Как гер становится "гер горем"

0

Верховный суд постановил, что государство обязано автоматически предоставлять израильское гражданство детям гера (человека, перешедшего в иудаизм), рожденным до прохождения им гиюра – в рамках Закона о возвращении. Каковы подводные рифы этого решения?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

Как отмечают юристы, речь идет о поистине революционном решении: до сих пор МВД наотрез отказывало таким детям в гражданстве, если, конечно, они сами не проходили гиюр.

Свое решение судьи Рут Ронен и Узи Фогельман обосновали туманным выражением о "необходимости учитывать объективные факторы" и стремлением к справедливости и человечности. Мол, если Закон о возвращении наделяет гражданством детей, внуков и супругов еврея, которые евреями не являются, то почему он не должен распространяться на прозелита – ведь с точки зрения иудаизма он такой же еврей, как и все прочие.

Против такой трактовки закона выступил судья Алекс Штейн, который, кстати, родился в бывшем СССР. Причем выступил он с необычной для него яростью. Свое "особое мнение" он начал со слов:

"Мои коллеги позволили себе весьма творческое толкование закона, основанное злоупотреблении принципом учета объективных факторов, чтобы подогнать закон под свои собственные понятия о справедливости, или, говоря словами судьи Ронен, чтобы избежать в будущем неприемлемых или нежелательных ситуаций".

Далее судья Штейн пишет, что его коллеги приняли решение, противоречащее как букве, так и духу Закона о возвращении. Такие вопросы, продолжает он, должны решаться только законодательной властью, то есть принятием Кнессетом соответствующего закона. Алекс Штайн поясняет, что Закон о возвращении ясно говорит о правах еврея и членов его семьи и никак не может распространяться на тех, кто вступил в отношения родства с гером до того, как тот стал евреем, – иначе можно легко дойти до полного нивелирования самого смысла этого закона.

"Если какая-то ситуация кажется представителям судебной власти нелогичной или несправедливой, они могут выразить пожелание о необходимости принятия нового закона. Но пока такового нет, они должны находить решения, отвечающие их представлениям о справедливости и логичности, в рамках существующих законов, а не выходить за них, создавая, по сути, новый закон", — отметил в заключение судья Штайн.

Мы попросили прокомментировать данное решение суда сотрудников Сохнута, Бюро по связям "Натив" и чиновников министерства алии и интеграции, но все они наотрез отказались это сделать даже на анонимных началах, что уже само по себе более чем странно. Все наши собеседники подчеркивали, что раз суд сказал свое слово, то так теперь тому и быть, и обсуждать это бессмысленно. Однако один из бывших работников "Натива" все же согласился дать комментарий на условиях полной анонимности.

— Прежде всего, хочу отметить: ваши опасения в том, что после решения Верховного суда к нам немедленно хлынет поток детей и внуков геров из России, Украины и других стран постсоветского пространства, совершенно безосновательны, — сказал Н. в беседе с корреспондентом "НН". — Поверьте, никакой опасности для еврейского характера государства нет. Да, желающие принять иудаизм в этих странах действительно есть, но их вовсе не так много, как вам представляется. Процесс прохождения гиюра там занимает, как правило, несколько лет, и далеко не все проходят этот маршрут. Но те, кто проходит, делают это чаще всего вместе с детьми и супругами — кстати, одно из требований, которые предъявляются к потенциальным герам в Московской и Питерской синагогах, — и, по моим наблюдениям, зачастую это самые что ни на есть "герей-цедек", праведные геры, вызывающие восхищение силой своей веры. Может ли случиться так, что после принятия этого постановления на просторах бывшего СССР найдутся те, кто решит им злоупотребить и пройти гиюр, дабы получить гражданство, а затем перевезти сюда всю свою родню? Возможно, конечно. Но, во-первых, такое было и раньше – например, жена еврея проходила гиюр и в последствии добивалась право на жительство для своих родителей, детей от первого брака и т.п. Во-вторых, для этого зачастую не надо проходить гиюр, то есть терять годы. Если данная проблема и существует, то искать ее надо не на просторах бывшего СССР. В свое время на ее опасность обратил внимание Натан Щаранский, когда говорил об алие из Эфиопии: как только один гражданин этой страны принимал иудаизм, он становится "гер горем", то есть пытается добиться "репатриации" в Израиль для всех своих родственников, и это действительно совершенно неприемлемо.

Истинная опасность данного постановления Верховного суда в другом, и на нее справедливо указал судья Алекс Штайн. Речь идет об еще одном акте судебного активизма, применения нашими судьями принципа "илат а-свирут" с целью подменить собой Кнессет. И вот об этом надо говорить, хотя, обратите внимание, почти все бумажные и электронные СМИ предпочли обойти это событие молчание. Между тем, мы все еще раз стали свидетелями того, что проблемы, поднятые инициаторами судебной реформы, никуда не делись, и если мы хотим сохранить Израиль как еврейское и демократическое государство, их надо будет решать. Хотя, конечно, не так бездарно, как это было сделано в 2023 году…

 "Новости недели"

Гиюр – дело тонкое

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий