Несмотря на то, что Дональд Трамп на момент написания этих строк все еще отказывался признать поражение, формальная процедура передачи власти администрации Джо Байдена уже началась
Давид ШАРП
Это произошло после того, как председатель федерального Агентства общих услуг в Вашингтоне направил Байдену письмо, в котором говорится, что ему будет открыт доступ к представляемым после выборов ресурсам. Среди прочего это означает регулярное получение будущим президентом совершенно секретной информации от спецслужб, дабы процесс передачи власти прошел максимально гладко.
На фоне данного символического шага важнейшим событием недели стало анонсирование Байденом ряда ключевых назначений в своей администрации. Кадровая политика нового хозяина Белого дома тем более важна, поскольку, как считают многие комментаторы, характер и возраст Джо Байдена таковы, что роль его окружения будет особенно велика.
Есть среди потенциальных назначенцев и наши соплеменники. Однако опыт прошлого показывает, что отношение высокопоставленных членов администрации еврейского происхождения к находящемуся у власти правительству Израиля далеко не всегда бывает положительным, а иногда — даже хуже, чем можно было бы ожидать. За примерами далеко ходить не надо: одним из главных архитекторов жесткого, а зачастую и просто уродливого отношения к правительству Нетаниягу при Обаме был глава его администрации, сын иммигранта из Израиля Рам Эмануэль. Евреем является и кандидат на эту должность — 46-летний доктор права Рон Клейн. Считать, что по отношению к Иерусалиму он станет действовать, как упомянутый Эмануэль, оснований пока нет.
Назначения Джо Байдена показывают, что он предпочитает тех, с кем долгое время сотрудничал. В этом плане показательно предстоящее назначение еще одного еврея, Энтони Блинкена, на должность главы госдепа, то есть министра иностранных дел. Данная позиция в администрации особенно важна в свете того, что Байден уже заявил: "Америка вернулась и готова стать мировым лидером". Иными словами, новый президент собирается активизировать внешнеполитическую деятельность в сравнении с администрацией Трампа.
58-летний Энтони Блинкен окончил престижнейший Гаравардский университет и продолжил образование в не менее престижном Колумбийском. С 1988 года он в статусе доктора права работал адвокатом в Нью-Йорке, а в 90-е пришел в политику. Блинкен вошел в Совет национальной безопасности и писал речи для президента Клинтона по внешнеполитической тематике. Позже, работая в аппарате Демократической партии в сенате, тесно сошелся с Джо Байденом. Заметной же фигурой Блинкен стал во время президентства Барака Обамы. Вначале он был советником по национальной безопасности вице-президента Байдена, затем заместителем советника по нацбезопасности уже самого президента, а в 2015-2017 гг. стал замом главы госдепартамента.
По традиционным для американской политики понятиям Блинкен считается настроенным произраильски. Однако, как мы знаем, понимание того, что является благом для еврейского государства, может быть очень разным. Например, если позиция вроде бы дружественного американского политика всерьез отличается от таковой израильского правительства, и при этом он пытается активно навязать ее Иерусалиму, то… В общем, это будет уже не особо радостная и продуктивная для сторон "дружба".
Энтони Блинкен, бывший во время предвыборной кампании политическим советником Байдена, — один из сторонников так называемой "ядерной сделки" с Ираном, и это не может не тревожить. Очевидно, следует ожидать активизации усилий госдепа в деле оживления находящегося в тупике процесса переговоров Израиля и ПА. Обнадеживает тот факт, что согласно заявлению будущего госсекретаря, США не намерены переносить посольство из Иерусалима. Также радует, что Блинкен в свое время осудил попытку Трампа вывести американские войска из Сирии. Как известно, сей пагубный шаг, приведший к вторжению Турции на восток Сирии и удару турок по курдским союзникам США, не получил завершения под давлением окружения Трампа.
Примечательно, что ряд источников, в том числе и в Китае, считают Энтони Блинкена вполне приемлемой фигурой для Пекина, — даже несмотря на то, что он выступает за укрепление отношений с Тайванем.
Пост советника по национальной безопасности получит Джейк Салливан, которому на днях исполнится всего 44 года. Те, кто занимает данную должность, как правило, обладают огромным, зачастую решающим влиянием на политические и военные решения президента. Как и Блинкен, Салливан является давним соратником Байдена и тоже был его советником по национальной безопасности в бытность того вице-президентом (2013-2014 гг.). Можно предположить, что именно эти двое и будут в значительной степени формировать внешнеполитическую позицию Байдена. К сожалению, приходится констатировать, что Джейк Салливан — ярый сторонник "ядерной сделки" и деятельно участвовал в ее подготовке.
Среди других уже анонсированных назначений стоит отметить возвращение занимавшего при Обаме пост госсекретаря Джона Керри — он станет специальным посланником президента по вопросам экологии.
Директором национальной разведки — структуры, объединяющей все 17 американских спецслужб — станет первая в истории женщина-заместитель директора ЦРУ Эврил Хэйнс. Другая женщина — кадровый дипломат, афроамериканка Линда Томас-Гринфельд будет представителем США в ООН. Данная должность имеет в Америке статус министерской. Почти наверняка на позицию главы минфина номинируют бывшую при Обаме председателем Федеральной резервной системы Джанет Йеллен.
И, наконец, министром внутренней безопасности станет выпускник Университета Беркли, позиционируемый как первый выходец из Латинской Америки на данном посту Алехандро Майоркас. Он действительно родился на Кубе в 1959-м, но через год, после революции, эмигрировал с семьей в США. Майоркас, уже занимавший пост заместителя министра внутренней безопасности в 2013-2016 гг. – наш соплеменник: его отец — из жившей на Кубе семьи с сефардскими корнями, а мать — спасшаяся во время Холокоста и прибывшая в 1940-е годы на Остров Свободы беженка из Румынии.
[nn]