Нынешний, 21-й по счету, международный конкурс карикатур в Хайфе будет посвящен свободе самовыражения художников
"Похищение Европы". Рисунок Сергея Сыченко (ниже — версия до того, как главный редактор одного из израильских СМИ попросил художника не оскорблять чувства престарелых читателей)
Разумеется, эта тема родилась у оргкомитета не случайно: после парижского теракта, основными жертвами которого стали карикатуристы и другие сотрудники журнала "Шарли Эбдо", было принято решение таким образом выразить протест джихадистам.
Президент ассоциации израильских карикатуристов "Пенком" Геннадий КОСТОВЕЦКИЙ поведал, что вначале возникла идея поднять тему террора. Но затем, после разговора с мэром Хайфы Йоной Яхавом, все-таки пришли к выводу, что свобода самовыражения художников — более актуальная тема. Поскольку хайфский муниципалитет — один из организаторов конкурса, такая поддержка очень важна.
— Конечно, толчком для принятия такого решения стали трагические события во Франции, — говорит Геннадий. — Хотя сама тема вызревала давно. Собственно, перед карикатуристом всегда возникает вопрос, что он может изображать и как. Ведь кроме пророка Мухаммеда есть масса острых тем, тот же секс, например. Да что там секс, кто-то можем изобразить дородную мамашу с ребенком, а другой будет утверждать, что для него мама — это святое и он не позволит…
Ведь и сейчас во многих странах, скажем в той же России, звучат голоса, вроде бы осуждающие произошедшее в Париже, за которыми следует предложение начинающееся с "но…" (нам такие сентенции хорошо знакомы: "Я осуждаю обстрелы Израиля из Газы, но я против непропорционального применения силы или "но… как им по-другому бороться с оккупацией"). Как сказал один умный человек, после этого "но" и следует то основное, что этот человек хотел сказать. Все предыдущее — для политкорректности, и то в лучшем случае.
Поэтому когда говорят: "Мы осуждаем террор, но не надо было рисовать пророка", по крайней мере, лукавят. Рисовать художник может всё, но то, что он будет рисовать, ограничено его моральными принципами, этикой и законами той страны, в которой он живет. То, что свято в Пакистане, может быть совсем не свято в Дании.
Во Франции, стране, откуда пошли по миру политические свободы, которая дорого заплатила за их воплощение, карикатуры на пророка и прочие святыни любого народа рисовать можно. Они так решили и запрещать это им никто не вправе. Тем более убивать.
Поэтому мне кажется, что все участники нового конкурса своими работами постараются сказать миру, то есть нам всем: "Мы — Шарли!"
Как обычно, финал состоится в дни праздника Суккот, но работы мы будем принимать только до июля. Адрес для писем — POB 45598, Haifa, 31454, Israel.
Где можно посмотреть положение конкурса, условия оформления работ?Подскажите, пожалуйста…
Мэйл Геннадия Костовецкого [email protected]