Странное дело майора Охайона

0

На днях мировой суд Иерусалима, выполнив решение окружного суда, пересмотрел свой прежний вердикт по делу майора Моше Охайона, тем самым еще раз напомнив израильским полицейским о рисках, которые таит в себе их профессия, а заодно предупредив ту часть еврейской молодежи, которая намерена служить в МАГАВе или полиции, что делать этого, скорее всего не стоит… Но прежде, чем мы расскажем о судебных перипетиях, давайте познакомимся с самим Моше Охайоном и материалами его дела

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

Герою этой истории 34 года, он любящий муж и отец четверых детей. В 18 лет Моше был призван в ряды МАГАВа, да так и остался в пограничных войсках, продвинувшись за 14 лет службы от рядового до майора. Все эти годы он проработал в Иерусалиме, точнее – в районе Старого города и Храмовой горы, участвуя вместе со своими командирами и подчиненными во многих событиях, происходивших на этом крохотном пятачке земли. Несколько раз он первым оказывался на месте теракта и принимал участие в нейтрализации террористов. Трижды был ранен во время подавления арабских беспорядков на Храмовой горе и в районе Шилоаха (Силуана).

Вот так он и дожил до 18 мая 2021 года. Шел, если кто не помнит, третий день операции "Страж стен". В Лоде горели синагоги. Арабская толпа на улицах города линчевала нескольких евреев, один из них скончался, сумев довести машину до своего дома в Ганей-Авиве. В Акко происходило приблизительно то же самое. В Иерусалиме арабские беспорядки вспыхнули, как обычно, в восточных районах города, в квартале Шимон а-Цадик (Шейх Джарах), Шилоахе, на Храмовой горе и возле Шхемских ворот. Именно к этим воротам и был направлен со своим подразделением Моше Охайон. Вскоре его бойцы были едва ли не со всех сторон окружены участниками беспорядков, а на крыши домов взобрались десятки подростков с набитыми камнями сумками. Оказавшись лицом к лицу с разъяренной толпой, основную часть которой составляли юнцы восемнадцати-двадцати лет, майор Охайон призвал их успокоиться и разойтись. И тут один из этих парней, стоявший чуть в стороне и снимавший происходившее на камеру мобильного телефона, крикнул на иврите полицейским:

"Сейчас здесь будет большой балаган! Лучше бегите и спасайте свои жизни!"

Тогда Моше Охайон отделился от группы своих бойцов, подбежал к наглецу и влепил ему пощечину. Потом у него и его ребят было еще много того, что они называют работой, в итоге им удалось восстановить порядок и спокойствие, так что возвращались они домой с чувством выполненного долга.

А спустя несколько дней майора Моше Охайона вызвали на допрос в Отдел по расследованию преступлений, совершенных полицейскими (МАХАШ). Как оказалось, 20-летний житель Восточного Иерусалима Сухейб Абу-Салах – тот самый парень, которому Моше дал пощечину, нанял адвоката, и тот подал от его имени жалобу на необоснованное насилие. И колесики расследования завертелись.

Следователи МАХАШа квалифицировали поступок Охайона как серьезное преступление и передали дело в мировой суд, инкриминировав ему необоснованное нападение — уголовное преступление, за которое можно получить до двух лет тюремного заключения. В обвинительном заключении особо подчеркивалось: "пострадавший стоял на расстоянии несколько метров от обвиняемого, не совершал в отношении него никаких противоправных действий и не представлял для него опасности".

Представ перед судьей Джойей Скапа-Шапира, майор Охайон заявил, что действовал в рамках необходимой самообороны: слова Абу-Салаха с учетом ситуации, в которой находились он и его бойцы, были призывом к насилию. С учетом психологии толпы, особенной той, с которой они имели дело, несколько раз объяснил Охайон, у него не было права оставить выходку Абу-Салаха без силового ответа. Пропусти он слова подстрекателя мимо ушей, и дальнейшие события могли бы закончиться куда более серьезными последствиями.

Судья Скапа-Шапира отвергла версию Охайона о необходимой самообороне, заявила, что он явно превысил свои служебные полномочия и злоупотребил ими, но сочла, что дальнейшую судьбу Охайона должен решить дисциплинарный суд полиции. "Мы не можем рассматривать поступок подсудимого вне контекста происходивших в момент инцидента событий – так, словно все произошло на некой стерильной территории, где находились только пострадавший и обвиняемый", — констатировала судья, видимо, все-таки сумевшая разобраться в деле. Однако в МАХАШе решили, что дисциплинарное наказание — слишком легкое для такого опасного преступника, как Моше Охайон, и опротестовали вердикт Скапы-Шапира в вышестоящей инстанции, где оно попало в руки бригады окружного суда под председательством судьи Одеда Шохама.

Как рассказал журналист Кальман Либскинд, представители МАХАШа пришли в зал суда, держа в руках такие объемистые папки с материалами дела, словно речь шла едва ли не о процессе века. Они с жаром объяснили судьям, что майор Охайон совершил серьезное уголовное преступление, за которое полагается вполне реальное, а не дисциплинарное наказание. Адвокат подсудимого Ицик Коэн попытался убедить судей в том, что его подзащитный совершил рассматриваемый поступок в день, когда по всей стране и особенно в Иерусалиме сложилась чрезвычайная, взрывоопасная атмосфера. Что майор Охайон и его бойцы находились в ситуации, связанной с опасностью для жизни, и именно с учетом этого факта судьям следует принимать решение. Однако, по словам Либскинда, судья Шохам то и дело перебивал адвоката, не давая ему договорить ни одной фразы. Словом, с самого начала было ясно, что он принял решение еще до того, как выслушал обе стороны, и просто хочет побыстрее закончить со всеми предусмотренными законом формальности и огласить вердикт.

И, наконец, вердикт оглашается: апелляция МАХАШа признана обоснованной, дело возвращается в мировой суд, который должен вынести майору реальное, а не условное или символическое наказание. При этом в своем постановлении судья Шохам отметил то, что не раз говорил на протяжении всего заседания: беспорядки в Иерусалиме, в том числе и у Шхемских ворот, происходят постоянно, и события 18 мая 2021 года в этом смысле ничем особенным не отличались. Следовательно, и никакого повода для того, чтобы отвесить пощечину мирно стоявшему в стороне молодому человеку, не было…

Чтобы понять, отличался ли день 18 мая от всех остальных богатых на беспорядки дней израильской столицы, стоит просто заглянуть в интернет. Кстати, среди множества событий упомянутого дня в том же здании Иерусалимского окружного суда проходило очередное заседание по делам Биньямина Нетаниягу, на котором заслушивались показания бывшего гендиректора портала "Валла" Илана Иешуа. Неожиданно прокурор Лиат Бен-Ари прервала допрос свидетеля и сказала, что нужно прекращать заседание, поскольку в городе большие беспорядки, и в связи с опасностью нападения арабских погромщиков на здание суда всем находящимся в нем предписано эвакуироваться. В течение буквально 15 минут после этого здание суда опустело. Одним из первых его покинул судья Одед Шохам. Впрочем, по словам очевидцев, многие судьи после этого объявления явно впали в состояние истерии и проявляли несвойственную людям их возраста резвость, перепрыгивая через ступеньки, чтобы быстрее добраться до выхода. И вот теперь судья Шохам утверждает, что беспорядки, имевшие место 18 мая 2021 года, отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим!

Вряд ли нужно говорить о том, что испытывает сейчас Моше Охайон. Да, собственно, майор и не скрывает, что чувствует себя несправедливо обвиненным и преданным тем самым государством, которому он преданно служил все годы. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что не он первый и, видимо, не последний. Стоит вспомнить, как были вышвырнуты на улицу полицейские, которые в октябре 2000 года противостояли толпе террористов, нападавших на машины израильтян в районе Умм эль-Фахма и пытавшихся линчевать приехавших на место журналистов. Да и зачем так далеко ходить: арест полицейского, бросившего шоковую гранату в противников реформы, атаковавших вставших на их пути стражей порядка, продлен, и его, похоже, ждут куда более серьезные неприятности, чем Моше Охайона.

Между тем демонстранты, атаковавшие полицейских в районе тель-авивского торгового центра "Азриэли" и на съезде на трассу Аялон, уже выпущены на свободу с запретом в течение определенного времени приближаться к району, где проходят акции протеста. В том числе и демонстрант, ударивший кулаком в лицо офицера полиции и сломавший ему нос (согласитесь, что это посерьезней пощечины). Как оказалось, он профессор, образцовый отец семейства, и судья счел, что для такого достойного человека ограничительной меры будет достаточно.

Одновременно в социальных сетях был распространен ролик, запечатлевший действия бойцов МАГАВа по отношению к поселенцам во время уничтожения одного из самых больших виноградников близ поселения Шило. Операция по уничтожению, напомним, была остановлена по прямому указанию премьера, но к тому времени, как указание выполнили, виноградника практически не стало. Но самое страшное впечатление производят кадры избиения полицейскими молодых поселенцев, пытавшихся прибегнуть к акциям гражданского неповиновения, но при этом не проявлявших никакой агрессии по отношению к блюстителям порядка. Судя по кадрам, у полиции не было оснований для избиения этих юношей, тем более с такой жестокостью – десятками ударов ногами по лицу и в пах уже после того, как ребята лежат на земле в стороне от виноградника и не оказывают никакого сопротивления. За исключением одного особо усердствовавшего полицейского (он был в закрывавшей лицо каске), лица остальных открыты, и установить их личности не представляет никакого труда. Да, собственно, и личности их товарищей в касках. Однако МАХАШ, похоже, счел, что по этим фактам нет никакой необходимости возбуждать уголовное дело.

Что ж, практика двойных стандартов правит бал в полиции и прокуратуре. Поэтому наши блюстители порядка хорошо знают, с какой группой населения нужно быть поосторожнее, а с какой позволено почти все. Разве что кроме убийства.

* * *

Именно ненормальность нынешней ситуации побудила депутата от "Ликуда" Моше Саада, в недавнем прошлом зам. начальника МАХАШа, выдвинуть законопроект, требующий вывести эту структуру из подчинения прокуратуре и превратить в самостоятельную единицу, относящуюся к ведомству министра юстиции. Согласно идее Саады, назначать главу "нового" МАХАШа будет специальная комиссия, а его кандидатура — утверждаться министром юстиции и Управлением по делам госслужащих. Решения о том, против кого из высокопоставленных сотрудников полиции (а возможно, и прокуратуры) возбуждать расследования, будет принимать руководитель МАХАШа совместно с председателем Верховного суда.

Нынешняя начальница МАХАШа Керен Бар-Менахем и руководство прокуратуры уже назвали законопроект Саады "ужасным":  по их словам, если начальника МАХАШа будет назначать министр юстиции, то он превратится в политическую фигуру. Однако Саада напоминает, что сегодня госпрокурора тоже назначает министр юстиции, но никто не считает его политической фигурой, поскольку госпрокурор подчиняется минюсту лишь в том, что касается административных вопросов, а при решении профессиональных считается независимой фигурой. Вот такой же фигурой будет и глава МАХАШа.

"В сущности, я просто хочу вернуть этот отдел к модели работы, которой он придерживался до тех пор, пока Шай Ницан и Амихай Мандельблит его не кастрировали, — объяснил Моше Саада. – Обратите внимание: после того как они полностью подчинили отдел прокуратуре, начисто прекратились расследования против генералов полиции. И это понятно, ведь теперь прокуратура и полиция работают в тесной связке, когда рука руку моет. Именно поэтому не были расследованы многие правонарушения, допущенные следователями и работниками прокуратуры в ходе изучения дел, связанных с Биньямином Нетаниягу. Я сейчас говорю даже не о многочисленных утечках информации из материалов следствия в СМИ, что само по себе является серьезным правонарушением, а о выявленных в ходе процесса множестве случаев незаконного прослушивания разговоров, включая таковые главы правительства, оказании давления на фигурантов и лиц, не имеющих отношения к делу, и т.д. Прокуратура уже признала, что это было ошибкой. Но ведь за ошибки, точнее, за столь вопиющие нарушения закона следует платить! Одного извинения тут недостаточно…"

[nn]

Вадим МАЛЕВ | Истинное лицо Эльора Азарии

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий