Сформированное несколько месяцев назад правительство успело принять три серьезных решения по пенсионной реформе
Израиль занял 18-е место в "Global Retirement Index 2020" — глобальном рейтинге государств, наиболее подходящих для жизни на пенсии. Его составители оценили уровень благосостояния и финансовой безопасности пенсионеров в 44 развитых странах по 18 показателям, разбитым на четыре категории — здоровье, финансы, материальное благополучие и качество жизни
Индекс здоровья в Израиле был оценен в 80%, индекс качества жизни — 84%, финансов — 68%, а материального благополучия — 65%. Таким образом, высокий рейтинг достигается в основном за счет здоровья и продолжительности жизни. Что же касается пенсий, то все зависит от того, где ты работал. Так, например, средняя пенсия военных в отставке достигает 17 тысяч шекелей в месяц, работников системы здравоохранения – 8.5 тысячи, государственных служащих — 8 тысяч, работников системы образования – 7.5 тысячи. Но есть десятки тысяч израильтян, чья пенсия составляет от 500 до 2500 шекелей. И не потому, что они работали меньше, а потому, что имели худшую пенсионную программу.
Сформированное несколько месяцев назад правительство успело принять три серьезных решения по пенсионной реформе. Согласно первому, было отменено сокращение на 1.1% пенсий для бюджетников. Как известно, речь идет о богатых пенсионерах, часть которых получают до 80 тысяч шекелей в месяц. Второй решение касалось военных, которые выходят на пенсию в 45 лет: было решено увеличить им пенсию на 11%, что обойдется бюджету 1.1 миллиарда шекелей в год. Наконец, третье решение касалось увеличения социальной надбавки на 500 шекелей. До сих пор социальную надбавку получили 195 тысяч семей, после реформы ее будут получать 250 тысяч. Теперь положение этих людей улучшится — как за счет собственно социальной надбавки, так и за счет льгот, которых нет у других групп населения. Речь идет о людях, которые либо не работали в Израиле, либо не успели накопить пенсию. Половина из них — репатрианты их разных стран, в основном, из бывшего СССР. Ожидается, что через 15-20 лет большинство получателей социальной надбавки составят представители ультрарелигиозного сектора.
В прессе было опубликовано заявление министра финансов о том, что в результате реформы "в Израиле не будет пенсионеров, живущих за чертой бедности". Так ли это?
Все мы помним детский стишок про сороку-ворону, которая кашку варила: "…этому дала, этому дала, а этому — не дала". Это как раз про людей, которые после реализации упомянутых решений окажутся в самом тяжелом положении. Они всю жизнь работали, но не в государственных или силовых структурах и не получали бюджетную или накопительную пенсию. Они экономили деньги, вели рачительное хозяйство и откладывали оставшиеся средства на старость. Но выходя на пенсию, оказываются у разбитого корыта.
Что же они получат? Как и прочие пенсионеры, пособие по старости от "Битуах леуми", которое вначале было прикреплено к индексу средней зарплаты, а с 2001 года — к индексу потребительских цен и в результате, благодаря "заботе" о пенсионерах, составляет для пенсионера-одиночки 1,535, а для пары — 2,307 шекелей. Рабочий стаж хотя и увеличивает сумму пособия, но не более чем на 50%. Многие из этих людей не получают социальную надбавку, поэтому их положение гораздо хуже. Но почему они лишены такого права? Потому что их пенсия вместе с пособием по старости оказалась на шекель больше, чем сумма, составляющая 70% от минимальной зарплаты. Из-за одного шекеля они теряют льготы, достигающие тысячи шекелей в месяц. Кроме этого, если на счету у человека хранятся деньги, которые он или она скопили на "черный день", их тоже лишают социальной надбавки.
Характерный пример: несколько месяцев назад Моше Зингер, стопроцентный инвалид, переживший Катастрофу и получающий компенсацию из Германии, подал в Верховный суд иск, требуя, чтобы ему оставили пособие по старости. Как выяснилось, вследствие немецкой компенсации он попал в группу "богатых пенсионеров".
Кто и как решает судьбу наших пенсий? За последние годы было подано 13 законопроектов об увеличении пособия по старости, но депутаты были так заняты, что до их обсуждения дело не дошло. Это не помешало им в 2017 году увеличить пенсионные отчисления себе — с 18 до 23% в месяц. Кроме этого, в Израиле существует закон, согласно которому депутат, успевший отсидеть (лучше не скажешь) в Кнессете десять лет, получит пенсию в размере 50% от своей зарплаты. А это 22,500 шекелей в месяц плюс льготы.
Заявления о том, что после утверждения бюджета у нас не будет пенсионеров, проживающих за чертой бедности, — не более чем чистой воды популизм. Эти люди лишены поддержки. Их не поддерживает ни Гистадрут, ни Кнессет, ни правительство, ни партии. Ведь они не военные, не бывшие государственные служащие, ни электорат, с которым нужно считаться…
[nn]