Израильские ультраортодоксы глазами детского реабилитолога, неоднократно бывавшей в их домах. Часть четвертая. Первая часть — здесь, вторая — здесь, третья — здесь
Либби ИЯР
Сегодня мы поговорим о еврейском календаре, комплиментах, предохранении и обычае "шмират эйнаим".
У евреев вечно всё "не как у людей", включая календарь — наряду с общепринятым "солнечным" календарём в Израиле пользуются "лунно-солнечным", по нему же отмечаются праздники. Ультрарелигиозное население пользуется только еврейским календарём. Благодаря тому, что праздники привязаны к "лунно-солнечно календарю", относительно "чисто солнечного" они блуждают в реестре двух-трёх недель, и то же самое с днями рождения — так что, господа работающие с ультраортодоксами медики, если вам компьютер показывает, что ребёнку три года, а его папа божится, что два, то они оба могут быть правы. Если вы назначаете ребёнку очередь на, скажем, 25 мая, его родителям это может ни о чём не говорить (еврейскую дату легко проверить в любом израильском календаре — они идут с двойной датировкой), а выражение "седьмой месяц" дойдёт до родителей гораздо надёжнее, чем название "июль".
* * *
Следующее, о чём мне хочется рассказать, это о комплиментах. То, что женщине нельзя сделать комплимент в присутствии мужчины (постороннего так точно), я уже говорила. Но вот между собой девушки не просто говорят друг другу комплименты, а делают это искусно, сердечно и в таком количестве, что, будь это мужчины, у меня бы не было ни малейшего сомнения в их намерениях. Как воспитанному в СССР человеку мне поначалу было очень сложно. У нас-то, суровых северных людей, оно как? Домой четвёрку принёс — где ты ошибся? Пятёрку принёс — а почему не с плюсом?! Утрирую, конечно, но советский ум приучен подмечать и искоренять недостатки, как результат — все очень круты и не особенно счастливы. У израильтян подход другой, а у моих нетивотских девушек была, видимо, его крайняя форма — они использовали буквально любой повод, чтобы похвалить, сделать комплимент, просто дать понять, что увидели и ценят. Делали это абсолютно искренне и душевно, как дыхание — друг другу, детям, мне вот перепадало… Они научили меня не только замечать достоинства, но и замечать их прежде недостатков, и хвалить, хвалить, хвалить.
Кроме очень приятной атмосферы на месте работы я воочию наблюдала, насколько это эффективный менеджмент — Сари, чьи "котлетки самые вкусные и кускус самый рассыпчатый, как повезло твоему мужу и детям, у них дома лучше кормят, чем в любом ресторане", от плиты нужно было за уши оттаскивать, Тови, которая "чище всех моет, пол так и блестит, ходить жалко" — от швабры. Нянечки, чьи успехи в работе с детками я похвалила, из штан…. из юбок выпрыгивали, чтобы за следующую неделю детки продвинулись ещё лучше. Девочки замечали новую кофточку, подкрашенные реснички, другую заколку — и делали этому всему комплимент.
Человек склонен вести себя в соответствии с теми ожиданиями, с тем образом, который на него "навесили" — это известный, подкреплённый исследованиями факт.
Если дети растут в атмосфере того, что их постоянно хвалят и лелеют, то возможно, это и есть один из секретов их послушания — мамино немного огорчённое лицо так сильно отличается от её обычного "Праведник! Принц! Сокровище!", что дети тотчас бросаются исправлять положение.
* * *
Следующим пунктом нашей программы идёт такой сложный в ультраортодоксальном обществе вопрос, как предохранение. Здесь существует большой разброс как по течениям, так и по отдельным девушкам с тем, что они считают для себя допустимым. В идеале — рожай столько, сколько Господь пошлёт, и многие именно так и поступают. Когда я начинала работать, в голове у меня были несчастные женщины, превращённые мужьями в машины для вынашивания детей. В действительности, как это обычно и бывает, всё оказалось намного сложнее — количество детей является поводом для гордости, и я видела абсолютно искренние страдания матерей 8-9 детей в стиле "что-то как-то у нас их маловато".
Давление общества? Несомненно. Несчастные женщины? Хм… не сказала бы. Ничем иным, чем другими социальными нормами и ожиданиями, я не могу объяснить тот факт, что мои светские русскоязычные подруги, единственные дети в своих родительских семьях, в Израиле вдруг рожают минимум троих, а то и четверых. Делая это абсолютно добровольно и с радостью. Но я сейчас не о детях, а совсем наоборот.
Причины предохранения могут быть разными — желание закончить учёбу, неполадки со здоровьем, нелёгкое экономическое положение, выгорание и т.п. В зависимости от причины (а так же от того, к какому течению принадлежит тот или иной рав), от конкретной ситуации и конкретной женщины можно получить, не получить или получить на определённый срок разрешение предохраняться. Если детей ещё нет, такое разрешение получить крайне трудно, если дети есть и проблема со здоровьем нешуточная — гораздо легче, вплоть до вердикта "завязать с этим делом ради ответственности перед уже рождёнными".
Ответ на вопрос "почему вообще рав распоряжается за женщину её телом?" крайне прост — потому что она к нему за этим обратилась. Я знаю немало историй, когда женщины не обращались, а решали проблему предохранения самостоятельно — благо, в Израиле мужа в известность гинекологи не ставят. В одной такой истории девушка хотела закончить учёную степень, поэтому, не имея детей, почти три года пользовалась противозачаточными таблетками, в ответ на беспокойство родственников разводя руками:
— Боженька не даёт.
Очень часто я слышала истории том, что усталые матери нескольких погодков "делали перерыв", не ставя в известность мужа — одна мне сказала, что муж нашёл её противозачаточные, но сделал вид, что в глаза их не видел — его этот перерыв устраивал не меньше, чем её саму.
Мужское семя считается необычайно ценным ресурсом, который совершенно преступно разбазаривать (о крайних формах предотвращения разбазаривания будет ниже), поэтому презервативы и старый студенческий метод "выйди вовремя" (а так же мастурбация и прочие сексуальные практики, предполагающие семяизвержение в "неположенных" местах) неприемлемы. Предохраняются женщины таблетками или спиралью.
* * *
И последний на сегодня пункт — загадочный обычай "шмират эйнаим", что дословно переводится как "защита глаз" (от всяческого непотребства). Как я уже писала выше, мужское семя разбазаривать нельзя, поэтому носителей этого ценного ресурса стараются всячески оградить от непредвиденных трат (к слову, женщина не обязана помогать мужчине в заповеди "охраны глаз", но может сделать ему такое одолжение). Отсюда сведение искушения к минимуму, аскеза — не разглядывать, не притрагиваться, не думать о женщине и её соблазнах. По моим наблюдениям, обычно требования не думать о жёлтом, свежем, сочном лимоне приводят к обратным результатам, но кто бы меня спрашивал.
Доходит порой до абсурда — в городе Офакиме мне рассказали, что лучше всего для мужчины по дороге в иешиву носить неподходящие по диоптриям очки — так он вроде что-то и видеть будет (хоть под колёса не попадёт), но не так, чтоб в подробностях.
"Шмират эйнаим" начинается с двух — двух с половиной лет, хотя в том же славном городе Офакиме особо религиозные мамочки в детской консультации предварительно выспрашивали у медсестры, насколько пристойно одевается та самая Либби, к которой их направили (и уточняла — да, именно из-за "шмират-эйнаим"). Ума не приложу, какой интерес кроме гастрономического может представлять собой моя даже полностью обнажённая грудь для полугодовалого младенца.