Так гласила подпись под шаржем Кукрыниксов, где Самуил Яковлевич был изображен в форме маршала Советского Союза
Фото автора
Осторожные Кукрыниксы абы кого маршалом бы не назвали. Вспомнил теорию "штатного расписания" общества, выдуманную когда-то Валерием Аграновским. Смысл ее был в том, что все у нас существовали на основе "штатного расписания", вместо должностей, в котором стояли фамилии. Должность Маршака – то бишь главного в СССР детского писателя, — занимал сам Маршак, а после его смерти занял Михалков.
Кукрыниксы жили с ним в одном доме, почти напротив Курского вокзала.
"В квартире Маршака комнат много, — говорил Евгений Винокуров Бенедикту Сарнову, воспоминания которого я тут цитирую. — …Одних своих постоянных посетителей он пускает не дальше передней, других удостаивает приглашением в гостиную, третьих зовет в кабинет. Кое-кому удается заглянуть и в более дальние комнаты… Сколько у него там за этими дальними комнатами еще более дальних, куда он и самых избранных не пускает, а может быть, даже и сам не так уж часто туда заглядывает, – вот этого не знает никто…"
Вчера имел возможность убедиться, что комнат не так уж много, и они не такие уж большие. Поэты вечно все гиперболизируют. Внук Маршака Александр и присутствующая здесь Татьяна Маршак самоотверженными усилиями сумели сохранить кабинет поэта, прихожую и гостиную в том виде, в каком они были при нем. Осторожно присел в его кресло, подержал в руках его очки.
А вот еще легенда. Чуковский говорил, Маршак «живет в этой своей мрачной, холодной квартире, один как сыч, с этой жуткой Розалией». Никакая квартира не мрачная, а Розалия Ивановна всю жизнь верой и правдой служила поэту, хотя и отличалась, как рассказывают, скверным характером, за что Маршак называл ее "Гитлером в юбке".
* * *
«У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков».
Такую записку Маршак оставил в приемной министра после полутора часов ожидания.
* * *
А в фоторепортаже вы сможете увидеть не только дом Маршака, но и торжественный митинг во время закладки памятника Маршаку на Лялиной площади (неподалеку от дома, где он жил).