Чай Высоцкого без сахара Бродского, но зато с монополией
Петр ЛЮКИМСОН
Не знаю, любите ли вы чай и насколько осведомлены в ценах на чай в пакетиках в разных торговых сетях и супермаркетах. Автор этих строк покупает черный чай либо на рынке, либо в килограммовой расфасовке в магазинах, специализирующихся на торговле пряностями, поэтому никакого понятия о ценах на зеленый чай в пакетиках не имел. Но недавно мы ждали гостя, который, как нас предупредили, предпочитает именно такой чай, тогда-то и выяснилась весьма любопытная история.
В большинстве супермаркетов никакого другого зеленого чая в пакетиках, кроме продукции фирмы "Высоцкий" не оказалось. Упаковка из 25 пакетиков в одном магазине стоила 24,9 шекеля, в другом по "мивце" – 20,9 шекеля. На мой взгляд, это чрезвычайно дорого, я стал искать зеленый пакетированный чай других компаний, но это была почти невыполнимая миссия. В большинстве торговых сетей чай "Высоцкий" правит бал по сравнению с другими торговыми марками, а что касается искомого сорта чая, то это господство практически безраздельно.
Правда, в итоге я нашел в сети "Супердуш" зеленый чай в коробке на 100 пакетиков компании "Ахмад ти", который в пересчете более чем в три раза дешевле "Высоцкого". А друзья рассказали, что недавно видели в магазине сети "Ейнот-Бейтан" зеленый чай марки Carrefour (магазины этой французской торговой сети вот-вот должны открыться в Израиле) по цене в 7,90 шекеля за упаковку из 25 пакетиков. Это, по их словам, дороже, чем во Франции, но явно дешевле, чем аналог всех других марок, которые продаются в стране.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Словом, у меня возник целый ряд вопросов по поводу израильского рынка пакетированного чая. Про развесной я даже не говорю: в супермаркетах никакого, кроме марки "Высоцкий", я не обнаружил. О цене за упаковку лучше вообще промолчу — она заоблачная. Однако на рынках и в специализированных магазинах можно найти упаковки превосходного индийского и цейлонского чая по 0,5 и 1 кг в разы дешевле.
Интернет-поиск лишь подтвердил мои предположения и изыскания: основная часть рынка пакетированного чая в Израиле принадлежит компании "Высоцкий". Остальные мировые производители чаев довольствуются лишь его жалкими крохами. К примеру, на "Липтон", который продает свой чай в 110 странах и считается крупнейшими мировым поставщиком этого продукта, приходится всего 7% чайного рынка Израиля. Что касается зеленого чая в пакетиках, то на "Высоцкий" приходится 80% его продаж. И это уже однозначно монополия, даже, если хотите, супермонополия. И история о том, как эта компания, не слишком известная в мире, стала абсолютным чайным монополистом в нашей стране, достаточно интересна, поучительна и позволяет понять, как вообще создается и удерживается в Израиле монополия на тот или иной вид продуктов.
История эта, разумеется, восходит к Кальману-Вольфу (он же Калонимус-Вольф) Высоцкому, который родился в 1824 году под Ковно (Каунасом) в бедной еврейской семье. Некоторое время Калонимус учился в Воложинской иешиве, затем у основателя движения "Мусар" раввина Израиля Салантера, а в 1849 году умудрился получить вид на жительство в Москве. Тогда же он основал компанию "В. Высоцкий", которая специализировалась на торговле чаем, доставленным не сухопутным, а морским путем. Затем он была преобразована в фирму "В. Высоцкий с сыном", далее в "В. Высоцкий и К°", но суть от этого не менялась: у компании появились чаеразвесочные фабрики не только в Москве, но в Одессе и Симферополе, а к 1903 году Высоцкий контролировал 35% рынка чая в Российской империи и был поставщиком двора Его императорского величества. Одновременно он был великим филантропом и убежденным сионистом, поэтому не жалел пожертвований в поддержку поселений Первой и Второй алии в Палестине, выпуск книг и периодики на иврите, тайно, а иногда и открыто спонсировал многих выдающихся еврейских литераторов своего времени.
