Уходящую политическую неделю трудно назвать бурной, хотя событий "местного значения", безусловно, хватало
Петр ЛЮКИМСОН
Достаточно вспомнить заседание ЦИК, на котором разбиралась жалоба "Ямины", утверждавшей, что за валом анонимных публикаций против Нафтали Беннета и партии в целом стоит "Тиква хадаша" и ее лидер Гидеон Саар. После того как "Ямина" представила убедительные доказательства своей версии, представителям "Новой надежды" не оставалось ничего другого, как признать, что это — правда. "Можете сделать удивленное лицо. Это — старая политика, а никакая не новая надежда", — констатировали в "Ямина".
Еще одним заметным событием уходящей недели стало заявление Авигдора Либермана о том, что его поддержка Закона о еврейском характере государства была ошибкой и после выборов этот закон должен быть пересмотрен. Ряд популярных блогеров восприняли эти слова как декларацию о переходе НДИ в левый лагерь, поскольку именно отношение к указанному закону считают сегодня главным маркером в определении принадлежности к левому или правому лагерю. Пытаясь объяснить демарш лидера своей партии, депутат Евгений Сова заявил, что этот закон неким загадочным образом ущемляет права друзов, многие из которых "являются бОльшими евреями, чем некоторые евреи".
Почти все партии продолжали в последние дни прояснять свою позицию по поводу будущей коалиции. Так, лидер "Аводы" Мейрав Михаэли заявила, что ради отстранения Биньямина Нетаниягу от власти готова войти в одно правительство с Нафтали Беннетом и Гидеоном Сааром. Последний, в свою очередь, впервые четко озвучил, что не имеет ничего против создания правительства с Яиром Лапидом в качестве премьер-министра по ротации. Но тут выяснилось, что этот вариант не приемлем для Нафтали Беннета — он заявил, что "Ямина" не окажет поддержки правительству, возглавляемому политиком из левого лагеря, включая Яира Лапида, хотя не против работы с "Еш атид" в качестве партнера по коалиции.
"Я хочу сменить Нетаниягу и сохранить власть правого лагеря", — подчеркнул Беннет. Но, судя по всему, он понимает всю иллюзорность достижения этой цели и потому допускает союз с "Ликудом" и Нетаниягу, если на горизонте замаячат пятые выборы, которые "станут катастрофой для экономики".
Проблема заключается в том, что, по последним опросам, Биньямину Нетаниягу вряд ли удастся составить коалицию даже в случае присоединения к ней партии "Ямина". Вдобавок, в связи с недавним решением правительства блокировать Иерусалим на время Пурима, у "Ликуда" явно наметился конфликт с "Яадут а-Тора". Лидеры последней теперь заявляют, что не исключают вступления в коалицию Гидеона Саара — разумеется, без НДИ, "Еш атид" и МЕРЕЦ.
По мнению таких известных критиков Биньямина Нетаниягу в израильских СМИ как Бен Каспит, Шалом Иерушалми и др., премьер уже понял, что проиграет, и потому утратил прежнюю напористость и запаниковал. Одно из свидетельств паники они усматривают в недавнем интервью Нетаниягу, когда на вопрос "кто несет ответственность за смерть от коронавируса почти 6000 израильтян", он ответил: "Спросите об этом лучше у пака-пака или шаша-шаша" — явно имея в виду недавнюю главу комиссии по борьбе с эпидемией Ифат Шашу-Битон.
Сама г-жа Шаша-Битон, занимающая вторую строчку в списке "Тиква хадаша", увидела в этом намек на свое сефардское происхождение и заклеймила выпад премьера как расистский. Эту трактовку немедленно подхватили многие израильские СМИ в надежде, что подобное обвинение оттолкнет от Нетаниягу избирателей-сефардов. Судя по всему, этого не произошло: рядовые израильтяне прекрасно поняли, что глава правительства имел в виду не принадлежность Шаши-Битон к той или иной общине, а ее сопротивление многим решениям правительства, призванным погасить распространение эпидемии.
Но этим неприятности "Ликуда" и его лидера не ограничились. Немалое возмущение в партии вызвало решение ЦИК вырезать из сатирической программы "Стендап нэйшн" кадры с участием Биньямина Нетаниягу, поскольку шутки, которые позволял себе во время съемки премьер, по мнению главы избирательной комиссии судьи Узи Фогельмана, носили явно выраженный политический характер, что недопустимо в период предвыборной гонки. "Ликуд" в ответ обвинил судью Фогельмана в двойных стандартах, напомнив, что ни Яир Лапид, ни лидеры других партий подобной цензуре не подвергались.
Но дело в том, что времена изменились, и закон, запрещающий политикам заниматься саморекламой на радио и ТВ, безнадежно устарел. Конечно, когда в стране был только один или два телеканала, которые смотрело подавляющее большинство населения, этот закон действительно был нужен. Но в наши дни, помимо множества радиостанций и телеканалов, есть еще и сайты (почти у каждого свой внутренний телеканал), есть множество социальных сетей, так что выступление политика на том или ином канале ТВ мало что может изменить в его рейтинге. По сути дела, закон давно и открыто нарушается, и на это закрывают глаза, понимая, что соблюсти его уже невозможно. Но, как видим, в отдельных случаях по чьей-то очередной жалобе его можно вытащить из сундука, стряхнуть нафталин и применить к исполнению.
Неудачей закончилась и попытка "Ликуда" дать старт избирательной кампании, собрав своих активистов в иерусалимском комплексе "Биньяней а-Ума". Собрание было прорекламировано как "первое публичное мероприятие на основе "зеленых паспортов", но в итоге его пришлось отложить на неопределенную дату.
В "Ликуде", по всей вероятности, отдают отчет в том, насколько в сложной ситуации оказалась партия, и готовятся к любому, в том числе наихудшему, варианту развития событий. Председатель коалиции Мики Зоар не исключает, что после выборов его партии придется уйти в оппозицию, и не видит в таком сценарии ничего страшного. "Мы знаем, что такое демократия, и умеем уважать выбор избирателя. Но, думаю, если это произойдет, Израиль не только остановится в своем движении вперед, но и откатится назад. А потому коалиция во главе с Яиром Лапидом — а другого варианта я не вижу! — продержится у власти очень недолго, а мы сделаем все, чтобы как можно скорее вернуть себе руль управления государством", — сказал Зоар.
Но загадывать наперед, безусловно, не стоит. Предвыборная кампания еще не вышла на финишную прямую. Возможно, в оставшиеся 19 дней нас ждут крутые повороты и громкие скандалы, способные кардинально изменить расклад сил в пользу того или иного лагеря.
[nn]
Мы обвиняем, нас обвиняют…