из открытых против Биньямина Нетаниягу расследований.
Если бы — а точнее, когда — подобное касалось премьер-министра от «правильной» коалиции (например, в каденцию прошлого Правительства Перемен под руководством Беннета-Лапида), назначение было бы утверждено без единого возражения.
Ведь та же Гали Миара и не пикнула, когда коалиция Лапида-Беннета назначила нового начальника Генштаба буквально за считанные дни до выборов в Кнессет, в период так называемого переходного правительства, деятельность которого крайне ограничена.
Юридическая советница не протестовала против газового соглашения с Ливаном, подписанного без голосования в Кнессете, когда у Правительства Перемен под конец уже не было большинства.
Как и в случае с Национальной гвардией («личные фаланги Бен-Гвира»), сейчас из каждого утюга несётся апокалиптичная картинка, в которой ШАБАК превращается в «тайную полицию Биби».
Истинная причина нагнетаемой истерии ясна даже старшекласснику.
Это не про Давида Зини.
Это про юридический диктат номенклатуры. Про отчаянную попытку помешать назревшим изменениям в правовой системе.
Реальная причина беспокойства состоит в том, что в случае конституционного кризиса глава ШАБАКа встанет на сторону выбранного правительства, которому должен подчиняться по закону, а не побежит на полусогнутых в лагерь самопровозглашённых «стражей демократии» и «последнего бастиона либерализма» — к тем, кого израильтяне метко называют Юристократией (хотя речь идёт не только и не столько о судьях и прокурорах).
Именно поэтому Давид Зини из доблестного воина в одночасье превращается в мракобеса с дюжиной отпрысков, в аморального фанатика, которому якобы нет дела до судьбы заложников.
Ничего нового. Просто повторение того же сценария на той же арене — с новым назначением, но уже знакомым переполохом и индуцированной паникой.
Телеграм-канал «Борис и Лора из иврит-дозора»