В 1885 году Вульф Яковлевич в качестве представителя "Ховевей-Цион" посетил Эрец-Исраэль и составил подробный обзор о положении дел в еврейском ишуве, который сыграл важную роль в практической деятельности этого движения. В завещании он передал свою долю в фирме "В. Высоцкий и К°" в размере миллиона рублей на благотворительность, 100.000 рублей из этих средств по решению опекунов — Ахад а-Ама, рава Мазе и рава Шмелкина — в 1908 году была использована на основание Технионa в Хайфе.
После смерти Кальмана-Вульфа в 1904 году компанию возглавил его сын Давид, который после 1917-го эмигрировал с семьей и открыл новые филиалы компании в разных странах Европы и в США. В 1936 году Симон Зайдлер, один из потомков Кальмана-Вульфа и руководитель филиала компании в Польше, почувствовав надвигающуюся опасность, уехал в подмандатную Палестину и стал осваиваться на местном рынке, успешно конкурируя со всемирно известными английскими брендами. В годы Катастрофы почти все члены семьи Высоцких погибли, и в 1950-х единственным предприятием некогда огромной компании осталась лишь семейная фирма в Израиле, которую сегодня возглавляет внук Симона — Шалом Зайдлер. Компания экспортирует свою продукцию в Канаду, Великобританию, Австралию, Японию, Южную Корею, Венгрию, Россию, Украину и США, но основная часть ее продукции продается именно в Израиле, где, благодаря связям в руководстве страны, Зайдлеры на протяжении многих лет успешно вытесняли конкурентов. Причем, следует признать, делали это так элегантно, что комар носа не подточит.
Например, сегодня уже мало кто помнит, что вплоть до конца 1950-х годов сахар, кофе, чай и многие другие рассыпные продуктовые товары продавались в бумажных пакетах, запечатанных металлическими скрепками. Это было не очень удобно, так как при открытии пакета скрепки нередко падали внутрь, и их потом приходилось выискивать, чтобы они не попали в чашку. Компания "Высоцкий" одной из первых в мире стала запечатывать пакеты с помощью так называемой "золотой линии" — с помощью высокой температуры или клея, и это была маленькая революция в пищевой промышленности. Перешел "Высоцкий" на новую технологию и при производстве пакетированного чая, в то время как большинство компаний во всем мире продолжали скреплять пакетик с ниткой крохотной металлической скрепкой. И в один прекрасный день Институт стандартов Израиля утверждает "Ти-1246" — стандарт, который предписывает закрытие пакетиков с чаем с помощью клея, тепла или каким-либо другим способом, но ни в коем случае не металлической скрепкой. Забавно, но именно эта скрепка преградила путь в Израиль пакетированному чаю производства многих всемирно известных компаний, продукцию которых мы видим только во время поездок за границу. При этом абсурдность упомянутого стандарта очевидна, ведь в отличие от больших бумажных пакетов никто не собирается вскрывать чайные пакетики! Но он, безусловно, стал одним из рычагов, который обеспечивает компании "Высоцкий" монополию на израильском рынке и позволяет ей назначать неоправданно высокие цены на пакетированный чай.
Начинаем разбираться дальше, и выясняется, что данный стандарт был принят на заседании комиссии Института стандартов по чаям и растительным напиткам под председательством… представителя компании "Высоцкий". Как, впрочем, стандарты на импорт кетчупа устанавливала комиссия во главе с представителем компании "Осем" — главного производителя этого продукта в нашей стране. Именно так, с помощью принятия удобных только им, но зачастую совершенно нелогичных стандартов в Израиле и преграждается путь к импорту более дешевых и при этом не менее, а подчас и более качественных продуктов питания. С одной стороны, это, безусловно, служит защите отечественного производителя, но с другой чувствительно бьет по карману отечественного же потребителя.
Стоит отметить, что еще в 1992 году комиссия минздрава постановила, что нет никакой опасности в пакетиках чая, скрепленных металлической скрепкой, после чего началась борьба за отмену стандарта "Ти-1246". Однако лоббисты компании "Высоцкий" тут же развернули контратаку на всех уровнях, дело дошло до суда, но только в 2005 году судья Верховного суда Элиягу Маца постановил, что компания не представила ни единого доказательства опасности металлической скрепки в чайном пакетике, и стандарт должен быть пересмотрен. Это открыло израильские магазины перед зарубежными брендами — прежде всего, заметно более дешевыми чаями компаний "Липтон" и "Ахмад ти". Но, как уже было сказано, "Высоцкий" продолжает безраздельно властвовать на израильском рынке – по меньшей мере, в том, что касается пакетированного чая в целом и зеленого пакетированного чая в частности. Никакой Америки это утверждение не открывает: еще в 2008 году Антимонопольное управление подготовило иск против "Высоцкий" с обвинением в монопольном сговоре и препятствии проникновению на рынок конкурентов. Однако тогда адвокатам компании удалось убедить судей, что никакой монополии нет, ведь, хотя на "Высоцкий" и приходится 80% всего продаваемого чая в израильских супермаркетах, но с учетом чая, который подается клиентам ресторанов и кафе, в различных залах торжеств и т.д., данная цифра значительно уменьшается.
Как бы то ни было, "Высоцкий" был и остается крупнейшим продавцом чая в Израиле, и ее конкуренты утверждают, что немалую роль в удержании этой позиции играют договоренности со всеми торговыми сетями о том, что именно продукция этой компании занимает приоритетное место на полках. Однако такие договоренности, если и существуют, то носят неофициальный характер, а официально данное положение объясняют тем, что израильтяне привыкли к чаю "Высоцкий", который остается самым популярным чайным брендом в стране.
Недавно Антимонопольное управление вновь подняло вопрос об объявлении "Высоцкий" монополистом. В ответ руководство компании назвало подобное обвинение беспочвенно, поскольку сегодня чай в Израиле может продавать любая зарубежная компания, причем без налога на импорт.
"Мы никогда не были монополистами. Несмотря на то, что цены на сырье в последние годы заметно увеличились, мы 11 лет воздерживались от повышения цен на свою продукцию. Мы гордимся тем, что являемся успешной израильской компанией, предприятие которой в Галилее обеспечивает работой сотни людей и производит продукцию высочайшего качества, что по достоинству оценивает израильский потребитель", — говорится в официальном заявлении компании.
Но вопросы все равно остаются. Причем немало вопросов.
* * *
Стоит заметить, что необходимость покончить с монополистами и усилить конкуренцию на рынке в Израиле осознали еще в начале 1980-х годов, однако, по мнению экономистов, реальная борьба с монополиями путем отмены их привилегий, снижения налогов на импорт, отмены различных ограничений и т.д. началась только в середине 2010-х. Так, согласно данным Антимонопольного управления, в 2011 году пять крупнейших компаний контролировали 42,6% рынка продуктов питания. Из них 14% принадлежали компании "Тнува", 9,9% — "Штраус", 8% — "Осем", 6,7% — Центральной компании по продаже напитков, 4% — Юнивилер". В 2014 году эти же компании контролировали уже 48,7% рынка, при этом "Тнува" увеличила свое присутствие до 16,8%, "Штраус" — до 11,1%, "Осем" — до 9,4%, Центральная компания по продаже напитков – до 7,1%, "Юнивилер" — до 4,3%. К 2020 году доля этих акул на рынке сократилась до 38,5%, однако прибыль вышеназванных компаний стабильно росла в интервале от 9.8 до 12,7% в год.
Напомним, что, согласно отчету госконтролера за 2021 год, цены на продукты питания в Израиле на 51% выше средних цен по странам ЕС и на 37%, чем по странам OECD. Надежду на улучшение ситуации в этой области вселяет то, что, как мы уже сообщали, 1 января вступила в силу реформа, отменяющая или делающая необязательными большую часть особых израильских стандартов, обеспечивая признание стандартов Евросоюза. Исключение составят мясные продукты, медицинское и детское питание. Импортеры, прошедшие аттестацию и получившие статус "надлежащий импортер", смогут ввозить продукцию на основании декларации, без предварительной проверки в порту перед растаможиванием. Товары, произведенные или продающиеся в Европейском союзе, будут растаможиваться автоматически.
Надзор над качеством продукции будет осуществляться на рынках, прилавках и складах. Компанию, пойманную на нарушениях, лишат статуса надлежащего импортера, и их продукция будет проходить проверку в порту, как и до реформы. На текущий момент 97 импортеров уже прошли аттестацию, и еще 27 находятся в процессе аттестации.
[nn]
[…] Полностью читайте в онлайн-журнале ИсраГео […]