Как Сара-Бейла Надя Липес отправила меня в 1820 год
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ
АТТЕСТАТ И СЛУЖБА ГРАФАМ ПОТОЦКИМ
Знакомы ли вы с людьми, которые способны разговорить тех, кто умер за десятки или даже сотни лет до твоего рождения? Возможно, что таки да, знакомы, но никогда не задумывались об этом. Нет, это не медиумы, и речь пойдет не о спиритических сеансах. Вообще, мистика здесь если и имеет место быть, то только благодаря тщательному поиску неожиданных вариантов.
Итак, знакомьтесь. Сара, она же Бейла, она же Надя, она же историк, ведущий специалист в еврейской генеалогии по фамилии Липес, словно дантевский Вергилий, неожиданно ухватившая меня за руку и увлекшая за собой в мир мертвых. А все потому, что я имел неосторожность опубликовать аттестат, выданный моему деду Авруму Зейликову Плетинскому по указу Его Императорского Величества 3 февраля 1906 года. И при этом указал, что вся известная мне родословная со стороны предков отца связана с Уманью – тем самым украинским городом, куда так рвутся нынче хасиды и прочие религиозные евреи.
От отца мне было известно, что с давних пор мужская часть моего рода была связана с металлом – это были кузнецы, жестянщики, кровельщики и т.д. По этому же пути пошел и Зелик Плетинский, еще подростком ставший подмастерьем у своего отца – моего деда Аврума. Сыновья, правда, подкачали: я и мой старший брат Геннадий — журналисты, средний, Борис, хоть человек не менее рукастый, чем наш папа, стал фотографом.
Про давние семейные события я знал от старших отцовских сестер, которые рассказывали про своего деда, служившего в Каменной синагоге Умани и считавшего хасидов еретиками, извращающими чистый иудаизм. А из событий более далеких эпох было известно, что покровителем моих мастеровитых предков был сам граф Станислав Потоцкий, который спасал их от погромов и притеснений. Наряду с его крепостными, вольные предшественники мои были заняты на строительстве и поддержании знаменитого на весь мир дендропарка Софиевка. Да и других работ по поручению графа хватало.
Вот и всё, что я знал о событиях былых эпох, когда Плетинские верой и правдой служили царям-батюшкам и графам Потоцким.
КАК НЕВНИМАТЕЛЬНЫ ПОТОМКИ!..
Вскоре после публикации этих кратких заметок с фотокопией вышеназванного аттестата ко мне в мессенджер постучалась моя очаровательная, но весьма суровая виртуальная подруга по имени Надя, которая уведомила меня, что я крайне мало знаю о своих предках.
— С удовольствием узнал бы, да кто ж ответит, — отреагировал я. – Мертвые не только сраму не имут, но и на вопросы не отвечают.
— Насчет сраму не буду спорить, хотя и по этому поводу есть что сказать – не про твоих предков, а вообще, — парировала Надя. – А вот насчет вопросов – тут уж кое-какие ответы получить можно. Надо только постараться, надо только захотеть… А ты, похоже, особым желанием не горишь.
— Почему не горю? – обиделся я. — Горю, даже пылаю. Но отец мало что знает, а сестры его уже в том мире, откуда не возвращаются. Их родители умерли еще в сороковые годы, когда меня и моих братьев даже в планах не было. Так что спрашивать не у кого.
— Спрашивать есть у кого, — последовал ответ. – У меня.
Как оказалось, Надя успела подготовиться к нашей беседе и выложила мне такие сведения о моих предках, о существовании которых я даже не подозревал.
В дальнейшем она докопалась аж до 1820 года, и поразила меня информацией, что до той поры Плетинские были вовсе не Плетинскими или Платинскими (как часто записывали нашу фамилию разного рода писцы), а Плетинерами.
В первый же вечер нашего знакомства она вывела меня на чистую воду и ткнула носом в очевидность, говорящую о том, что далеко не всегда мои предки жили в Умани.
Впрочем, предоставим слово Саре-Бейле Наде Липес – в этих ее заметках речь идет обо мне, грешном.
ЗРИ В КОРНИ
… А теперь о невнимательности потомков и сложности вопроса.
Я с известным упорством пытаюсь приобщить знакомых к знанию своих корней и каждый раз, когда мне попадается знакомая фамилия, пишу ее носителю, не его ли предки часом проживали там-то и там-то.
Последний раз случай был довольно показателен с двух точек зрения. С одной стороны — невнимательный потомок, а с другой стороны -переписчик тоже молодец.
Пишу я своему ФБшному другу, не его ли предки проживали в г. Тальное. На что он мне, как уроженец Узбекистана, не сведущий в украинских топонимах, в отвечает, что первый раз слышит это слово, а вообще его предки из Умани. Чем берет меня за живое, и тут же получает от меня фотографию, в которой синим по серому написано, что такие-то граждане проживали в Тальном.
Идет вместе с фото к папе, который быстренько опознает в списке своего дедушку и его братьев. Но друг упорствует, что жили они точно в Умани. Я лезу в базу жителей уезда и вообще таких не нахожу. Причем искала я в двух вариантах, если сейчас фамилия начинается на "Плет", то я конечно, поискала и "Плит", но не тут-то было.
Я в шоке — редко так бывает, чтобы в ревизской сказке было много упоминаний, а потом все куда-то делись, и с горя полезла в списки избирателей казенных раввинов г. Умани опять же, где и обнаружила искомую фамилию, которая писалась как "Платинский". Быстренько проведя повторный поиск, конечно, уже используя варианты "Плат" и "Плот", обнаружила десять представителей семейства, из которых только один на момент 1897-го переселился в Умань, а остальные благополучно пребывали в Тальном.
Ну а теперь о внимательном потомке — после всего этого он мне говорит, а я вас тоже порадую, и выкладывает у себя на стене фото аттестата своего дедушки, в котором написано, что выдан оный Тальновскому (!!!) мещанину с очередной версией написания фамилии, как Плетенский.
К чему я все это рассказываю? Внимательно смотрите на все документы, которые попадают к вам в руки, и кроме этого, когда вы или вам кто-то что-то ищет — продумывайте все способы написания вашей фамилии. Потому что чем больше букв, тем больше вариантов. Как только меня саму не писали — а букв-то пять всего!
Читайте в тему:
АВРУМЫ, ЗЕЙЛИКИ, МОРДКО И ДРУГИЕ
В нашем с Надей изложении той истории есть одна несостыковка: насколько я помню, все началось именно с аттестата, она уверяет, что я его опубликовал уже после начала нашего диалога. Но это мелочь, главное – суть. А она такова, что при помощи генеалога можно найти такое, о чем и помыслить не мог.
Например, разве мог я представить, что большинство моих предков мужского пола носили одни и те же имена? Это были Аврумы, Зейлики (как и мой отец), Мордко (Мордехаи). Встречались еще Рувим и Шмил.
Еще Надя выяснила, что мой прадед Зейлик Мордкович – тот самый, который, согласно семейной легенде, недолюбливал хасидов, — был и в самом деле прихожанином (или все-таки, согласно семейной хронике, габаем?) Каменной синагоги Йоэля Тульчинского и уже будучи немолодым вдовцом, женился на своей служанке Евдокии Ивановой (наличие последней говорит о том, что человеком он был не бедным). А служанка эта ради замужества перешла в иудаизм.
Когда я поведал это отцу, он был в шоке.
— Неужели в наших жилах течет славянская кровь? – воскликнул он, убежденный в абсолютной еврейскости нашего рода.
— Нет, — успокоил я его. – Мой дед Аврум родился от первой жены твоего деда Зейлика.
Интересно, конечно, было бы узнать, были ли во втором браке моего прадеда дети и какова судьба его потомков. Может Надя и найдет какие-то сведения о них.
О НИТОЧКАХ И КЛУБКАХ
Работа генеалога в чем-то сродни деятельности детектива. Ухватив за ниточку, за ее не особо заметный кончик, порой удается распутать весьма замысловатый клубок. После нашего знакомства мы не раз публиковали материалы об удивительных находках Нади, в том числе связанных с родословной весьма известных евреев.
Ныне Липес владеет уникальной базой данных по украинским евреям. Каких трудов это стоило – разговор, достойный специальной публикации. Как и то, что нашлись деятели, попросту ворующие документы из этой базы и выкладывающие их у себя. Но и об этом мы поговорим в другой раз.
… А спустя какое-то время ко мне постучалась другая специалистка в генеалогии, которая обнаружила уже данные по моей родне ХХ века и нашла родственников старшего брата отца, погибшего во время испытания самолета К-7 в Харькове в 1933 году. Но это уже совсем другая история, достойная отдельного рассказа.
КСТАТИ
Желающие связаться с Надей Липес для заказа исследований по истории вашего рода могут написать по адресу [email protected]. Не забудьте также посетить сайт nadialipes.info – там вас ждет немало интересных открытий!