Игра на нервах

0

Когда начнется "сухопутка"?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Давид ШАРП

 

Ровно неделю назад я начал посвященную войне статью фразой, что возможно, когда вы держите в руках этот номер, масштабная сухопутная операция ЦАХАЛа в Газе уже началась, и что в любом случае ее проведение — дело решенное. Как ни странно, этот материал я могу начать так же. А недельная (как минимум) задержка — прекрасный пример того, что на развитие любой ситуации влияют факторы, значимость которых далеко не всегда можно спрогнозировать.

На начальном этапе, сразу после массового призыва примерно 350 тысяч резервистов, ЦАХАЛ срочно нуждался в дополнительном времени. В первую очередь, для корректировки и переработки оперативных планов, боевой подготовки подразделений, которые должны участвовать в операции, наконец, для решения основных проблем с обеспечением военных необходимой экипировкой. В свете высокой международной легитимации и беспрецедентной поддержки внутри Израиля запас времени у нас был. Однако этот фактор потихоньку начал ослабевать еще на прошлой неделе, на этой данная тенденция стала еще более заметной, а в последние дни уже однозначно не работала на Израиль. Да и в обществе нарастает нетерпение и раздражение правительством по поводу промедления.

На первый взгляд казалось, что после визита президента Джо Байдена в Израиль преграды для начала операции исчезли, но… возникли, вернее, проявились важные факторы, которые заслуживают особого внимания. Все они в заметной степени касаются взаимоотношений Израиля и США. Как только Вашингтон выказал нам масштабную и всеобъемлющую поддержку, стало понятно, что стране не избежать того, что является обратной стороной этой "медали": в подобных условиях к настоятельным просьбам США, а, по сути, давлению в Иерусалиме не прислушиваться не могут.

Напомню, что важнейший аспект международной легитимации действий Израиля — именно американская поддержка вплоть до возможности наложения вето на решения СБ ООН. Кроме того, США планируют выделить Израилю пакет помощи объемом от 10 до 14 млрд долларов. Часть ее в виде различных боеприпасов и других грузов на полусотне транспортных самолетов уже доставлена. Детали поставок хранятся в секрете, однако если исходить из базисной логики и публикаций в иностранных СМИ, это, в первую очередь, высокоточные авиабомбы. Речь также шла о ранее проданных Израилем американцам двух батареях "Железного купола" с запасом ракет для них (считанные сотни) и об ускорении производства в США перехватчиков ТАМИР. Один из уже реализованных контрактов проявился в ускоренной доставке партии колесных бронеавтомобилей, предназначенных для операций в Иудее и Самарии. Согласно "Нью-Йорк таймс", Израиль может быть среди прочего заинтересован в десятках тысяч артиллерийских снарядов калибра 155 мм. Они изначально предназначались Украине, и это, пожалуй, единственный пример своего рода конкуренции с ней, которая возникла не по нашему хотению. Относительно остальных пожеланий Израиля, например, тех же авиабомб: нужда в них Украины пока весьма ограничена, а у американцев в любом случае есть весьма значительные запасы. То же можно сказать и о других видах вооружений. Количество же запрошенных нами снарядов никак не может всерьез повлиять на общий объем поставок Киеву — в свете объемов, имеющихся на складах ВС США, и нарастающего производства в Америке и Европе. Снаряды должны быть взяты с американских складов в Израиле, которые для того здесь и размещены, чтобы мы могли ими воспользоваться в любой необходимый момент.

К слову, у нашей страны вполне хватило бы собственных запасов снарядов даже для масштабной операции в Газе. В Израиле налажено собственное снарядное производство, и незадолго до начала войны в открытых источниках сообщалось о размещении нашим оборонным ведомством соответствующего заказа у концерна "Эльбит маарахот". Однако очевидно, что резко нарастить производство здесь и сейчас даже при большом желании не позволяют объективные сложности: кадры, производственная база, наличие (отсутствие) различных ингредиентов и комплектующих накладывает определенные ограничения.

Кроме собственно поставок, американцы фактически уже принимают участие в конфликте, который продолжает постепенно расширяться. И дело не только в двух авианосных ударных группах в нашем регионе (одна на момент написания этих строк еще в пути, но уже близко), но и в сухопутных, воздушных и военно-морских контингентах ВС США на Ближнем Востоке. Так, 19 октября эсминец "Карни" типа "Арли Берк" сбил над северной частью Красного моря, по меньшей мере, четыре крылатые ракеты и 15 БПЛА-камикадзе, запущенных йеменскими хуситами — союзниками Ирана, по Израилю. Не исключено, что БПЛА были типа "Шахед-136", массово применяемые Россией в Украине, а позднее стало известно, что этих беспилотников было вдвое больше. Противостояние эсминца "Карни" и йеменских боеприпасов американского производства, продолжалось около девяти часов. Согласно "Уолл-Стрит джорнал", еще одна ракета, летевшая над сушей, была сбита саудовцами, однако факт, что на данный момент между хуситами и Саудовской Аравией действует перемирие, и стороны продолжают переговоры, говорит в пользу того, что удар наносился не по саудовцам. Тем более что почти все БПЛА и ракеты шли над Красным морем и были сбиты над его северной частью. Судя по всему, хуситы, получив соответствующее указание от Ирана, решили ударить по Израилю. К бомбардировкам с воздуха за последние годы они привыкли, Израиль далеко, и в руководстве организации, видимо, решили, что даже если Иерусалим ответит, особой беды не будет. Кстати, высокопоставленный представитель хуситов даже угрожал, что они станут атаковать и израильские корабли в Красном море. На мой взгляд, Израиль не должен оставлять подобные действия безнаказанными, однако удар по хуситам должен носить по-настоящему болезненный, а не символический характер. Конечно, огромное расстояние несколько ограничивает такую возможность.

Следует отметить, что американский контингент в Ираке и Сирии за последние дни подвергся не менее чем 13 ударам со стороны проиранских милиций — как правило, при помощи БПЛА-камикадзе иранского производства и реактивных снарядов. И здесь мы приходим к тому, о чем сообщают СМИ со ссылкой на американские и израильские источники. В США понимают, что риск дальнейшего расширения войны в регионе велик, и хотят быть к этому максимально готовыми, для чего им необходимо некоторое время. Если говорить о сценариях участия американцев в происходящем, то наиболее вероятным выглядит то, что мы уже видели в случае с хуситами, а именно — защита судоходства в Красном море и действия против проиранских сил в Сирии и Ираке. Да и против собственно Ирана, если он решится подключиться к войне. Прямое американское участие в военных действиях против ХАМАСА в Газе и "Хизбаллы" в Ливане мне представить непросто, хотя вариант задействования средств ПРО с кораблей выглядит вполне реалистичным. Кроме того, в Вашингтоне учитывают вероятность того, что появится необходимость эвакуировать американских граждан из тех или иных стран региона. Для достижения максимальной готовности, которая в том числе подразумевает переброску на Ближний Восток дополнительных систем ПВО и ПРО, американцам требовалось время, о чем они уведомили Израиль.

Второй и важнейший для обеих стран фактор — судьба заложников. Для США, в первую очередь, важна судьба американских граждан, и до сведения Иерусалима было доведено, что было бы неверно рассматривать ситуацию как сугубо внутриизраильскую, поскольку речь идет о примерно полусотне лиц с иностранным гражданством. На момент написания этих строк известно, что при посредничестве Катара предпринимаются серьезные усилия по осуществлению довольно масштабной сделки, и даже сообщалось об определенном прогрессе. По одним сведениям, речь идет обо всех гражданских лицах, по другим — об иностранцах, детях, женщинах и стариках. Так или иначе, и США, и Израиль желают дать шанс этим попыткам. С другой стороны, очевидно, что играть по правилам ХАМАСа, стремящегося затянуть время, Иерусалим просто не имеет права. Не зря, согласно тем же источникам, Израиль установил некие временные ограничения на ведение переговоров. Однако, как отмечалось выше, время уже работает против нас, и каждый день задержки — это дополнительная политическая и военная цена. Кроме того, нельзя забывать, что с тех мест, куда продвинутся сухопутные силы, ракетные обстрелы Израиля осуществляться не будут.

Среди настойчивых американских просьб стоит также отметить постоянный поток гуманитарных грузов в Газу через КПП Рафиах (Израиль просто обязан требовать получения чего-то взамен) и обеспечение выезда иностранных граждан из Газы. Впрочем, согласование этих вопросов во имя важнейшей для Израиля цели не представляет сложности.

Что касается военных действий, то Израиль продолжает наносить удары по объектам террористов с воздуха, земли и суши, но основное бремя легло на плечи ВВС. Всего с начала войны и до написания этих строк поражено уже более 10 тысяч целей, в основном высокоточным оружием. Среди такового стоит отметить 120-мм боеприпас для миномета "Окец плада" ("Стальное жало"), для которого данная война стала дебютом. Комбинированное лазерное и GPS-наведение позволяют достигать высочайшей точности буквально с первого выстрела. То есть там, где прежде для уничтожения цели требовалось несколько или даже несколько десятков мин, сегодня может хватить и одной. И это не говоря о ряде других существенных возможностей, которые дает высокоточная мина для 120-мм минометов, являющихся оружием батальонного уровня. Новый боеприпас был применен подразделением "Маглан" бригады "коммандос", и в ЦАХАЛе рассчитывают на его максимально быстрое внедрение во все линейные батальоны.

В рамках мер по огневому поражению армия концентрировалась в эти дни на создании наиболее оптимальных условий для будущей сухопутной операции. В частности — уничтожении минных полей, позиций для противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), средств связи и управления ХАМАСа, складов боеприпасов и личного состава. За минувшую неделю были ликвидированы ряд командиров среднего звена в боевых структурах организации, но в том, что касается по-настоящему крупных фигур, успехов не было. Значительное внимание уделялось ракетному потенциалу террористов, и некоторое снижение темпов обстрелов израильских городов следует связывать именно с этим. Впрочем, обольщаться не стоит: израсходовав примерно треть своего арсенала (выпущено около 7000 ракет), ХАМАС и "Исламский джихад" перешли на более экономный режим, чтобы сохранить возможность стрелять долгое время. Важно помнить, что какими бы интенсивными ни были удары с воздуха, полностью сорвать ракетные обстрелы они неспособны. Эта проблема в случае Газы решается только выходом сухопутных войск к местам хранения и запуска ракет.

Помимо ударов по объектам ХАМАСа армия проводила и ограниченные сухопутные операции внутри сектора. В частности, для огневого поражения противника и сбора тел поблизости от забора. В подавляющем большинстве случаев это тела боевиков ХАМАСа, однако в ЦАХАЛе не исключают, что среди них могут оказаться израильтяне. В ходе одной из таких операций вследствие попадания противотанковой управляемой ракеты в районе Кисуфим погиб боец инженерных войск — оператор тяжелого бронированного бульдозера D-9.

Среди других событий стоит отметить предотвращение вечером 24 октября высадки с моря группы из двух террористов-аквалангистов — они были уничтожены — в районе кибуца Зиким, расположенного чуть севернее Газы.

Продолжались активные антитеррористические операции в Иудее и Самарии, где силы ЦАХАЛа, согласно открытым источникам, составляют примерно 30 батальонов. К моменту написания этих строк число задержанных за время войны достигло примерно 930, более 600 из них — члены ХАМАСа, а количество ликвидированных боевиков достигло 90. Цифры более чем впечатляющие, тем более в сравнении с недавними "мирными" временами. На этом фронте особенно стоит отметить событие, происшедшее в ночь на 22 октября, когда по мечети в лагере беженцев Дженин был нанесен удар с воздуха. Целью стала группа террористов ХАМАСа и "Исламского джихада", скрывавшаяся в туннеле под строением: они несут ответственность за ряд вооруженных нападений на израильтян и готовились к осуществлению теракта в краткосрочной перспективе. Как минимум, двое из пяти террористов убиты, остальные получили ранения. Это первый со времен второй интифады случай применения не ударных БПЛА или вертолетов, а истребителя. Наконец, в ночь на 25 октября в результате удара уже беспилотников в Дженине были убиты четыре боевика.

На ливанской границе продолжилась эвакуация жителей населенных пунктов, расположенных в 5-километровой зоне, а также города Кирьят-Шмоны. В течение всех дней "Хизбалла" не прекращала попытки обстреливать опорные пункты и технику ЦАХАЛА при помощи ПТРК. Кроме того, террористы вели огонь по израильским опорникам и системам наблюдения из стрелкового оружия, безоткатных орудий и минометов. В последние дни ЦАХАЛу удавалось гораздо реже, чем поначалу, "подставляться" под удары и, соответственно, избегать потерь. Хотя каждая потеря невосполнима: с начала войны на северном фронте погибли шесть военных и один гражданский, израильский араб. С другой стороны, частота и эффективность поражения боевых групп "Хизбаллы" возле границы остается очень высокой. В среднем ежедневно, как минимум, несколько таких групп регулярно уничтожались ударами с воздуха и с земли. Причем ЦАХАЛ не раз наносил успешные удары по замаскированным группам, до того, как они проявляли себя. На момент написания этих строк число признанных "Хизбаллой" убитых боевиков достигло 42, но реальная цифра, несомненно, выше. И это, не считая убитых в "активе" ХАМАСа, "Исламского джихада" и иже с ними.

Согласно информации, переданной израильской стороне президентом Франции Эмманюэлем Макроном, в Париже считают, что "Хизбалла" не склонна начинать большую войну. Но, как мы понимаем, это всего лишь оценка намерений, хотя и весьма логичная. Так или иначе, риск выхода эскалации на качественно новый уровень во время такого обмена ударами велик. Согласно большинству экспертных мнений, важнейшей точкой отсчета для северного фронта станет начало масштабной сухопутной операции в Газе. Именно оно станет тестом намерений "Хизбаллы" и Тегерана. В любом случае, высок риск того, что шиитские террористы, по меньшей мере, поднимут градус противостояния с началом сухопутного наступления в секторе.

Наконец, не все тихо и на сирийском фронте. Ранним утром 22 октября ВВС нанесли второй за последнее время удар по международным аэропортам Дамаска и Алеппо. Возможно, параллельно атаковались и другие цели, но временный вывод аэропортов из строя призван не только стать предупреждением режиму Башара Асада, но и предотвратить доставку военных грузов для "Хизбаллы" из Ирана.

Вечером 24 октября юг Голанских высот подвергся ракетному обстрелу. Судя по всему, действовала одна из местных проианских группировок. Две ракеты разорвались на открытой местности. ЦАХАЛ ответил артиллерийским огнем. А уже ранним утром в среду авиация нанесла удар по позициям сирийской армии, тем самым продемонстрировав, что ответственность за содеянное возложена на режим Асада. Согласно официальному Дамаску, погибли восемь военных. Ну, а днем 25 октября, по сообщениям сирийских источников, ВВС Израиля снова ударили по взлетной полосе аэропорта в Алеппо.

[nn]

Аморальность "морали"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий