Все языческие масонские тайные знаки Моцарт развесил на деревах и кустах своего волшебного леса
Марк ЭПЕЛЬЗАФТ
"Волшебная флейта"
Одна из последних вещей Моцарта — опера "Волшебная флейта". Это самая таинственная опера на свете. Вагнер называл её вершиной оперной мировой музыки. В этой, на первый взгляд, милой сказочке Моцарт с помощью музыки сумел пройти, как Данте, сквозь ад. Он сумел описать при помощи звуков могильный холод, заглянул в лицо ангелу смерти, ощутил явственно на себе его дыхание и ужас пустых глазниц. Вольфганг, что Иаков, боролся с ним, но одолел. В музыке — одолел. Царица Ночь уступила царице Субботе.
Меня сечёт Господня плеть,
И под ярмом горбится плоть.
И ночи не преодолеть,
И ноши не перебороть.
Я причинял беду и боль,
И от меня отпрянул Бог,
И раздавил меня, как моль,
Чтоб я взывать к нему не мог…
Моцарт преодолел и превозмог. Сопротивление смерти и, в итоге, победа над ней — вот суть этой чудесной и очень страшной оперы.
Все языческие масонские тайные знаки Моцарт развесил на деревах и кустах своего волшебного леса. Временами сумрачного, такого, что заблудишься в трех соснах в три счета. Временами освещенного солнцем или факелами. А на залитой золотыми лучами поляне птицелов с дудочкой, милый Папагено — странный ангел божий и очень земной человечек. Он ведёт нас за собой, как мальчик из Гаммельна. Силы тьмы, звери, птицы, змеи, мудрецы, ученики мудрецов — все переплетается причудливой вязью, очень гармоничной. Господь ведёт за собой Моцарта от первой до последней ноты оперы. А Вольфганг внимает ему, и не перестает удивлять Создателя, хотя, вроде бы, ничем удивить Его невозможно. Есть моменты, когда смертная тоска заполняет собой все — и слишком ясен итог. Это когда Тамино ищет свою Памину, не может найти — и ему поют откуда-то из-под земли голоса. Хор мрачной пещеры. Эту сцену использовал в своём кино не один раз великий Ингмар Бергман, снявший своё кино по опере Моцарта в 1975 ом году .
У Федерико Феллини в последнем фильме "Голоса Луны" есть сцена, когда безумный музыкант играет на флейте пассаж — и жалуется, что когда он его исполняет именно ТАК — начинают двигаться шкафы и сквозь стены являются духи ада.
"Духи ада любят слушать эти царственные звуки"
И это ровно то, что происходит во время сцены с подземным хором. После этого жить дальше невозможно, казалось бы. Но гений Моцарта в одну секунду воскрешает вас и возвращает к жизни — и последующий калейдоскоп гениальных мелодий, фейерверк фей, юмора, мальчишества, дуракаваляния — но и какой-то необыкновенной тайны — вновь открывает небеса и проливается на нас свет жизни. Свет Превечного.
И звенят волшебные колокольцы. И поёт флейта. И плачет, и смеётся Вольфганг Амадей Моцарт.
Моцарт. 40-ая симфония
Летом 1788 года, в течение июля-августа, Вольфганг написал подряд одну за одной три гениальных симфонии, ми-мажор, соль-минор и до-мажор, известные как 39-ая, 40-ая, и 41-ая ("Юпитер"), которые так и остались лежать в шкафу в виде партитур- аж до 1797 года, до момента, когда были широко исполнены в Англии, после бешеного успеха там "Волшебной Флейты". Благодаря стараниям Иосифа Гайдна и композитора Томаса Эрвуда, а так же певицы Энн Сторейс. Венский издатель Моцарта Артариа в недоумении пожал плечами, когда Вольфганг принёс ему партитуры симфоний:
"Эту музыку не поймёт никто, и никто не станет покупать. А если и станут-то забудут через год — музыки там нет совсем. Лучше пишите для императора вальсы, контрадансы, менуэты. Это покупают охотно. По крейцеру за экземпляр".
Артариа написал императору ( он подчинялся двору как издатель личный музыкантов двора): "Ваше Величество, Моцарт пишет музыку, которая НЕ ПО ЗУБАМ венцам. Да и никому не по зубам. Мне все труднее с ним сотрудничать. Поскольку он получает годовое жалование, как 3-й капельмейстер двора, нижайше прошу повлиять на него мудрым советом — пусть станет ближе к любителям музыки — иначе может быть нанесён прямой убыток музыкальному издательству Вашего Величества".
Единственным человеком, который взял у Моцарта партитуру бессмертной соль-минорной 40-ой — и исполнил в благотворительном концерте для бедных и больных, был… Антонио Сальери Но и это случилось только после того, как Сальери уволил со службы новый император Леопольд. Так эта симфония единственный раз прозвучала при жизни Моцарта.
Сальери написал Ванагелю:"Лучшей музыки мне слышать не приходилось". Он был талантливым композитором Сальери, и грамотным музыкантом, конечно. Сальери записал в своих дневниках:"Исполнял в приюте для больных проказой новую симфонию Моцарта. Весь вечер Вольфганг сидел и плакал. Больные слушали внимательно. Ушел домой с тяжелым чувством".
А эта симфония…Ох, эта симфония. Если существование рода человеческого и оправдывается какими-то немногими вещами — то эта музыка- одна из них, безусловно.
Королевский концерт для ф-но Моцарта. Моцарт и Фридрих Прусский
История этого концерта забавна, и очень в духе Вольфганга. В 1789 году он отправился попытать фортуну в Берлин. Чтобы, возможно, получить место при дворе грозного Фридриха. Сына короля-флейтиста. Но фортуна жестко сопротивлялась и попытать себя не давала.
Его попутчик, князь Лихновский, обманывал Моцарта и, в конце концов, выманив все деньги В.А.М — 100 дукатов — просто исчез. Моцарту пришлось останавливаться в небольших городках Пруссии с концертами, чтобы как-то заработать. Это не всегда удавалось. Он распродал часть своего гардероба и купил простую, хоть и дырявую, шубу, чтобы не пропасть от холода в январском Берлине.
В Берлине в это время шла опера Моцарта "Похищение из сераля". В то время композиторам за исполнение их вещей авторских не полагалось. И Моцарт, чтобы как-то скоротать вечер, решил пойти и посмотреть постановку. Он ожидал все это время аудиенции у грозного вояки — прусского короля.
Во время представления примадонна Генриетта Бараниус, исполнявшая роль Констанцы, в одной арии постоянно пела ре-бемоль, вместо ре-бекар. Возмущенный Моцарт подбежал в дырявой шубе к сцене и заорал во всю глотку: "Да ре-бекар, черт Вас побери, фрау" и при этом успел ущипнуть примадонну за филейную часть.
"Моцарт в зале!" — пронеслось по рядам.
Спектакль остановили. Бараниус отказалась выходить на сцену. И только узнав, что Генриетта является любовницей самого Фридриха, композитор не на шутку перепугался.
Через день разгневанный король приказал доставить к нему Моцарта. Но по мере беседы гнев короля сходил на нет. И в конце концов он сказал Вольфгангу: "Вас запрут в одной из комнат дворца. На 3 дня. За это время вы напишите мне концерт для ф-но. И потом исполните с моим оркестром. Если мне понравится — получите 150 дукатов. Не понравится — посидите месяц в Берлинской тюрьме. А на службе места для вас у меня нет".
Моцарт все успел написать. Концерт был исполнен. Очень понравился королю (еще бы) и В.А.М. уехал из Берлина в новом гардеробе и со 100 дукатами, с которыми и отправлялся в это путешествие в январе 1789 года. Особенно хороша 2-ая часть концерта.
Отрывки стихов и писем Вольфганга Моцарта
Писал Вольфганг Моцарт и стихи. Шуточные стишки. Посвящения. Острые сатирические. Его шутки в стихах часто расходились по Европе.
Когда-то перевёл несколько его стишков из писем. Вот один из них. Тёте в Аугсбург отправленный.
Я концерт допишу, как приеду в Париж.
Чтоб его сочинить, мне присесть надо лишь
А стихи сочиняю я, тётя,
Посильней, чем приятель мой Гёте.
Я уеду сегодня в чужие края,
И они мне милей, чем иные друзья ,
Чем друзья, что меня осуждают.
Только задом они обладают.
Я за задницу Вебер полмира отдам.
Алоиз мне милей, чем ещё сотни дам.
Она пахнет вином и духами.
Не могу сочинять я стихами.
Несколько неординарных отрывков из писем Моцарта…
"Европа, Америка, иезуиты, Августинцы, бенедиктинцы, Капуцины, минориты, францисканцы, Доминиканцы, Картезианцы, и крестоносцы, каноники регулярные и нерегулярные — все лентяи, прощелыги, подонки, нахалы, прохвосты. Лисы. Собаки. Кикиморы. Хорош лишь я и папа Йозеф " (Гайдн, М.Э. )
О Зальцбурге
"Когда мою музыку играют в Зальцбурге, такое впечатление, что она звучит для пустых стульев. Приезжая в Зальцбург, вы через некоторое время становитесь ослом. Потом становитесь на четвереньки и начинаете хрюкать. В этот момент вы становитесь истинным зальцбуржцем".
Письмо Сальери
"Антонио, передай своим итальяшкам в хоре, что не нужно визжать, как пила, во время исполнения моей божественной мессы.Моего испанского гранда Дон Жуана ставят в Праге. Надеюсь, что не раком. Привет твоему приятелю Бомарше от ещё одного испанского гранда, Дона Амадео Поноса. Задним числом".
Юмор Моцарта, выходящий за рамки мнимой благопристойности общества
Однажды Маргарет Тэтчер решила посетить спектакль "Амадей" по пьесе Питера Шаффера. Автор пьесы играл в спектакле самого Моцарта. Питер Шаффер вспоминал:"После спектакля премьер-министр Англии подошла ко мне и холодным уверенным тоном произнесла:"Не может быть, чтобы человек, написавший такую изысканную божественную музыку, в жизни был дрянным мальчишкой, чертенком- сквернословом, грубым пошляком".
Я сказал, что письма Моцарта вполне отчетливо показывают это. Он имел необычайное и выходящее за рамки приличий чувство юмора…
«Я думаю, вы не слышали, что я сказала», — ответила премьер-министр. «Он не мог быть таким».
Пришлось послать на Даунинг-стрит копии писем Моцарта.
В ответ я получил телеграмму: "Благодарю. Всё равно это дерьмо".
В одном из писем Моцарт написал доклад своему отцу во время посещения Аугсбурга. О встреча Моцарта и его кузины со священником по имени Отец Эмилиан: "Он был высокомерной задницей, пел канон и сказал: Я никогда в жизни не слышал ничего прекраснее… Я взял третий голос, но священник внезапно поскользнулся на моём тексте :’ o du schwanz, leck mich im arsch’ Ах ты хрен, лизни меня в зад». Затем мы смеялись вместе еще полчаса.
"Когда Моцарт пел Алоизии Вебер слова «Leck mich das Mensch im Arsch, das mich nicht wil» («Тот, кто не хочет меня, может лизать мою задницу») в ответ на ее отказ от романтических отношений, он, очевидно, использовал народную песню, а не собственное сочинение. В немецком фольклоре этот мотив просматривался.
На самом деле в очень многих своих письмах Моцарт предстает мудрецом, философом, тонким лириком, безупречным сногсшибательным острословом. Ему всё подвластно. Шутки и стихотворные эпиграммы Моцарта расходились по всей Европе. Но он не ставил никаких рамок для себя и не отказывал себе ни в чём. Жесткая прямолинейность и грубость могла сочетаться с глубочайшими анализами окружающего мира, сути жизни и смерти, рассуждениями о Боге, об искусстве. Литературе, музыке. Живописи.
Однажды я показал перевод письма Моцарта кузине Безль из Зальцбурга одному профессору академии имени Рубина. В письме превалировал фекальный юмор.
Впечатляла мама Моцарта, проходившая мимо двери комнаты сына и периодически вопрошающая (ровно как Горбачев М.С. ):"Сынок, процесс пошел?"
— Пошел. Скоро я всё извлеку и этим пальцем напишу канон для мессы. Далее в письме упоминался молодой свиной член. Активно работающий. Письмо украшала подпись шекспировского толка:
Вольфганг Амадей
Розенкранц и Гильденстерн.
Не Гамлет.
"Как он низок. Это просто непристойный подросток. Нормальных людей должно тошнить от подобного. Меня уже тошнит", — воскликнул профессор.
Как хорошо, что я не отношу себя к нормальным людям. Слава Богу. И мне дано оценить юмор Вольфганга . Хохочу вместе с ним — ответил я профессору Тамиру. Кстати, узнику гетто в Панарах. Профессор помрачнел. И ничего не сказал в ответ.
К сожалению, людское общество чопорно и мнимо благопристойно. Каноны были впервые опубликованы после смерти Моцарта с устраненными непристойностями… Например, «Leck mir den Arsch fein rein» («Лизни меня в задницу аккуратным и чистым») стало «Nichts labt mich mehr als Wein» («Ничто не освежает меня больше, чем вино») Высказывался Моцарт в остро неприличном ключе о государствах, политиках, коллегах-музыкантах.
"После смерти Глюка кроме Гайдна, меня и Сальери не осталось в Европе никого. Пусть все остальные композиторы поднимут Йозефа и нас с Антонио на руки и внесут в пантеон вечности, похрюкивая".
Александр Сергеич (не композитор) частично выполнил рекомендацию композитора Моцарта. Он обеспечил Антонио Сальери пантеон вечности по полной. Что в процессе внесения проделывал Пушкин — история умалчивает. Писал Моцарт кое-что и о России, масонах, евреях(покрестившиеся Давид и Шломо Моцарты из родовой книги Аугсбурга 15 века — подмигнули своему потомку). Но я не стану приводить это здесь, иначе Вольфганга обвинят в жесткой русофобии. Письмо Моцарта от 5 ноября 1777 кузине Марии Анне Текле Моцарт. Той самой Безль:
Lezt wünsch ich eine gute
nachtscheissen sie ins bett dass
es krachtschlafens gesundreckens
den arsch zum mund.
Знатоки немецкого вполне могут оценить…