Прилетевший без документов в США новый репатриант из Израиля признан виновным в тайном проникновении на самолёт
Суд в Лос-Анджелесе признал виновным гражданина России и Израиля Сергея Очигава в скрытном проникновении на пассажирский самолёт. Ему грозит до пяти лет федеральной тюрьмы после того, как он прилетел в США из Дании безбилетником, говорится в сообщении американского Минюста.
46-летний экс-москвич был задержан 4 ноября в аэропорту Лос-Анджелеса, информирует Радио Свобода. Он прибыл рейсом "Скандинавских авиалиний" из Копенгагена, но его не было в списке пассажиров. У него не было документов для пересечения границы США. Пограничнику он заявил, что оставил паспорт в самолёте.
Как установило следствие, 3 ноября Очигава проник в терминал вылета аэропорта Копенгагена, прижавшись к другому пассажиру на входе в автоматические ворота самообслуживания. Там его задержали полицейские, обнаружившие, что он находится в ЕС дольше положенного срока, рассказывает издание Zetland. Они изъяли у него паспорт России и временный паспорт Израиля (лессе-пассе), и провели в терминал для стран, не входящих в Шенгенское соглашение. Его оставили на скамейке ждать дополнительной проверки.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Около 23 часов того же дня он встал со скамейки и пошёл гулять по терминалу. Он попытался пройти по водительскому удостоверению на рейс в Бангкок, но его не пустили. На следующее утро он пытался пробраться на рейс в Лондон. Ему удалось пройти на самолёт в США, затерявшись в очереди пассажиров, самостоятельно сканировавших билеты, говорится в публикации Zetland.
В отчёте полиции Копенгагена сообщается, что полицейские к тому моменту попробовали найти его в терминале, но безуспешно. Комментируя ситуацию, в ведомстве заявили, что у сотрудников "нет ни желания, ни времени арестовывать всех пассажиров с проблемами с документами".
После задержания в США Очигава рассказывал, что не помнит, как оказался на рейсе.
Родные Сергея Очигавы рассказали корреспонденту телеграм-канала “Осторожно, новости”, что у него действительно было образование экономиста (об этом он сказал сотрудникам американской полиции). Очигава даже окончил аспирантуру в РЭУ Плеханова, однако по профессии практически не работал.
Потеря близких очень подкосила мужчину. Последние годы он жил за счет накоплений и пытался заниматься бизнесом (упоминания об этом есть в базе юрлиц, однако никакого существенного предприятия создать он не смог, говорят родные). А после 24 февраля Очигава уехал в Израиль, где часто жил до этого и имел гражданство из-за родственных связей.
Последние полгода родственники начали замечать странности в поведении Сергея. Мужчина стал отстраненным, не отвечал на сообщения, сбрасывал звонки во время разговора. Родные предполагают, что у него развилась повышенная тревога из-за “геополитической ситуации”. Из-за этого Сергей перессорился со всеми близкими, а в сентябре-октябре вовсе перестал выходить на связь. Последний раз он сообщал, что находится в Париже, куда приехал “попутешествовать”.
На какие средства он жил в Европе и как оказался в Дании, близкие не знают. Сейчас родные пытаются добиться освобождения Сергея из-под ареста в США — по их словам, у Очигавы слабое здоровье, а его психическое состояние могло ухудшиться, пока они не общались. Семья мужчины обращается в израильские консульство и МИД, чтобы Сергея доставили в Израиль.
В МИД Израиля ситуацию не комментировали и собираются ли побороться за освобождение встревоженного геополитикой "зайца", не уведомили.
* * *
Представляет интерес этот фрагмент из публикации в издании Zetland.
Он возник из ничего. Внезапно он оказался там. У него не было ни паспорта, ни билета на самолет, ни визы. Он не был зарегистрирован ни в одной компьютерной системе. Его не должно было быть там. И тем не менее сейчас он стоял на пограничном контроле в аэропорту Лос-Анджелеса вместе с пассажирами, только что прибывшими со всего мира. И все, чего хотел человек без имени, — это спать. Он не желал разговаривать с полицией, не хотел объяснять, как произошло невозможное. Ему просто нужна была кровать.
«Я все время хочу спать», — сказал он.
В комнате для допросов в международном терминале Тома Брэдли сотрудница ФБР Кэролайн Уоллинг включила диктофон. С ее шестью годами работы агентом ФБР в аэропорту безымянный и сонный мужчина, стоявший перед ней, был полной невозможностью: нельзя просто так внезапно оказаться на пограничном контроле в аэропорту без каких-либо документов.
Она хорошо знала цифры: ежедневно через главный аэропорт Калифорнии проходило около четверти миллиона пассажиров – третий по величине аэропорт в мире по количеству пассажиров. И у всех без исключения были посадочный талон и паспорт, если они прибыли не из США.
«Честно говоря, я ничего не понимаю», — сказал ей мужчина.
Она составила описание: белый мужчина лет 40, зеленая кепка, темный, почти пустой рюкзак. Язык? Русский и английский в забавной смеси. А еще у него был iPhone SE с тремя дополнительными сим-картами, спрятанными в чехле. Но у него не было особого желания открывать телефон перед полицейскими. Он все время повторял, что ничего не понимает.
«Мы можем сделать это простым или сложным путем, — сказала Кэролайн Уоллинг, и это звучало совершенно так же, как в плохом голливудском фильме. — Мне нечего добиваться. Так что мы можем сидеть здесь и терять время – или ты можешь начать говорить мне правду».
«Как долго я спал в последнее время? — спросил он вне контекста на русском языке. Переводчик перевел. — По какой-то причине мне кажется, что я не спал два или три дня».
«Я теряю терпение, прекрати нести эту чушь… Расскажи мне, что произошло сегодня».
«Извините, — сказал мужчина по-английски, прежде чем снова переключиться на русский. — Я летел на самолете».
«Какой самолет?» — спросила агент ФБР.
«От компании SAS», — ответил мужчина по-русски.
Кэролайн Уоллинг знала, что это значит:
«Самолет вылетел из Копенгагена?»
«Да», — ответил мужчина.
Этот ответ не мог ее удовлетворить. Никто не мог вылететь из датского аэропорта с усиленным режимом безопасности для полетов в США без паспорта и действующего билета на самолет. Должно быть, это ложь.
Мужчину отправили в КПЗ немного отдохнуть. А Кэролайн Уоллинг отправилась на поиски ответов.
Тем временем в Дании разгорелся скандал. Датская полиция, администрация аэропорта Копенгагена и руководство SAS в последние месяцы серьезно работали над этим делом, пытаясь понять, как такое могло произойти. Само собой разумеется, что американская полиция, отвечающая за расследование, интересовалась, сыграло ли роль российское происхождение Сергея. То ли он отправился в свое безумное путешествие по собственной воле, то ли ему кто-то помог. Был ли он просто сумасшедшим, идущим на риск, уставшим от жизни в бегах россиянином, который в силу ряда нелепых обстоятельств вдруг увидел возможность "прыгнуть" на борт самолета. Или если все это на самом деле было реализованным планом? Мы живем во время войны. Мог ли оказаться Сергей российским шпионом?
Пресс-менеджер SAS Александра Линдгрен Каукджи сегодня просто скажет: да, компания может подтвердить, что случай имел место и что «делом занимаются соответствующие органы США и Дании, и мы не можем ничего сказать».
В полиции Копенгагена заявляют, что всегда стараются решить задачу на пограничном контроле наименее травмирующими мерами. У полицейских нет ни желания, ни времени арестовывать всех, у кого возникают проблемы с паспортом.
«На основании этого очень необычного случая мы вместе с аэропортом Копенгагена провели оценку инцидента, чтобы предотвратить подобные эпизоды в будущем», — заявил глава Центра пограничного контроля Клаус Биркелинг.
Суд над Сергеем начался утром 23 января, в Лос-Анджелесе. При этом подозреваемый отказался выходить из тюремной камеры и сотрудникам полиции пришлось его доставить в суд силой.
На второй день после обеда Сергей вдруг сказал, что у него сильно колотится сердце и его отправили в больницу. Затем судебный процесс был приостановлен до пятницы.
Пока что Сергей мало что рассказал о своем пребывании в Дании до того, как поехал на метро в аэропорт. Он говорит, что, возможно, остановился на несколько дней у каких-то грузинских друзей и что их квартира находилась где-то в центре Копенгагена. Но где? Сергей этого не помнит.
Странная история о том, кем на самом деле является Сергей Владимирович Очигава и чем он занимался в Дании, остается загадкой, отмечает Zetland.