Кетиа Бар Шалом — древнеримский юдофил

0

Из книги "Выдающиеся филосемиты прошлого". Кетиа Бар Шалом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ариэль КАЦЕВ, доктор филологических наук, Йокнеам 

 

За две тысячи лет пребывания в галуте евреи претерпели неимоверные испытаниям, подвергаясь всевозможным преследованиям, ограничениям в правах, изгнаниям, пыткам, погромам, сожжению на костре и, наконец, массовому истреблению. Но всегда и везде возникали люди — их были единицы, — которые, как звездочки во мгле, несли в себе свет гуманизма и благородства, люди, готовые защитить евреев ценой остракизма, карьеры, свободы и даже жизни.

Согласно древним источникам, одним из первых защитников евреев в Европе был Кетиа — римский сенатор, советник императора. Он не только попытался вступиться за евреев, но и поплатился за это жизнью.

Предположительно, императором в то время был Домициан, правивший Римом в конце первого века новой эры. В отличие от своего предшественника — умного и сравнительно либерального Тита, его брата, это был человек глупый, тщеславный и жестокий. Об этом свидетельствует хотя бы то, что часть своего времени он проводил за ловлей мух и протыканием их острием палочки для письма. Это его "интеллектуальное занятие" стало притчей во языцах, и до наших дней дошла шутка: Когда придворного спросили: "Есть ли кто-либо в покоях императора?" последовал ответ: "Никого. Даже мухи".

Домициан отличался свирепым нравом. Получив власть, он приказал называть себя государем и богом и ставил в свою честь золотые и серебряные статуи. В казне не хватало денег, и он принялся отбирать имущество у римлян. Он жил в вечном страхе перед заговорами и по малейшему подозрению казнил сенаторов, подвергая их перед смертью мучительным пыткам. К тому же, он ненавидел евреев и вынашивал идею их истребления на территории Римской Империи.

В отличие от своего последователя, явившегося в мир почти через два тысячелетия, он все-таки решился посоветоваться на этот счет с сенаторами. На созванном совете Домициан предложил им высказать свое мнение по проблеме. Советники, зная ненависть Домициана к евреям и его крутой нрав, единодушно сказали: "Да, евреев нужно истребить". Единственным человеком, нашедшим в себе мужество возразить, оказался сенатор Кетиа. Он сказал, что уничтожение евреев, рассеянных по всей Римской Империи, может нанести ей непоправимый вред. Все замерли, ибо хорошо представляли, что значит перечить императору. Но Домициан был не только злобен, но и коварен. Он сделал вид, что согласен с Кетией и в знак согласия кивнул. Над Кетией навис Домоклов меч. Друзья советовали ему бежать из Рима, но он решительно отказался.

Через несколько дней Кетиа был взят под стражу и приговорен к смерти. Перед смертью он изъявил желание подвергнуться процедуре обрезания в соответствии с еврейской традицией. Его желание было выполнено, и удовлетворенный, Кетиа предстал перед Всевышним в надежде попасть в рай в облике еврея. Перед казнью Кетиа завещал все свое имущество рабби Акиве и его ученикам, находившимся в то время в Риме. Что же касается Домициана, то он плохо кончил, так и не осуществив свой дьявольский замысел, будучи убитым 18 сентября 96-го года придворными по инициативе собственной жены.

В другой похожей легенде некий анонимный сенатор совершает обряд обрезания и вслед за тем самоубийство, выражая тем самым протест против якобы принятого сенатом декрета об уничтожении евреев в течение тридцати дней.

Живший в Польше в девятнадцатом веке еврейский историк и историограф Генрих Грец отождествляет Кетию с Флавием Клементом, племянником Домициана, который был казнен за "атеизм", приравнивавшийся к иудаизму.

Почему же Кетиа получил прибавку к имени — Бар Шалом?

Очень просто — сделав обрезание, он превратился в еврея. Кроме того, в этом имени имплицируется мысль — обрезанный да пребудет в мире.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий