Идет охота на щеглов

0

Незаконный бизнес птицеловов

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Ян СМИЛЯНСКИЙ

 

В середине июля задержала четырех жителей Восточного Иерусалима, которые охотятся на этих птиц. В момент задержания у них обнаружили 30 щеглов. Если учесть, что минимальная стоимость щегла составляет 250 шекелей, а после привития ему определенных певческих навыков может дойти до 10 тысяч, можно только поразиться, какую огромную сумму заработали браконьеры за день работы.

А ведь они далеко не единственные: не прошло и недели, как были задержаны еще трое браконьеров, варварским способом перевозивших в коробках 33 щеглов. Несколько птиц к моменту задержания браконьеров были мертвы, остальных сотрудники полиции под руководством инспектора Управления охраны природы выпустили на волю.

Сегодня в Израиле наблюдается немалый спрос на пернатых, породивший огромный нелегальный рынок, через который ежегодно прокручиваются сотни миллионов шекелей. И все же щеглы, да простят нам такой каламбур, — особая песня. Необычайно красивые, пестрые (отсюда и их русское название) птицы, они вдобавок обладают очень мелодичным голосом, и среди них, как среди кенаров, попадаются особые таланты. В арабском, да и во всем мусульманском мире щегол считается украшением дома или сада, поэтому почти каждый преуспевающий арабский бизнесмен в Израиле и ПА считает необходимым иметь в доме несколько птиц этого вида — количество клеток со щеглами в палисаднике является для местных арабов одним из важных показателей социального статуса. Отсюда и масштабы, которые приняла ловля щеглов в нашей стране. Причем ловят их нередко самыми варварскими способами, цинично используя особенности образа жизни и поведения этих замечательных птиц.

Одно из орудий лова — необычайно тонкая капроновая сетка, которая расстилается на траве, и на ней разбрасывается приманка. Щегол, заметивший приманку, ступает лапкой на сетку и освободить ее уже не может. Чем больше он мечется, тем сильнее запутывается в капроновой паутине и начинает звать на помощь. Дело в том, что щеглы — стайные птицы, и помочь попавшему в беду сородичу считают за долг. Они слетаются на крик, пытаются высвободить собрата и, как следствие, сами оказываются в капроновом капкане. Разумеется, в силки попадаются и другие виды птиц, но если они не имеют особой ценности на рынке, браконьеры их безжалостно уничтожают. Что же касается щеглов, то у многих особей в результате такого способа ловли повреждаются лапки и крылья, хотя, как правило, через день-два они восстанавливаются.

Известно также, что щеглы являются большими любителями воды, и этим обстоятельством часто пользуются израильские птицеловы: ставят у водных источников магнитофон с записью крика попавшего в беду щегла — и птицы слетаются в это место. А иногда водоем создается искусственно — просто ставят посреди поля заполненный водой надувной бассейн и ловят щеглов, слетевшихся попить.

Большинство пойманных птиц продаются любителям в первые же дни. Но часть птицеловы некоторое время держат в клетках рядом с канарейками и другими певчими птицами, чтобы щеглы освоили искусство пения, после чего, как уже было сказано, цена на них многократно возрастает.

У израильских птицеловов принято скрещивать щеглов с кенарами. Получившийся гибрид называют бендуком (арабский аналог ивритского слова "мамзер" — незаконнорожденный), и эти птички, как правило, обладают хорошими певческими данными.

— Ситуация со щеглами крайне тревожная, — говорит орнитолог Управления по охране природы и национальных парков Амир Балабан. — Раньше они водились во множестве почти повсеместно, а сейчас мы относим их к редкому, можно сказать, исчезающему виду. В центре и на юге страны щеглы уже практически исчезли, и браконьеры выезжают ловить их в Галилею и на Голанские высоты, где они встречаются довольно часто. Но если раньше в тех местах насчитывались тысячи птиц, то теперь счет пошел на сотни, и с каждым днем щеглов становится все меньше. Есть несколько популяций в районе Иерусалима, мы стараемся сохранить их местонахождение в тайне, но зимой в поисках пищи птицы приближаются к жилищу человека и становятся легкой добычей птицеловов.

Сложность выслеживания и ареста птицеловов заключается в том, что им — в отличие, скажем, от браконьеров, которые охотятся на ланей, или рыбаков, — не требуется мгновенно выдающее их оружие или сети. Часто этот "бизнес" является семейным, и компания браконьеров может отлично замаскироваться под семью, выехавшую на пикник или совершающую велосипедную прогулку. А для транспортировки добычи они всегда используют несколько машин, искусно запутывая погоню.

Не так давно Управление по охране природы подключило к охоте на птицеловов подразделения МАГАВа и обычную полицию, которая задействовала своих информаторов. Это несколько улучшило дело, но ненамного: в 2018 году были пойманы 80 браконьеров, с начала нынешнего года — 39, и все понимают, что это лишь незначительная часть тех, кто занят "щеглиным" промыслом.

По мнению инспекторов управления, проблема заключается еще и в том, что закон в нашей стране недостаточно строг к браконьерам, а судьи весьма снисходительны к совершаемым ими преступлениям и, как правило, ограничиваются небольшим штрафом. Это, разумеется, птицеловов не останавливает: они вновь выходят на охоту, вновь попадаются и вновь отделываются штрафом. "Понятно, что, сидя на скамье подсудимых, браконьер не испытывает страха, только мысленно подсчитывает, сколько пойманных птиц уйдет на покрытие штрафа и сколько он заработает на остальных, — заметил один из инспекторов. – А вот если бы ему грозило тюремное заключение, он размышлял бы иначе и, возможно, сократил масштабы ловли — хотя бы из страха вновь оказаться за решеткой".

Разумеется, щегол — далеко не единственный вид птиц, на которых охотятся ради наживы. Огромным спросом на "птичьем рынке" Израиля пользуются ливанский сокол, коноплянка, зимородок и другие пернатые, цены на которых составляют несколько тысяч шекелей за особь. Остается напомнить, что содержание диких видов птиц и животных в неволе в нашей стране противозаконно – вне зависимости от того, как они у вас оказались. И, поверьте, попадать в поле зрения полиции и инспекторов Управления по охране природы не стоит, пусть даже это не грозит тюремным заключением.

* * *

В рамках международной операции Интерпола, Управления национальных парков и заповедников, пограничной, таможенной и налоговой служб из квартиры в Тель-Авиве на днях были конфискованы редкие виды рептилий и земноводных — черепах, лягушек, ящериц, в том числе гекконов. При обыске в квартире обнаружились несколько десятков террариумов с растениями, а также запасы субстратов для выращивания корма для животных.

В Управлении парков и заповедников особенно подчеркнули, что владельцы квартиры содержали каймановую черепаху, ядовитую лягушку из рода листолазов, ящериц и хамелеонов, а также ряд видов пресмыкающихся и земноводных, занесенных в Красную книгу. Легальный ввоз этих животных в нашу страну запрещен законом — и не только потому, что они считаются редкими и охраняемыми в странах обитания: их внедрение в природу Израиля может обернуться катастрофическими последствиями, ведь незваные гости способны вытеснить местные вилы "сородичей" и оказаться разносчиками различных заболеваний, опасных как для животных, так и для людей. Увы, браконьеры и контрабандисты этого зачастую не понимают, а если и понимают, то не принимают в расчет.

[nn]

https://www.isrageo.com/2018/10/25/fish-2/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий