Наиболее знаковым событием уходящей недели стал израильский удар по школе (штабу ХАМАСа) "а-Табиин" в городе Газа. Это верно как в плане военном, так и в русле ведущейся против Израиля информационной войны
Давид ШАРП
Начну немного издалека. За последние недели Израиль нанес около десятка целенаправленных ударов по школам, где базировались боевики. Выбор террористами школьных зданий отнюдь не случаен: тут для них сразу все в одном флаконе: собственно статус строений и наличие поблизости хоть какого-то количества гражданских лиц должно оказывать сдерживающее влияние на ЦАХАЛ, к тому же школа – госучреждение, и нет нужды договариваться с частными хозяевами.
Нет нужды говорить, что все операции были тщательно спланированы. Решения об ударах по школам принимались в армии и ШАБАКе только после того, как картина террористической деятельности в каждом из них становилась ясной, взвешивались риски, в первую очередь, возможность избежать того, чтобы пострадали непричастные к террору лица. Среди прочего это подразумевает тщательный выбор боеприпасов и способа атаки, а также проверку ее правомерности с точки зрения международного гуманитарного права. Нечто подобное происходило и на этот раз, когда в ШАБАКе узнали, что в "А-Табиин" функционирует штаб ХАМАСа, в котором находятся двадцать с лишним боевиков этой организации и "Исламского джихада", включая членов руководства высокого ранга. Если точнее, для планирования терактов и оперативной деятельности против Израиля был избран мужской зал находящейся при школе мечети.
Как только на основании полученной информации были тщательно взвешены все "за" и "против", а риски признаны правомерными, дали "зеленый свет" атаке, для которой использовались три особенных высокоточных боеприпаса небольшой разрушительной силы. Расчет был таков, чтобы здание не обрушилось, ущерб для посторонних минимизирован, а максимальный ущерб нанесен именно тем, кому предназначался.
Сразу же после удара ХАМАС возопил на весь мир о сотне с лишним погибших. При этом представители исламистов без устали твердили, что в здании не было ни одного боевика.
Поразительно, но заявления о сотне трупов публиковал отнюдь не хамасовский минздрав – тот как раз помалкивал, и это наводило на мысль, что что-то тут не так. Появившиеся обрывочные видео с мест наводили на такую мысль еще больше. Разрушения выглядели незначительными, а в объектив никак не попадала сотня тел. Далее неофициальные местные источники стали объявлять в соцсетях имена погибших. Таковых, почти исключительно мужчин, набралось чуть более тридцати, после чего цифра "зависла". Со своей стороны пресс-служба ЦАХАЛа, хоть и с неидеальной скоростью, но довольно быстро опубликовала пояснения по поводу того, почему наносился удар, какие меры предосторожности были предприняты. Заявила она и о явном подозрении в том, что данные ХАМАса непомерно раздуты. Однако, на мой взгляд, в этом сообщении, хотя оно и было сделано по горячим следам, оказалось недостаточно конкретики. Не говоря уже о том, что в ситуации, когда информационное поле боя является одним из приоритетных, с оглашением верных данных и правильно сформулированным опровержением следует торопиться.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Практически сразу откровенно лживые утверждения ХАМАСа подхватили СМИ и правительства арабских стран, включая Иорданию и Египет. Их, кстати, в какой-то мере можно понять: не симпатизируя ХАМАСу и его пропаганде, власти этих стран вынуждены играть в унисон со своей антиизраильски настроенной общественностью. Тем более, что они постоянно вынуждены оправдываться перед ней и отметать обвинения в сотрудничестве с Израилем. Однако самое прискорбное, что хамасовскую версию почти немедленно подхватили не только западные СМИ, но и западные же политики. И в отсутствие однозначных утверждений с израильской стороны прохамасовский подход возобладал. Сомнительность информации ХАМАСа очевидна, но это никого на Западе не остановило. Некоторые политики не "снизили планку" даже тогда, когда ЦАХАЛ выдал порцию подтверждений с именами ликвидированных террористов.
Подход тех, кто поторопился осудить Израиль, является отличным индикатором сложившейся атмосферы. Для осуждения Израиля или, в лучшем случае, ханжеского заявления в его адрес многие не готовы даже подождать несколько часов, чтобы детальнее выяснить обстоятельства.
Хронология такова: по пока еще неофициальным израильским данным, речь шла о тридцати с лишним убитых, а отнюдь не о сотне. ЦАХАЛ обнародовал первый список с именами 19 боевиков, добавив, что судьба некоторых других выясняется. А минздрав Газы — видимо, впервые за время войны — не выдает ежедневную сводку по погибшим. И это притом, что из-за применения маломощных боеприпасов не образовалось никаких завалов, то есть быстрой эвакуации тел ничего не мешало.
На следующий день ЦАХАЛ дополнил список уничтоженных боевиков, в том числе высокопоставленных, еще 12 фамилиями и фотографиями. Таким образом, общее и, очевидно, не окончательное число вознесшихся к гуриям террористов доходит до 31, а поименный список удивительным образом не растет. Наконец, еще через день — опять-таки впервые за войну — минздрав Газы публикует двухдневную сводку по всему сектору, в которой значатся всего… 107 человек. А ведь помимо удара по школе в этот период был целый ряд эпизодов в различных частях Газы, по которым официально декларировались погибшие, зачастую десятки, в результате боевых действий. Самый простой учет этих эпизодов дает основание утверждать, что реальное число тел, доставленных из школы "а-Табиин", вряд ли намного превышает три десятка. При этом как минимум 31 из них – боевики, что подтверждено однозначно.
Итак, с одной стороны мы видим пример ангажированного и политизированного подхода, которого придерживаются те за рубежом, кто ханжески называет нас своими партнерами и друзьями. С другой стороны, ЦАХАЛ осуществил очень успешную операцию, в рамках которой единовременно было не просто уничтожено значительное количество боевиков, но, что особенно важно, многие командиры младшего, среднего и даже высшего звена. А ликвидация ценных кадров – это ли не инструмент деморализации противника и важный компонент процесса, пусть и медленного, разрушения военной инфраструктуры ХАМАСа и "Исламского джихада"?
Досадно, повторюсь, что на информационном поле Израиль снова оказался в роли догоняющего. Да, существуют объективные проблемы и обстоятельства. В том числе и упомянутая недружелюбная атмосфера, в которой западные СМИ и политики только и ждут повода, за который можно уцепиться, чтобы в очередной раз попенять Израилю. Когда по израильской инициативе проводится операция с потенциальным негативным резонансом — а бомбовый удар по школе именно таков, — необходимо быть готовыми к немедленному наступлению на всех основных медийных платформах.
Среди других событий в Газе стоит отметить неудачную попытку террористов обстрелять двумя ракетами центр Израиля (одна упала в Газе, другая в море напротив Большого Тель-Авива) прямиком из… гуманитарного коридора в Хан-Юнисе.
* * *
Вся неделя в Израиле, да и в мире прошла под знаком ожидания возможного удара со стороны Ирана и "Хизбаллы". На данный момент этого не произошло, но задержка не отменяет того факта, что на фоне данных обещаний отказаться от хотя бы ограниченной мести означает для Тегерана потерять лицо — со всеми вытекающими последствиями. То есть вероятность эскалации в ближайшие дни расценивается как очень высокая. На фоне международного давления на Иран (здесь задействуется и кнут, и пряник) с целью заставить его отказаться от планов ЦАХАЛ продолжает находиться в повышенной готовности, в том числе и к нанесению превентивных ударов.
"Новости недели"