Трагедия на горе Мерон: кто виноват и что делать?
Петр ЛЮКИМСОН
Тот, кто рассчитывал, что публикация отчета государственной комиссии по расследованию трагедии 2021 года у гробницы рабби Шимона бар Йохая (РАШБИ) обернется политическим землетрясением, явно просчитались. Выводы комиссии оказались вполне ожидаемыми, можно сказать, "вегетарианскими", так что уже спустя два дня эта тема сошла с первых страниц подавляющего большинства СМИ. Правда, впереди нас ожидает голосование по вынесенному оппозицией вотуму недоверия правительству, но его исход предопределен заранее. Тем не менее проигнорировать 322-страничный отчет комиссии нельзя, ведь многие обозреватели не без оснований увидели в нем "генеральную репетицию отчета госкомиссии о событиях 7 октября".
Как уже, наверное, знают читатели, комиссия назвала 17 лиц, включая Биньямина Нетаниягу, несущих персональную ответственность за гибель 45 человек во время празднования на горе Мерон, но…
В отношении премьера она воздержалась от каких-либо "оперативных выводов". В отношении спикера Кнессета, экс-министра национальной безопасности Амира Оханы ("Ликуд") ограничилась запретом впредь занимать пост главы этого министерства. Экс-министру по делам религий Яакову Авитану (ШАС), по рекомендации комиссии, следует запретить занимать в будущем какой-либо министерский пост. А генинспектор полиции Коби Шабтай должен был бы уйти в отставку, но в связи с войной может остаться на своем посту, пока правительство не примет иного решения. Подлежал увольнению и бывший глава полиции Северного округа Шимон Лави, но он, как известно, он подал в отставку спустя два месяца после трагедии. Уголовное расследование комиссия рекомендовала возбудить против директора службы охраны комплекса гробницы РАШБИ Шимона Малки, начальника группы охраны Реувена Бен-Галя, главы отдела по обеспечению безопасности массовых мероприятий Северного округа полиции подполковника Шмуэля Пьямонты и инженера Амара Халалии, отвечавшего за безопасность инфраструктуры гробницы.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
В преамбуле отчета отмечается, что трагедия была предопределена, и просто удивительно, что она не произошла несколькими годами раньше. А если бы не произошла в 2021-м, то непременно случилась бы в последующие годы. Почему? Потому что в организации паломничества к могиле РАШБИ на протяжении десятилетий принимало участие множество различных ведомств и амутот, в сфере разделения полномочий и ответственности между ними царил хаос, а многочисленные межведомственные противоречия и конфликты разрешались на самом верху — в канцелярии главы правительства. Именно на этом основании полиция сочла неприемлемыми объяснения Нетаниягу о том, что он не имел никакого отношения к безопасности и состоянию гробницы РАШБИ. Да, прямого отношения он действительно не имел, но поскольку его канцелярия была вынуждена время от времени "разруливать" разборки между ведомствами, он должен был знать о бюрократическом и организационном хаосе в управлении гробницей и организации самого массового религиозного празднества в стране. Скопившийся в канцелярии огромный объем информации позволял получить полное представление о масштабах хаоса, и время от времени премьера предупреждали, что это может плохо кончиться, и надо бы навести там порядок. В частности, в специальном отчете госконтролера за 2008 год — когда Нетаниягу еще не был премьером — отмечалось, что ситуацию на территории гробницы РАШБИ катастрофическая, и следует немедленно создать единый орган, который будет нести ответственность за порядок и безопасность на этом объекте массового паломничества.
В 2011 году госконтролер известил Нетаниягу, уже возглавившего правительство, что рекомендации не выполнены. Спустя еще три года, в 2014-м, о том же его предупредила Мири Регев, возглавлявшая тогда комиссию Кнессета по внутренним делам. В отчете этой комиссии недвусмысленно утверждалось, что отсутствие единого управления комплексом на горе Мерон "не только порождает логистические сложности и причиняет неудобства паломникам, но может привести к катастрофе с большим количеством погибших и раненых". В 2017 году об опасности ситуации писал Нетаниягу Дуди Амсалем, сменивший Регев на посту главы парламентской комиссии по внутренним делам. Подобные письма появлялись почти ежегодно, как только начиналась подготовка к празднику Лаг ба-Омер. Невольно возникает ощущение, что премьер либо не придавал предупреждениям должного значения, либо, что куда более вероятно, отделывался общими указаниями, не желая ссориться с лидерами ультраортодоксов, считавших, что гробница РАШБИ должна находиться под их полным контролем и правительству не следует вмешиваться в вопросы управления комплексом.
В связи с этим комиссия рекомендует премьер-министру лично вмешиваться и разрешать межведомственные противоречия хотя бы в случаях, когда речь идет о жизни людей, а также наладить контроль над исполнением правительственных решений. Многие комментаторы обратили внимание на то, что рекомендация звучит отчасти издевательски, – особенно с учетом того, что в последнее время чиновники высшего звена нередко откровенно саботировали решения правительства и глав своих министерств.
В разделах отчета, посвященных Амиру Охане, отмечается, что он как министр не мог и не должен был вмешиваться в оперативные решения полиции. Однако после ознакомления с оперативным планом проведения праздника и сообщения о ежегодно повторяющихся давках он был обязан провести совещание с высшим руководством этого ведомства. И задать вопросы о том, насколько продумана система обеспечения безопасности столь массового мероприятия, отработаны ли действия полиции на случай возникновения экстренной ситуации. Обязан был – но не сделал. И как министр национальной безопасности оказался несостоятельным.
Тем более, по мнению комиссии, велика ответственность Коби Шабтая, отвечавшего за разработку и исполнение оперативного плана обеспечения безопасности празднования и проигнорировавшего многие его недостатки. Пресс-служба полиции уже сообщила, что Шабтай принимает выводы комиссии, признает личную ответственность за трагедию, и это определит его дальнейшие шаги. Однако в окружении генинспектора полиции царят явно другие настроения. Приближенные Шабтая напоминают, что он вступил в должность в январе 2021 года, то есть за три месяца до трагедии на Мероне, а оперативный план мероприятия был подготовлен намного раньше, уже было определено, кто будет его реализовывать, проведены учения, так что менять что-либо было поздно. А значит, персональную ответственность за случившееся Шабтай должен разделить со своим предшественником Рони Альшейхом.
Понятно, что оппозиция использовала обнародованный отчет для атаки на Нетаниягу и правительство в целом. Глава партии "Авода" Мейрав Михаэли обвинила премьера в том, что Нетаниягу несет прямую ответственность за трагедию на Мероне, но не желает брать ее на себя, равно как и ответственность за события 7 октября, главным виновником которых, по мнению Михаэли, является. Лидер оппозиции Яир Лапид заявил, что Нетаниягу должен подать в отставку хотя бы из уважения к памяти жертв трагедии. И добавил, что будь Нетаниягу обычным гражданином, он предстал бы перед судом за причинение смерти по неосторожности и сел в тюрьму. Здесь главе партии "Еш атид" явно изменила логика: будь Биньямин Нетаниягу обычным гражданином, он вообще бы не фигурировал в этом отчете.
К сожалению, ответ пресс-службы "Ликуда" на эти выпады оказался слишком поспешным и не очень умным, – и это еще очень мягко сказано! Среди прочего, там сказано, что поскольку комиссия была назначена правительством Беннета-Лапида, то ее создание носило политический характер, и ей была поставлена цель возложить персональную ответственность на Биньямина Нетаниягу. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в состав комиссии был введен отставной генерал Шалом Янай, приближенный Яира Лапида, которому прочат одно из самых высоких мест в списке "Еш атид" на будущих выборах.
Что ж, комиссия действительно назначена предыдущим правительством, которое и не скрывало, что жаждет еще одного обвинения в адрес лидера "Ликуда". Однако глава комиссии — Двора Берлинер, сменившая на этом посту скоропостижно скончавшуюся Мирьям Навот, известна как одна из лучших и самых объективных судей страны. Поэтому брошенные ей обвинения в политизированности звучат как оскорбление. Да и Шалом Янай до сих пор отличался высоким профессионализмом на всех должностях и никогда не вызывал подозрений в пристрастности по политическим соображениям. Кстати, он дальний родственник Биньямина Нетаниягу, который в свое время подумывал о назначении Яная главой "Мосада". Так что этот человек тоже, как, впрочем, и остальные члены комиссии, явно не заслужил подобных обвинений, отнюдь не сделавших чести "Ликуду".
Сейчас, когда страсти успокоились, и стало ясно, что ничем серьезным высшему эшелону партии выводы комиссии не грозят, канцелярия премьера сообщила, что он отдал секретарю правительства распоряжение подготовить в 30-дневный срок проект правительственного решения об извлечении уроков из материалов отчета.
Но нам хочется отметить то, о чем в отчете не сказано ни слова. Почему-то из поля зрения комиссии выпал тот факт, что накануне празднования Лаг ба-Омера 2021 года лидер партии ШАС Арье Дери заявил, что "народ Израиля достоин того, чтобы каждый желающий мог прийти в этот день на могилу РАШБИ". И именно давление, оказанное Арье Дери на Биньямина Нетаниягу, полицию и министра национальной безопасности привело к тому, что все ограничения на посещение комплекса на горе Мерон в том году были сняты. Впоследствии Дери говорил, что имел в виду всех желающих, но с учетом требований безопасности. Однако нет сомнений, что и он несет ответственность за случившееся.
Наконец, в отчете совершенно не упоминаются многочисленные религиозные организации и их лидеры, которые считают комплекс гробницы своей вотчиной и, по сути дела, не давали ни одному государственному органу навести там порядок. Именно они создали хаос, о котором так много говорится в преамбуле отчета. Именно они не только ничего не сделали для обеспечения безопасности проходов, но и своим бесконтрольным строительством на территории гробницы усугубили опасность. И то, что ни один из этих людей не понесет за это никакой ответственности, за исключением "стрелочников" — инженера и руководителей службы охраны, поистине несправедливо…
"Новости недели"