Ко всем прочим проблемам Израиля в последние дни прибавилась еще одна: страна оказалась на пороге восстания друзов, проживающих на Голанских высотах
Петр ЛЮКИМСОН
Как уже известно читателям, на прошлой неделе по северу страны прокатилась волна протестов друзов против строительства в окрестностях их деревень ветряных турбин. Протестующие перекрывали дороги, жгли автопокрышки, забрасывали камнями пытавшиеся проехать машины и автобусы. Дело дошло до столкновений с полицией, в результате которых четыре участника демонстраций получили тяжелые ранения, еще восемь человек – легкие ранения, шесть были задержаны. В столкновениях легко ранены 12 полицейских.
На фоне угроз друзов значительно расширить масштабы протеста и парализовать всю страну в местном совете деревни Джулис состоялись переговоры между лидером друзской общины шейхом Муафаком Тарифом, министром национальной безопасности Итамаром Бен-Гвиром и генинспектором полиции Коби Шабтаем. Бен-Гвир заявил, что с большим уважением и любовью относится к друзам, но закон есть закон, и его нарушение вызовет соответствующую реакцию государства. Но Биньямин Нетаниягу все же распорядился полностью прекратить работы по строительству ветряной электростанции (ВЭС) до завершения друзского праздника жертвоприношения, который отмечается с 28 июня по 1 июля.
Многие читатели обратились в последние дни к нам в редакцию с просьбой разъяснить, почему друзы, которые, как известно, очень лояльно относятся к Израилю, служат в рядах ЦАХАЛа и полиции и других служб безопасности, вдруг повели себя подобным образом. И чем, собственно, им мешают ветряные турбины на Голанских высотах. Попробуем разобраться.
Начать, видимо, надо с того, что в 2021 году жители друзских деревень уже подавали в окружной суд в Нацерете коллективный иск с утверждением, что земля, на которой собираются строить ветряные установки, якобы является их собственностью. Однако судья Юсеф Сухиль, кстати, друз по национальности, после тщательного рассмотрения документации постановил, что истцы не представили убедительных доказательств обладания правами на эти земли, и, судя по всему, речь идет о заброшенных, либо никогда не имевших собственников участках. То, что некоторые семьи вели на этих землях сельскохозяйственные работы, по мнению судьи, ничего не доказывает. Отверг суд и утверждение о том, что турбины будут расположены слишком близко к жилым домам, что может привести к катастрофе в случае их обрушения: как оказалось, минимальное расстояние, отделяющее жилые дома от турбин, составляет 1.2 км. Кроме того, компания Energix, решившая построить на Голанах ветряную электростанцию, приложила к защитному письму нотариально заверенные показания ряда истцов (отказавшихся явиться в суд), в которых те заявляли, что их сопротивление реализации проекта стало следствием оказанного на них давления и угроз. На основании всего вышесказанного судья Сухиль отклонил требование о прекращении строительных работ и обязал истцов оплатить судебные издержки. В своем постановлении он подчеркнул, что речь идет о проекте, имеющем важное общественное и экономическое значение, утвержденном после длительного рассмотрения комиссией по планированию. "Ущерб обществу в случае, если проект не будет реализован или задержан настолько, что это сделает невозможным его осуществление, очень велик и не поддается количественной оценке", – говорится в решении суда.
Таким образом, проекту по строительству первой ветряной электростанции в стране мощностью в 104 мегаватт был дан "зеленый свет". В его рамках на площади в 350 гектаров к юго-востоку от Мадждаль-Шамса должен быть установлен 21 ветряной генератор высотой 220 м каждый.
Однако друзы не признают решение суда, продолжают утверждать, что ветряные турбины наносят ущерб их здоровью, сельскохозяйственным угодьям, ландшафту, туризму и т.д., и угрожают "поджечь всю страну" в случае, если проект, в который компания Energix уже вложила десятки миллионов шекелей, не будет немедленно остановлен.
И тут следует заметить, что истинной причиной протестов, безусловно, является не воображаемый ущерб, который якобы могут нанести этому району ветряные генераторы. Те, кто с удивлением задается вопросом, почему дружественные друзы вдруг перестали быть дружественными, забывает, что, по сути, они никогда такими и не были. К примеру, в XIX веке друзы не раз устраивали во время своих восстаний еврейские погромы, так как видели в еврейском населении Галилеи верных союзников турецких властей. Религия предписывает друзам быть лояльными по отношению к государству, в котором они живут, а друзы Голанских высот считают, что живут на оккупированной территории Сирии, поэтому сохраняют верность этой стране и значительная их часть до сих пор не приняла израильское гражданство. Но в том-то и дело, что часть "израильских", то есть лояльных друзов поддержала протест "сирийских" соплеменников.
В компании Energix утверждают, что жители друзских деревень, расположенных в районе будущей ВЭС, недавно получили письмо из Дамаска, в котором прямо говорится, что они должны оказать всемерное сопротивление "еще одной противозаконной акции сионистской оккупации".
"Будь мы сирийской компанией, давно бы и без проблем запустили проект, — заявил гендиректор Energix Аси Левингер. — Теперь мяч находится на стороне государства, которое должно решить, позволит ли оно Башару Асаду остановить проект, который был одобрен всеми инстанциями. Если государство хочет, чтобы мы отказались от него, пусть вернет нам инвестиции с учетом ожидаемой в ближайшие 20 лет прибыли ".
В Energix подчеркивают, что от пуска в эксплуатацию ветряной электростанции выиграют все, в том числе и жители друзских населенных пунктов, для которых будут созданы сотни новых рабочих мест, а инфраструктура района значительно улучшится. Но государство оказалось перед очень непростым выбором, и окончательное решение проблемы, похоже, целиком зависит от Биньямина Нетаниягу: согласится ли он при необходимости на жесткое подавление друзского протеста или решит, что сейчас не время для подобных мер, и, по сути, подыграет Башару Асаду.
* * *
Протест против строительства ВЭС озвучил также ряд природоохранных организаций, опасающихся ущерба птицам. По их словам, на ветряных электростанциях в Сирине и Гильбоа уже причинен вред, как минимум, 70 пернатым, включая змееядов, черных коршунов, жаворонков, зябликов и соколов. Понятно, что после установки новой ВЭС птицы будут гибнуть сотнями. Кроме того, существует большая проблема с уходом за ветрогенераторами и их утилизацией после того, как они отработают свое. Опыт США показал, что уход за генераторами, их смазка и очистка сопряжены с огромными затратами и немалым риском для жизни обслуживающего персонала. Что касается утилизации, то она… практически невозможна. Остается только складывать отработавшие генераторы на огромных пустынных площадях Невады. Но Невады у Израиля, увы, нет.
[nn]