Борьба семьи Фейгиных за возвращение в дом мартышки по имени Яша увенчалась успехом
Яша был членом семьи — те, у кого дома есть животные, прекрасно понимают это. А если эти наши братья меньшие живут рядом десятилетия, то воспринимаются уже как люди.
Яша поселился у Ларисы и Леонида Фейгиных еще в 1989 году. И никаких сомнений в его алие вместе с семьей не было. Так Яша в 2000 году стал новым репатриантом. При этом предусмотрительные Фейгины обеспечили его всеми необходимыми документами. К тому же тогда еще не был принят закон, регламентирующий, какие животные могут жить с людьми, а какие — нет.
Каково же было удивление Фейгиных, когда спустя два года в их ришонскую квартиру явились инспекторы Управления охраны природы (Рашут а-тева) и забрали Яшу под предлогом, что диких животных в Израиле держать в домах запрещено. Но вскоре мартышку удалось отбить и при этом получить разрешение на его содержание в квартире. На лицензии была указана дата истечения ее срока годности — 2004 год, однако Фейгины, к сожалению, не придали этому факту значения.
Прошло тринадцать лет со дня первого ареста, и вдруг за порогом вновь выросли фигуры суровых инспекторов Рашут а-тева. На этот раз помимо отсутствия лицензии на содержание дикого животного Фейгиных обвинили в дурном обращении с мартышкой. Кто настучал на них — Бог весть, но здоровье престарелого Яши и в самом деле было далеким от идеала. Оправдания, что диабет, почти полная слепота и выпавшие зубы связаны с преклонным возрастом, не подействовали ни на инспекторов, ни на мировой суд. Яша был снова изъят из семьи и передан в обезьяний питомник в Бен-Шемене. Суд отказал Фейгиным даже в праве навещать Яшу под предлогом, что это помешает его абсорбции среди других обезьян.
Адвокаты Ехиель Лямыш и Алекс Паткин подали апелляцию на решение суда. К борьбе за возвращение Яши подключилась русскоязычная общественность, депутаты Кнессета Ксения Светлова и Тали Плоскова, Девятый телеканал, радио РЭКА и другие СМИ. За право мартышки жить в семье выступили и ивритоязычные журналисты — прежде всего, радио Решет Бет и Десятый телеканал.
Это были пять месяцев упорства, злости на равнодушную к людям и животным систему, упертости в поисках правды, фактов, прецедентов, поддержки, помощи и семье, и адвокатам. Члены инициативной группы вели активную переписку с ведущими приматологами мира. Мы искренне переживали за семью и за Яшу. Фейгины неожиданно для себя стали очень близкими немалому количеству людей.
И демонстрация протеста была. И эти изматывающие нервы суды… И наши переживания и молитвы… И поиски второго адвоката… И споры и нападки равнодушных и не шевельнувших пальцем, но готовых полить грязью остальных…
22 мая состоялся четвертый суд. О его итогах рассказывает адвокат Алекс Паткин:
— Иерусалимский областной суд в лице судьи Моше Йоада а-Коэна в тринадцатистраничном подробном вердикте принял нашу апелляцию и распорядился вернуть Яшу домой, при условии, что представители Управления охраны природы смогут наблюдать за ним в доме семьи Фейгиных. Суд принял все наши доводы и аргументировал своё решение прецедентом, когда 17-летняя обезьяна, изъятая из семьи, также была возвращена домой. Отмечено: нет никакого сомнения в том, что несмотря на предположительное отсутствие осмотра ветеринара в те годы, когда Яша проживал в семье Фейгиных, он прожил исключительно долгую жизнь, и это свидетельствует лучше всего о том, как с ним обращались. Были и другие аргументы в пользу истцов — даже с привлечением древних еврейских источников и французского кодекса. И вот самый главный пункт решения судьи, 41-й: "Суд принимает апелляцию и Яша возвращается истцу и её семье…" Хочу поздравить с победой и выразить восхищение стойкостью всех, кто помогал бороться за Яшу всё это время.
То, что произошло, прецедент. Помощь всем, кто окажется в этой ситуации после нас. А еще вера в силы и сплоченность. Деятели Рашут а-тева, проиграв суд, обязаны не просто отойти тихо в сторону, а еще и ответить за клевету, за оскорбления, за потоки лжи и запугивание, за то, что оклеветали Ларису Фейгину, добившись, что полиция завела на нее уголовное дело за жестокое отношение к Яше.
Все отписки, пустые и бездушные, мы помним. В том числе — от министра экологии Ави Габая, который, кстати, уже покинул свой пост — уж очень ему оказалось не по нраву, что в правительство вновь вошли Авигдор Либерман и Софа Ландвер.
От имени семьи Фейгиных хочу поблагодарить всем, кто нам помог.
А Яше давайте пожелаем здоровья и долгих лет жизни в той семье, которая была и остается единственной, где он может чувствовать себя человеком.