Илья Абрамович, "сын" Карпа Сергеевича

0

История бывшего "кулака" и партизана, достойного звания Праведник мира, и спасенного им солдата-еврея

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Виктор ВОЛОШИН, Беэр-Шева

 

Осенью 1941 года на германо-советском фронте для Красной армии сложилась чрезвычайно опасная ситуация. На северном участке фронта немцам удалось блокировать Ленинград. На западном направлении, после захвата Смоленска, войска вермахта двинулись на Москву, и в середине октября уже стояли под Москвой, готовые к решающим боям. Не лучшим образом в это время обстояли дела и на Южном фронте. 17 октября части моторизованной бригады «Лейбштандарт СС «Адольф Гитлер» после недельных боев захватили Таганрог, создав тем самым плацдарм для наступления на Ростов. Осенняя распутица и понесенные в предшествующих боях потери в живой силе и технике, заставили немецкое командование приостановить наступление с тем, чтобы дождаться подхода свежих сил. А с наступлением первых заморозков в последней декаде октября немецкие войска двинулись на Ростов, встречая на своем пути ожесточенное сопротивление бойцов Красной армии. Тяжелые бои с танковыми атаками противника развернулись в Куйбышевском районе Ростовской области.

Части Красной армии оказались зажатыми противником, и бойцам приходилось с боями выходить из окружения. Не зная местности, солдаты плутали по незнакомым местам и бездорожью. И тут им на помощь пришли местные жители села Андреевка, которые стали выводить их из окружения. Среди местных жителей был и Карп Сергеевич Кацай, человек непростой судьбы и высокого гражданского мужества.

Карп Кацай с супругой вели крестьянское хозяйство и воспитывали детей, которых в семье насчитывалось аж четырнадцать ртов, мал мала меньше. Дом Кацая в 20-е годы сельская власть признала зажиточным, а их домашнее хозяйство – «кулацким». Семью не спасла даже неслыханная многодетность. Но зла на советскую власть «за раскулачивание» Кацай не держал, надо так надо, и он с прежним упорством и старанием продолжал заниматься сельским трудом, ставя на ноги малолетних детей.

Но вот грянул июнь 41-го года, и на родную землю пришел враг. А через несколько месяцев война уже полыхала совсем рядом – Андреевка оказалась в районе боевых действий, и вскоре в селе появились первые бойцы, выходящие из окружения. Карп Сергеевич ежедневно отправлялся на поиски отступающих солдат, оказывал им посильную помощь, подкармливал, и отправлял дальше в тыл. Однажды он привел в дом тяжело раненного командира, который еле держался на ногах. Ни о каком дальнейшем пути речи быть не могло, и супруги Кацай оставили раненного в хате. Им оказался командир разведвзвода Илья Абрамович Куцик.

А вскоре село заняли немцы. Эсэсовцы бесцеремонно стали ходить по домам в поисках скрывавшихся бойцов, коммунистов, евреев, а заодно и провианта. Зашли оккупанты и в дом Кацая. А там, на кровати лежал молодой темноволосый мужчина с ранением ног.

— Кто такой? – заорал эсэсовец. — Комиссар, юде?

— Это мой сын, — спокойно ответил Карп Сергеевич.

Но нацисты не поверили, не понравилась им внешность раненного мужчины. И они стали выгонять всех, кто был в доме, на расстрел.

В это время во двор зашел соседский паренёк Рудик Брем из немецкой колонии «Роте Фане» (Красное знамя) и, обратившись к эсэсовцам, на чистом немецком языке подтвердил, что это действительно сын хозяина дома, который подорвался на русской мине. Немцы поверили соотечественнику и оставили в покое перепуганную до смерти семью Карпа Сергеевича. С этого дня Рудик стал регулярно носить лекарство для Ильи, а младшая дочь Карпа Кацая, пятнадцатилетняя Татьяна делала ему уколы и перевязки.

Больше года жил Илья Абрамович в семье Карпа Кацая, повседневно рискуя жизнью. Рисковал и Карп Сергеевич. Ведь нацисты в любое время могли вернуться к вопросу о национальности раненного «сына» Карпа Кацая. И тогда расстрел всей семьи был бы неминуем.

Подробности дальнейшего боевого пути фронтового разведчика Ильи Куцика, к сожалению, нам неизвестны. Центральный архив обороны РФ, свято оберегая личные сведения об участниках Великой Отечественной войны, может предоставить их только по запросу близких родственников.

Но в Таганроге сегодня проживает внук К.С.Кацая – Иван Михайлович, который рассказал следующее.

В первых числах февраля 1943 года Андреевка была первый раз освобождена войсками Южного фронта. Поправившейся и окрепший Илья Куцик явился к командиру части, предъявил чудом сохранившиеся документы, и попросил зачислить его в действующую армию. Пройдя соответствующую проверку в особом отделе, он был зачислен в разведроту полка. А когда немцы перешли в контрнаступление, и наши войска были вынуждены отступить, оставив Андреевку, Илья Куцик ушел с ними бить врага.

Фронтовой разведчик И.А.Куцик прошел всю войну и закончил её в Берлине у стен Рейхстага. За свои ратные подвиги был удостоен боевых наград, таких как орден Красной звезды (трижды — !!!), медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина» и другими.

А его спаситель Карп Сергеевич Кацай ушел в местный партизанский отряд. Воевал так, что немцы за его голову сулили по тем временам золотые горы – 50 десятин земли, три коровы, 10 тысяч рейхсмарок. Но дожить до дня Победы и увидеть освобожденную Андреевку Карпу Сергеевичу не удалось. Возвращаясь как-то с боевого задания, он столкнулся с нацистским патрулем. Его с другими гражданскими лицами задержал немецкий патруль, и всех доставили в таганрогскую тюрьму. Документы у Кацая были в полном порядке, и немцы могли бы его отпустить. Но у одного из задержанных не выдержали нервы, он выхватил у охранника пистолет и убил немецкого солдата. И тогда всех, кто находился в камере, немцы расстреляли. Так погиб отважный партизан, бывший «кулак» Карп Сергеевич Кацай. Сведения о нем хранятся в архиве партизанского движения на Дону Ростовской области.

После войны бывший разведчик И.А.Куцик переехал на постоянное место жительство в г. Бельцы Молдавской ССР. А в 1961 году в г. Ровеньки (Украина), где жила Татьяна Карповна Кацай, теперь уже Кузьменко, приехала семья Куциков, чтобы встретиться той самой девочкой, которая под носом у нацистов выхаживала раненного разведчика. И, конечно же, на память был сделан публикуемый здесь снимок.

До 1984 года дети К.С.Кацая Михаил и Татьяна поддерживали связь с Ильей Абрамовичем, переписывались, поздравляли друг друга с семейными праздниками и Днем Победы. А потом стало известно, что семья Куцик репатриировалась в Израиль, где Илья Абрамович жил до своей кончины в Кармиэле. Его старший сын Роман по-прежнему живет в Израиле, а младший Александр переехал в США.

Автор просит всех, кто прочтет эту статью, сообщить любые сведения о детях или внуках Ильи Абрамовича Куцика, помочь восстановить утраченную связь с потомками Карпа Сергеевича Кацая.

Таганрогская Раневская

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий