Страшная почтовая сказка

0

Не секрет, что в наши дни большинство предпочитают заказывать товары по интернету и получать по почте. Вот только далеко не всегда посылка доходит до адресата, или он в силу обстоятельств не может ее вовремя забрать, и тогда получателя и отправителя ожидают настоящие приключения

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Одна такая история произошла несколько месяцев назад с нашим читателем Михаилом Прилуцким, который оказался человеком дотошным и провел собственное исследование по поводу того, что происходит с утерянным или не прошедшим таможню почтовым отправлением.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

— Все началось с того, что, вернувшись из двухнедельной деловой поездки за границу, я обнаружил в почтовом ящике два уведомления о том, что поступила посылка из Казахстана, которую я давно ждал, — рассказывает Михаил. – Разумеется, я отправился в мое почтовое отделение. Там мне сказали, что по закону посылки ждут получателя 14 дней, и если она не востребована, то возвращается на Центральный почтамт, и там решают, что с ней делать. Мне посоветовали позвонить в отдел обслуживания клиентов 171, что я и сделал. Сотрудница отдела заявила, что мое отправление, скорее всего, отослали назад.

Что ж, ладно. Как говорится, сам виноват. Я позвонил друзьям, которые послали мне образцы своей продукции, основанной на рецептах народной медицины, попросил сообщить, когда бандероль вернется, и послать мне ее заново. Прошел месяц – ничего, по их словам, не вернулось. Друзья обратились с запросом в казахскую почту, и там ответили, что никакого возврата нет. Снова начинаю проверять, и выясняется, что документа о том, что моя бандероль была отправлена назад, мне предъявить не могут. То есть я должен поверить им на слово.

Дальше – больше. Оказывается, если адресат не найден или отказался (по формулировке почтовых правил) забрать почтовое отправление, то отправителю должны направить запрос о намерениях: желает ли он получить отправленную им вещь назад, или разрешает Почте Израиля поступать по своему усмотрению. Я подозреваю, что такие запросы, особенно сейчас, в период эпидемии и с учетом того балагана, который наблюдается на нашей почте, никто не отправляет. Все невостребованные письма, посылки и бандероли скапливаются в специальном хранилище Главпочтамта. По идее, там их в течение месяца можно отыскать, если послать соответствующий запрос и время от времени теребить сотрудников службы 171. С помощью "Фейсбука" я выяснил с, иногда это срабатывает, но почти уверен, что запросы подают немногие. Большинство же невостребованных отправлений просто… продается. Причем раньше Почта Израиля имела право вскрывать такие посылки и продавать их содержимое на специально проводимых аукционах. Однако несколько лет назад был принят закон, который запретил подобную практику. Так что теперь вместо аукционов наша почта объявляет тендер на закупку невостребованных отправлений. То есть устраивает, по сути, тот же аукцион — с той лишь разницей, что в качестве покупателей выступают владельцы стоковых магазинов, готовые оптом купить накопившиеся на складах посылки и бандероли. А уж продают они содержимое посылок по цене, которую сочтут нужной. Один из магазинов, торгующих таким "товаром", располагался в известном каньоне "Арена" в Герцлии, но несколько месяцев назад он закрылся, уж не знаю, по каким причинам.

Увы, на этом почтовые приключения Михаила не закончились. В минувшем декабре к нему пришла другая долгожданная посылка, но на этот раз почта известила его о необходимости явиться на таможню для уплаты соответствующего сбора.

— Иду на таможню, и выясняю, что с меня хотят слупить за заказанный из России чайный сервиз чуть ли не втрое больше, чем он стоит, — продолжил рассказ Михаил. – Дело не в деньгах, просто уж очень не люблю быть фраером. Начинаю объяснять, что цена сервиза – 50 с небольшим долларов, а они пытаются меня убедить, что это чуть ли не произведение искусства и стоит чуть раз в десять дороже. Согласен, сервиз красивый, но по большому счету ширпотреб. Спрашиваю, на каком основании они установили его цену, и мне говорят, что у них свои эксперты. Я предъявляю вложенный в посылку чек из магазина, а они в ответ, что это чек на другое изделие — якобы для отвода глаз. Короче, забирать сервиз я отказался, но не забыл поинтересоваться, что с ним будет дальше. Оказывается, вещи, которые не растаможены или получатель отказался забирать, сдаются выигравшей конкурс компании на уничтожение. Большинство этих вещей составляют блоки сигарет, дорогие алкогольные напитки, иногда электроника и "предметы искусства", вроде моего сервиза. Сотрудники таможни, оказывается, при утилизации присутствуют крайне редко, полагаются на присланные компанией акты, удостоверяющие, что уничтожение было проведено. То есть по документам у них все в полном порядке, а вот было ли уничтожение — большой вопрос. У меня лично почти не вызывает сомнения, что сигареты, напитки и все прочее частично или полностью попадают в дома "ликвидаторов" или в мелкие магазинчики у нас и на территории Палестинской автономии.

Михаил также обнаружил в социальных сетях целые группы пострадавших от работы Почты Израиля.

— Понятно, что в случае неполучения ценного письма или посылки вы можете обратиться в Управление по рассмотрению жалоб от населения или к Почте Израиля, — говорит он. – Ежегодно подается порядка 200-250 таких жалоб, хотя подобных случаев – тысячи, если не десятки тысяч. Просто большинство предпочитают изливать душу в интернете, понимая, что связываться с государством себе дороже. Единицы попытались добиться компенсации за утерянное отправление. Но по закону она составляет только стоимость пересылки, то есть несколько десятков шекелей — по той простой причине, что ценность содержания посылки или бандероли определить невозможно. А – внимание!!! – моральный ущерб за потерю не предусмотрен. По всей видимости, единственный способ борьбы с явлением – подача против Почты Израиля представительского иска на сотни миллионов шекелей.

По словам Михаила, в интернете приводятся сотни примеров вопиющих случаев работы – точнее, халатности — израильской почты. Например, бывало, что почта, адресованная одним людям, приходила совсем другим – притом, что на посылках четко указан адрес. И выдавалась не тем получателям, и бросалась в чужой почтовый ящик. Порядочные люди в этих случаях либо возвращали чужую вещь в почтовую точку, либо разыскивали истинных адресатов, и тем приходилось иногда ехать в другой город, тратя на это не один час. Почти наверняка были и случаи, когда человек просто присваивал чужую посылку или выбрасывал ее – кому охота исправлять чужую ошибку? Часто граждан просили забрать свою посылку, доставленную в почтовое отделение другого города. И многие, особенно пожилые люди, которым тяжело совершать такие поездки, просто отказывались от этого удовольствия — вот вам и еще один источник "невостребованной почты"! А ведь по закону почта должна быть доставлена в отделение, максимально близкое к месту жительства адресата! Просто под понятием "максимально близкое" начали понимать "в том же городе", пусть даже и на другом его конце, да и это далеко не всегда соблюдается…

* * *

В министерстве связи утверждают, что основная часть описанных Михаилом Прилуцким проблем возникла в связи с реформой Почты Израиля, которая привела к резкой нехватке кадров и передаче функций по выдаче отправлений мелким субподрядчикам – владельцам киосков и магазинов, согласившихся превратить свои заведения в мини-почты. Согласно недавнему отчету госконтролера, сегодня в киосках и магазинах выдается 90% всех поступающих в страну почтовых отправлений!

Выход из сложившейся ситуации министру связи Йоазу Генделю видится в согласованном с главой финансового ведомства Авигдором Либерманом плане приватизации Почты Израиля, предусматривающем публичную эмиссию 40% акций компании на Тель-Авивской фондовой бирже. А тем временем начнется подготовка к полной приватизации. Чтобы способствовать привлекательности инвестиций в Почту Израиля, предполагается в ближайшее время разработать и утвердить поправки к Закону о почте. Детали реформы в настоящее время обсуждают в экономической комиссии кнессета, предполагается, что реформа будет утверждена в ближайшее время, что приведет к усилению конкуренции на рынке почтовых услуг и отмене постоянных тарифов, которые, вероятно, снизятся. С другой стороны, рассматриваются варианты изменения закона таким образом, чтобы позволить израильской почте повысить прибыльность своих операций.

Так или иначе, на продажу будет выставлена крупнейшая израильская сеть, насчитывающая более 700 отделений по всей стране. Новому руководству компании придется заново оценить возможности расширения сферы деятельности почты и внедрить новые услуги.

По какой цене государство готово расстаться с Почтой Израиля, пока неизвестно: три года назад предполагалось, что компанию выставят на продажу по цене в 1-1,5 млрд шекелей. При этом многие эксперты выражают большие сомнения в том, что окончательная приватизация решит наболевшие проблемы. Они отмечают, что никакого четкого видения того, как должна работать почта, у руководства министерства связи нет. Бизнесмены, которые станут владельцами контрольного пакета акций Почты Израиля, скорее всего, пойдут по уже проторенному пути: сокращение количества почтовых отделений и использование оказавшейся в их руках недвижимости в своих интересах. Это, в свою очередь, ударит по тем слоям населения, которые все еще используют почтовые отделения для оплаты счетов или активно пользуются Почтовым банком. То есть по пенсионерам, ультраортодоксам, гастарбайтерам.

Почти наверняка после приватизации заметно повысится стоимость таких почтовых услуг, как отправка заказных или срочных писем. В сущности, повышение уже произошло: в ряд стран отослать заказное письмо с уведомлением о получении в действующих почтовых отделениях можно только через частную компанию, и стоимость этой услуги составляет до 150 шекелей, а срочного почтового отправления – от 250 шекелей и выше. Так что рассчитывать на то, что в работе почты нас ждут перемены к лучшему, похоже, не приходится.

[nn]

Почтальон звонит… 21 раз

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий