Черный поток

0

Израиль может стать важным пунктом по поставкам нефти из стран Персидского залива в Европу

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

В конце января Беэр-шевский окружной суд отклонил иск мэрии Эйлата и природоохранных организаций против решения минфина продлить лицензию компании КАЦА ("Кав цинор Эйлат-Ашкелон" — "Трубопровод Эйлат-Ашкелон") на продолжение инфраструктурных работ, которые коренным образом изменят трафик apaбской нефти в Европу. Это решение, безусловно, самым непосредственным образом касается всех израильтян.

Мало кто задумался над тем, что вступившее в силу в январе повышение тарифов на электроэнергию, пусть и не столь значительное, как ожидалось, означает не только и не столько увеличение счета от "Хеврат хашмаль", сколько очередной всплеск цен на продукты питания и бытовые товары, которых без электричества не произведешь. Одновременно это был и ощутимый удар по тысячам израильтян, которые в прошлом году пересели в электромобили: стоимость зарядки для них существенно подорожала, в то время как цена бензина в ближайшие месяцы, по всем прогнозам, должна заметно снизиться.

В связи с этим было забавно вспомнить, как всего несколько месяцев назад в одной из ведущих израильских газет появилась статья, автор которой утверждал, что уже в ближайшее десятилетие автомобили на углеводородном топливе станут достоянием истории, а традиционные АЗС повсеместно заменят электрозаправки. Сегодня уже многие понимают, что этот прогноз оказался слишком поспешным, бензин, газ и дизельное топливо еще, по меньшей мере, два десятилетия будут оставаться основным видом автомобильного топлива, а нефть и газ — стратегически важным ресурсом, от которого зависит будущее любой страны, включая и наш Израиль.

Простую истину о том, что нефтеперерабатывающие заводы Ашдода и Хайфы должны работать, а с учетом стоящих перед страной угроз Израиль обязан обеспечить себя стратегическим запасом нефти на многие годы, Биньямин Нетаниягу понял еще в 2009 году, когда сменил в кресле премьера Эхуда Ольмерта. К 2011 году этот самый стратегический запас нефти Израиля был увеличен в шесть (!) раз и с тех пор, согласно информированным источникам, продолжает непрерывно увеличиваться. Сегодня основная часть нефти поступает из Азербайджана по Джейханскому нефтепроводу, тянущемуся из этой страны в Грузию и оттуда в турецкий Джейхан. Немало нефти получает Израиль и из России и Казахстана, но Азербайджан все же является ее основным источником, и Джейханский нефтепровод в 2006 году изначально прокладывался, чтобы обеспечить нефтяной поток без российского вмешательства. Контрольный пакет акций нефтепровода принадлежит Азербайджану и компании "Бритиш петролеум", среди держателей его акций значатся и крупные финансовые корпорации, а также Турция и Израиль.

Именно с огромным значением азербайджанской нефти для Израиля и связано наблюдающееся в последние годы интенсивное сближение Баку и Иерусалима, широкомасштабные поставки в Азербайджан продукции израильских военных концернов и создание там совместных предприятий. Еще одним фактором такого сближения, несомненно, является, иранская угроза, которая волнует обе страны. Да и проблему Южного Азербайджана (северо-восточная провинция Ирана, более 70% населения которой составляют азербайджанцы) с повестки дня никто не снимал.

Война, начатая Россией в Украине, наложенные Западом на Москву санкции наряду с таковыми против Ирана, по мнению известного экономического обозревателя Шломо Маоза, значительно перекроили существовавшую ранее карту энергетических потоков. Трудно сказать, насколько это ударило по России, которая сейчас успешно поставляет нефть Китаю по цене 33 доллара за баррель (при установленном ЕС максимуме в 60 долларов), а Пекину, похоже, нет никакого дела до войны в Украине. До миллиона баррелей нефти в день закупает сегодня у России Индия, которая прежде вообще не числилась в ее клиентах, и, по прогнозам, до конца 2023 года она увеличит объем закупок российской нефти в разы. А ведь есть еще и страны Юго-Восточной Азии, которые тоже значительно выигрывают от сложившейся ситуации, в то время как европейцы явно испытывают пессимизм по поводу решения своих энергетических проблем. Израиль это пока касается в меньшей степени, поскольку, как известно, официально мы придерживаемся нейтралитета по отношению к российско-украинскому конфликту. Но это — пока. Что будет завтра, не знает никто.

Ситуация в Европе, отмечает Шломо Маоз, усугубляется, во-первых, тем, что судоходные компании в последнее время резко взвинтили цены на перевозку нефти, а во-вторых, появился огромный рынок пиратских поставок "черного золота". С учетом складывающейся ситуации европейцы возлагают все большие надежды на Израиль – как на его газовые месторождения, так и на транспортировку нефти по новому трубопроводу из стран Аравийского полуострова в Эйлат и оттуда через КАЦА к Хайфскому и Ашдодскому портам и далее по Средиземному морю. По словам гендиректора КАЦА Эреза Кальфона, открытие этой новой межконтинентальной магистрали будет означать настоящую энергетическую революцию и приведет к полной нормализации отношений между Израилем и арабским миром.

— В сущности, в первую очередь именно с расчетом на создание такой нефтемагистрали и заключались "Соглашения Авраама", — утверждает Кальфон. – Хотя договор о строительстве нефтепровода был подписан спустя месяц с небольшим такового о нормализации между Израилем и ОАЭ, готовились эти документы в обратном порядке. Однако из-за ныне бывших министров экологии и энергетики Тамар Зандберг и Карин Эльхарар реализация этого проекта оказалась под угрозой. Срыв же его будет означать тяжелейший удар как по Европе, так и по нашим взаимоотношениям с Объединенными Эмиратами и другими арабскими странами.

Эрез Кальфон подчеркивает: утверждение Зандберг о том, что нефтепровод и строительство в районе Эйлата нового нефтеналивного терминала якобы нанесут необратимый удар по экологии Красного моря в целом и Эйлатского залива в частности, совершенно безосновательно: к работе над проектом подключены лучшие израильские и мировые специалисты по охране окружающей среды, разработке очистных сооружений и т.п.

— Доводы Тамар Зандберг носили такой же спекулятивный характер, как и доводы Шели Ехимович и других противников освоения газового месторождения "Ливьятан", — говорит Кальфон. – Мы все помним их демонстрации протеста, то, как они поднимали на свою борьбу жителей прибрежных населенных пунктов и по всей стране; какие апокалиптические картины рисовали во всех СМИ. И что?! Представьте себе, что мы тогда во все это поверили, и Израиль остался без своего газа. Сейчас ситуация с топливом у нас была бы не лучше, а возможно, и хуже, чем в Европе. Но, слава Богу, тогдашнее политическое руководство страны не прогнулось под популистов, как следствие, у нас есть свой газ, да еще столько, что мы можем позволить себе поделиться им с другими странами. А экологическая ситуация у побережья Израиля осталась прежней. Во имя лучшего будущего и сегодня крайне важно сказать "нет" популизму и дешевым спекуляциям.

Сотрудники КАЦА утверждают, что предпринимают все усилия для того, чтобы не навредить коралловым рифам и уникальной фауне Эйлатского залива. Ну а то, что нефтеналивные танкеры сегодня экологически безопасны и не наносят никакого ущерба акватории, свидетельствует хотя бы тот факт, что они постоянно швартуются в расположенном "через дорогу" порту Аккабы…

[nn]

Страна, текущая молоком, мёдом и… нефтью

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий