Что на данный момент известно про переговоры США и Ливии о переселении в эту африканскую страну миллиона жителей Газы? И насколько высоки шансы на добровольный трансфер газаватов, о котором так много говорит Дональд Трамп?
Вэл ЭЛЕНС
В СМИ появились сообщения о планах администрации США по переселению до миллиона жителей сектора Газа в Ливию. По данным NBC News, обсуждения этого вопроса велись с ливийским руководством, и в обмен на согласие Триполи в Вашингтоне предложили разморозить многомиллиардные активы, замороженные более десяти лет назад.
Однако ливийские власти категорически опровергли эти сообщения. Правительство национального единства Ливии заявило, что такие утверждения являются полностью сфабрикованными и не соответствуют действительности. Они подчеркнули свою поддержку права "палестинского" народа "жить на своей земле с достоинством" и отвергли любые попытки переселения газаватов в Ливию.
Палата представителей Ливии назвала трансфер неприемлемым и частью усилий по насильственному перемещению "палестинцев", что, по мнению ливийских политиков, является военным преступлением по международному праву.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
* * *
Вы сомневались в подобной реакции? Я – нет.
Во-первых, ни одному арабскому режиму не хочется предоставлять приют тем, кто в благодарность за это устраивает гражданскую войну – как это было в Иордании и Ливане. Но большие деньги и обеспеченные американцами военные возможности держать переселенцев под контролем вполне могут сыграть свою роль и сделать ливийцев уступчивыми.
Во-вторых, думаю, что ливийцы лицемерят — как и другие арабские режимы. Таким образом они выделываются друг перед другом, изображая из себя великих борцов за будущее придуманного народа.
Свидетельств панарабского лицемерия хоть отбавляй. Достаточно посмотреть на длительную историю отказа арабских стран принимать "палестинских" беженцев на постоянной основе или содействовать реальному решению их гуманитарных проблем.
Вот примеры.
Египет закрывает границу с Газой (Рафиах \ Рафах) в критические моменты, несмотря на риторику о солидарности.
Иордания и Ливан десятилетиями держат "палестинцев" в лагерях с ограниченными правами, не отлаживая инфраструктуру и не предоставляя гражданства большинству из них (подробности об этом – чуть ниже).
Сирия до гражданской войны также сохраняла "палестинцев" в статусе «временных гостей».
Ливия в разные годы изгоняла "палестинцев", в том числе при Каддафи.
Так что нынешние заявления Ливии — как и многих других — можно рассматривать как риторику "палестинского братства", за которой стоит опасение дестабилизации и внутреннего недовольства. В самой Ливии — два правительства, вооружённые группировки, нестабильность. Миллион беженцев — это политический и социальный взрыв, особенно для государства без полной центральной власти.
Можно сказать, что многие арабские режимы — вне зависимости от заявленной поддержки "палестинцев" — в реальности действуют сугубо в интересах собственной стабильности, отказываясь от практических шагов в пользу громких обвинений в адрес Израиля и Запада.
* * *
С момента создания Израиля в 1948 году "палестинский" вопрос стал центральной темой арабской политической риторики. Однако на практике арабские страны зачастую отказывались интегрировать "палестинских" беженцев, ограничивали их права и использовали их как инструмент внешней политики.
* * *
Где живут "палестинские" беженцы и в каких условиях?
Иордания: единственная страна, предоставившая гражданство большинству "палестинцев" (особенно после 1948 года). Однако после событий "Чёрного сентября" (1970), когда неуемные гости попытались устроить государственный переворот, королевская власть стала ограничивать влияние "палестинцев". Беженцы из Газы (1967) гражданства не получили и до сих пор живут в лагере близ Джераша без прав полноценного гражданина.
Ливан: "палестинцы" остаются в лагерях, не имеют права на собственность, на множество профессий, и обитают в условиях бедности и дискриминации. Более 400 тыс. человек зарегистрированы как беженцы, но многие живут в подвешенном статусе.
Сирия до гражданской войны относилась к палестинцам формально как к "гостям", предоставляя доступ к госуслугам, но без гражданства. После 2011 года многие "палестинцы" были перемещены или стали дважды беженцами — из лагерей, разрушенных войной.
Египет: жителям Газы не предоставляют гражданства, их движение жёстко контролируется. Стена на границе, периодические закрытия Рафаха — постоянная реальность.
Саудовская Аравия и страны Залива используют "палестинцев" как рабочую силу, но не предоставляют постоянного статуса. После вторжения Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году "палестинцев" выслали в наказание за позицию Арафата, поддержавшего иракскую агрессию.
* * *
Тут к месту вспомнить Муаммара Каддафи, который одно время продвигал идею создания единого государства под названием "Исратина", объединившего бы Израиль и "Палестину".
Эта концепция включала упразднение Израиля и Палестинской автономии как отдельных государства и административного образования, создание общего "двунационального" государства с равными правами для всех жителей, возвращение всех "палестинских" беженцев.
Эта идея была презрительно воспринята как в Израиле, так и в арабском мире — особенно "палестинской" администрацией, которая сочла её неадекватной.
Сам Каддафи также был известен своими противоречивыми действиями: в 1995 году он выслал тысячи "палестинцев" из Ливии, обвиняя ООП в предательстве.
* * *
И все-таки — есть ли шанс на то, что Ливия, Судан и какие-то другие страны согласятся принять газаватов?
На данный момент шансы на официальное массовое переселение жителей Газы в третьи страны — крайне низкие, и вот почему.
Первое: опасение дестабилизации.
Например, Ливия — глубоко фрагментированная страна с двумя конкурирующими правительствами, милициями, иностранным влиянием (Турция, Россия, ОАЭ и др.). Миллион "палестинцев" — это потенциальный источник внутреннего конфликта.
Судан находится в состоянии гражданской войны (между армией и парамилитарными силами). Страна сама производит миллионы беженцев и не справляется с гуманитарным кризисом.
Египет твёрдо отказывается принимать "палестинцев", опасаясь как проникновения ХАМАСа, так и резкой реакции общества. Президент ас-Сиси прямо заявил:
"Это приведёт к ликвидации палестинского дела".
Второе — страх за аннулирование "права на возвращение".
Многие арабские режимы опасаются, что переселение беженцев будет воспринято как де-факто отказ от права "палестинцев" и их потомков на возвращение в Израиль. Это ударит по их репутации в собственных обществах и в глазах исламского мира.
Третье – опасный прецедент.
Как только одна страна соглашается, остальные почувствуют давление — а это никому не нужно. Даже богатые государства Залива (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия) предпочитают выплачивать деньги, но не принимать людей.
* * *
Где еще теоретически возможно размещение газаватов (но с большими оговорками)?
Мавритания: политически нейтральна, исламская солидарность куда слабее желания получить материальную помощь хоть отбавляй. Но осуществлению плана могут помешать отдалённость, бедность, слабая инфраструктура.
Джибути, Сомали и Эритрея: географически близко к зоне конфликта, но это слабые государства, благодаря притоку газаватов высок риск радикализации.
Алжир: идеологически "пропалестинский", но "уговорить" его шансы есть, так как он не хочет навлекать гнев марокканцев и Запада.
Тунис: политически нестабилен, нет ресурсов, вероятен протест населения.
* * *
Что могут предложить США и Израиль в обмен?
Размораживание активов (как в случае с Ливией).
Строительство инфраструктуры для беженцев.
Гарантии безопасности и автономии в специальных зонах.
Международный фонд помощи с участием ЕС и ООН.
Временный статус — не "переселение", а "эвакуация до конца боевых действий и восстановления сектора".
Но даже такие меры встретят дипломатическое сопротивление, так как де-факто означают признание того, что возвращение в Газу невозможно, а Израиль закрепляется в прибрежной зоне.
* * *
Итак, сейчас ни одна страна не хочет быть первой, кто согласится принять массово переселенцев из Газы.
Но ситуация не настолько тупиковая, как может показаться, ее разрешение вполне вероятно.
Если только будет создан международный фонд с гарантиями переселения на временной основе; США/ЕС предложат крупные стимулы; параллельно появится сценарий окончательного урегулирования с созданием альтернативной автономии для "палестинцев" вне Газы.
Так что остается надеяться только на козыри в рукавах Дональда Трампа и то, что его каденции хватит для осуществления великого переселения уродов.