Судья раввинатского суда Нетании рав Уриэль Элиягу начал борьбу за более справедливую систему начисления алиментов и… натолкнулся на резкое сопротивление министерства юстиции и Управления судов
Петр ЛЮКИМСОН
Не секрет, что многие разведенные мужчины сегодня платят на детей алименты, составляющие до 90% их месячного дохода, а иногда и превышающие его. Ни о какой нормальной жизни или создании новой семьи с такими выплатами говорить не приходится. Чтобы понять, откуда берутся столь астрономические суммы, следует ближе познакомиться с системой, по которой рассчитывают алименты раввинатские суды и суды по семейным вопросам.
В основу расчета положена идея, согласно которой у каждого ребенка есть некие базовые обязательные потребности — еда, одежда, медицинская страховка и т.д. В 2003 году сумма оплаты этих потребностей была определена в 1150 шекелей, но далее по усмотрению судей непрерывно повышалась и на данный момент доросла до 1900 шекелей. Но, помимо базисных расходов, существуют еще расходы на оплату жилья, коммунальных услуг, муниципального налога, школы или детского сада и прочего. Опять-таки по усмотрению судьи разведенный мужчина обязан отплачивать от 30 до 50% этих расходов матери, в результате чего сумма алиментов на каждого ребенка подскакивает до 2800-3000 шекелей. Наконец — и это, безусловно, справедливо, — отца обязывают оплачивать и значительную часть так называемых дополнительных расходов: на кружки, группу продленного дня, занятия спортом и пр. Вот вам уже и 4000 шекелей на ребенка! В случае же, если речь идет о семье из обеспеченных слоев общества, судья может назначить и куда большую сумму дополнительных расходов.
Таким образом, размер алиментов на двух-трех детей может достигать 8000-9000 шекелей в месяц. При этом суд зачастую совершенно не интересует, сколько зарабатывает разведенный мужчина, способен ли он вообще выплачивать такие суммы. Конечно, он может подать апелляцию на решение суда, и данный момент будет учтен. Но алименты в любом случае съедят львиную долю его дохода, так что ни снимать квартиру, ни достойно существовать он не сможет. Стоит ли удивляться, что по статистике более 40% мужчин после развода возвращаются под родительскую крышу и нередко прибегают к финансовой помощи родителей, значительная часть которых, как нетрудно догадаться, уже пенсионеры?!
Рав Уриэль Элиягу стал первым судьей, которому вышеприведенные цифры показались завышенными, и он усомнился в справедливости приведенной выше системы расчета. Поначалу он считал, что размер алиментов должна исчисляться исходя из суммы, которую среднестатистическая израильская семья тратит на ребенка, и делиться надвое — так, чтобы каждый из родителей поровну нес бремя расходов на детей. Однако ему резонное возразили, что среднестатистическая семья — понятие растяжимое, и деньги, которые тратят на детей малообеспеченные семьи, попросту несопоставимы с аналогичными расходами семей из высших экономических страт. И рав Элиягу, решив выяснить, сколько именно расходуют на детей семьи, принадлежащие к различным экономическим стратам, обратился в ЦСБ.
Как ни странно, но точных данных по данному вопросу у ЦСБ нет, и для того чтобы его прояснить, была создана специальная группа, состоящая из видных израильских социологов и экспертов в области статистики. Когда в министерстве юстиции узнали, что побудило раввина Элиягу будировать данный вопрос, там забеспокоились и попросили включить в состав группы сотрудника своего ведомства.
Данные, представленные группой по завершении работы, однозначно показывали, что назначаемые израильскими судами алименты существенно завышены. Параллельно аналогичное исследование было проведено Госбанком Израиля, и его результаты оказались схожими. Однако когда рав Элиягу попробовал опубликовать эти данные, министерство юстиции наложило запрет на разглашение, заявив, что речь идет о слишком деликатном вопросе. Тогда молодой раввин (Уриэлю Элиягу 44 года, и для судьи раввинатского суда он считается "юношей") поделился своим открытием с журналистом газеты "Макор ришон" Иегудой Ифрахом. Тот подготовил большую статью, однако просьба газеты опубликовать данные засекреченного исследования ЦСБ по принципу "общество вправе знать" вновь натолкнулась на запрет юридических инстанций. Тем не менее, Иегуда Ифрах сумел обойти запрет, уцепившись за то, что он касался лишь самых свежих данных и не распространялся на устаревшие. Все результаты исследования газета обнародовать все равно не решилась, но и того, что опубликовано, вполне достаточно, чтобы сделать нужные выводы.
Итак, согласно ЦСБ, расходы на детей напрямую зависят от их количества и доходов семьи: по мере увеличения числа детей в семье расходы на каждого отдельного ребенка снижаются. Так, в двух нижних экономических стратах в семьях с одним ребенком расходы на него оставляют соответственно 992 и 1305 шекелей; в семьях с двумя детьми — 741 и 1048 шекелей на каждого, с тремя детьми — 631 и 891 шекелей. Как видно, эти цифры очень далеки от тех, которые назначает суд в качестве базисной суммы расходов. По данным Госбанка, дополнительные расходы на образование детей в возрасте до 3 лет в низших стратах составляют 650 шекелей на ребенка, от 4 до 14 лет — 300 шекелей, от 15 до 17 лет — 1000 шекелей. Понятно, что в более обеспеченных семьях аналогичные показатели значительно выше, но в любом случае — если бы алименты рассчитывались исходя из вышеприведенных данных, а не по ныне практикуемой системе, они не составляли бы восемь и более тысяч шекелей в месяц.
Понятно, что министерство юстиции, как и любая бюрократическая система, не заинтересовано в кардинальных переменах. К тому же там прекрасно понимают, что снижение назначаемых алиментов натолкнется на резкое сопротивление феминистских организаций, а это всегда немалая головная боль. Но, с другой стороны, борьба за сокращение алиментов идет уже давно, и в последние годы мужчинам удалось добиться существенных успехов.
К примеру, имеются прецедентные решения Верховного суда, требующие учитывать при расчете алиментов доходы каждого из супругов, а также то, сколько времени дети проводят в их домах. Если женщина зарабатывает больше мужчины, то сумма взимаемых в него алиментов может быть существенно снижена и из нее, вдобавок, вычтены деньги, которые мужчина тратит на детей, когда они находятся под его опекой.
В последние годы раввинатские суды и суды по семейным вопросам буквально завалены исками с требованием пересчета алиментов. Феминистские организации утверждают, что зачастую мужчина добивается того, чтобы дети проводили у него 2-3 дня в неделю, исключительно с целью избежать уплаты алиментов, а ответственность за детей все равно сваливает на мать, но это, как говорится, уже вопрос видения ситуации.
Борьба продолжается, но уже ясно, что в обозримом будущем многое в данном вопросе будет меняться. Юристы, специализирующиеся на бракоразводных процессах, считают, что оптимальным вариантом при определении суммы алиментов является достижения супругами соглашения без прямого вмешательства суда. Если оба действительно любят детей и заботятся об их благе, то почти всегда смогут договориться о сумме алиментов, которая будет учитывать интересы всех сторон и оставаться реальной. Увы, зачастую бракоразводной процесс превращается в настоящую войну, в которой каждая сторона сводит счеты с другой, и такое решение становится невозможным.
* * *
Окружной суд в Лоде на днях удовлетворил апелляцию мужчины, возражавшего против решения суда по семейным делам о размере алиментов. Судьи Михаль Брант, Варда Плаут и Цви Вайцман сочли сумму алиментов завышенной и после перерасчета снизили ее настолько, что возникает вопрос, а не впали ли они в другую крайность.
Как выяснилось в зале суда, старшая из трех дочерей истца живет с ним, а две другие, несовершеннолетние, половину времени живут с ним, половину с матерью. В 2019 году суд по семейным делам постановил, что мужчина должен выплачивать младшим девочкам по 2000 шекелей в месяц в качестве алиментов и покрытия расходов на проживание, а также оплачивать 70% расходов на образование и медицинские услуги. В апелляции отца утверждалось, что суд по семейным делам неправильно оценил его материальное положение и не принял во внимание факт, что доходы от его бизнесов в последние годы сильно сократились, а после перенесенного инсульта он и вовсе вынужден жить на пособие по инвалидности величиной в 5000 шекелей. Кроме того, истец утверждал, что назначенные ему выплаты противоречат прецедентному решению Верховного суда о том, что потребности несовершеннолетнего, живущего на два дома, составляют всего 2250 шекелей в месяц.
Женщина в ответ заявила, что хорошо знакома с материальным положением бывшего мужа, и сумма алиментов вполне разумна. Однако судьи пришли к выводу, что размер алиментов не только не соответствует решению Верховного суда, но и явно завышает потребности детей. Они обратили внимание на то, что суд по семейным вопросам не пояснил, каким образом оценил расходы на каждую девочку в 5000 шекелей в месяц, что значительно выше даже суммы, на которую претендовала мать. В то же время судьи согласились, что уровень жизни истца не соответствует столь низким доходам, которые он декларирует, и пришли к выводу, что он бы не владел бизнесами, будь они убыточными.
По оценке судей, месячный доход мужчины составляет 18 тысяч шекелей, тогда как суд первой инстанции оценивал его в 25 тысяч. После перерасчета алиментов на основании потребностей детей и разницы в доходах отца и матери размер выплат составил 650 шекелей в месяц, что включает расходы на жилье. Сумма, согласитесь, выглядит странно небольшой, даже если допустить, что суд рассчитал оставшиеся алиментов до совершеннолетия девочек и вычел из них деньги, которые мужчина переплачивал все годы. Суд также постановил, что поскольку старшая дочь проживает с отцом и он обеспечивает все ее потребности, то родители будут участвовать в расходах на образование и медицинское обслуживание детей в равных долях. Пособие от "Битуах леуми" будет разделено между ними, а выплата алиментов продолжится до достижения детьми 18 лет или до окончания ими средней школы. Это решение противоречит принятой практике, в соответствии с которой треть суммы алиментов выплачивается в период военной службы детей.
[nn]