В преддверии 2022 года армейское командование официально представило СМИ итоги года минувшего, частично озвучив планы, оценки и прогнозы по различным проблемам
Давид ШАРП
В целом 2021 год оценивается позитивно, и в ближайшее будущее, исходя из стратегического положения Израиля, в ЦАХАЛе смотрят с оптимизмом. Как важный положительный фактор в области оперативного сотрудничества и партнерства в разведывательной сфере в армии отмечают так называемые "Соглашения Авраама", с момента подписания которых прошел уже год.
Основной же угрозой был и остается Иран, причем речь идет не только о ядерной программе, но также об экспансии в регионе и активной поддержке режимом аятолл марионеточных и союзных сил по всему Ближнему Востоку.
ИУДЕЯ И САМАРИЯ
Здесь угрозы ощущаются и реализуются буквально ежедневно и в 2021 году отмечен существенный рост террористической активности. Динамика хорошо отслеживается по статистике последних лет: камнеметание — 1881 случаев в 2018 году, 3805 в 2019-м, 4002 в 2020-м, 5532 случаев – в 2021 году; нападения с холодным оружием — соответственно 17, 12, 9 и 18 случаев, с огнестрельным — 33, 19, 31, 61 случаев. Что касается погибших в терактах, то в уходящем году их было меньше всего — два человека по сравнению с 14-ю в 2018-м, пятью в 2019-м и тремя в 2020 году.
На момент публикации отчета по подозрению в террористической деятельности в 2021 году были арестованы 2899 палестинцев.
В армейском командовании выражают удовлетворение уровнем сотрудничества с силами безопасности ПА. В свете активизации боевиков всерьез изучалась целесообразность проведения масштабной операции в Дженине и окрестностях, однако в дальнейшем там активизировались уже силовики ПА, и в командовании ЦАХАЛом надеются, что операция в обозримой перспективе не понадобится.
Вызывает некоторое удивление, что в ЦАХАЛе решили особо отметить такой фактор, как рост преступности на националистической почве со стороны евреев в Иудее и Самарии — к данной классификации относятся в основном поджоги машин и выкорчевывание деревьев.
ГАЗА
В ЦАХАЛе склонны высоко оценивать результаты операции "Страж стен" как фактор сдерживания ХАМАСа. В качестве примера приводится тот факт, что полгода, прошедшие с окончания операции, были наиболее тихими, если сравнивать периоды после операций "Литой свинец" в 2009 году, "Облачный столп" в 2012-м и "Несокрушимый утес" в 2014-м. За последние шесть месяцев террористы Газы выпустили всего пять ракет в то время, как после остальных операций — соответственно 196, 76 и 22. Отмечается, что и воздушных шаров с зажигательными устройствами было относительно мало, а после нанесения бомбовых ударов по объектам ХАМАСа их запуск и вовсе прекратился.
От себя отмечу, что не все так радужно и однозначно. Успехи "Стража стен" несколько скромнее, чем армия пытается представить общественности. Достаточно напомнить, что основная часть ракетного арсенала террористов все же сохранилась, равно как и их возможности осуществлять массированные обстрелы. Потери же ХАМАСа и "Исламского джихада" оказались меньшими, чем изначально предполагалось, и составили в сумме немногим более сотни человек. Еще до нескольких десятков убитых боевиков пришлись на другие организации.
Если говорить о спокойствии как мериле успешности операции, то полгода — слишком маленький срок. Да, ракетных обстрелов из Газы почти нет, но и Израиль в своих ударах с воздуха после "Стража стен" изо всех сил старался не задеть ни одного боевика – а вдруг выяснится, что ХАМАС не так уж и боится нового витка противостояния.
Помимо эффекта от операции и фактора устрашения, важнейшей причиной спокойствия является то, что с мая 2021 года Израиль беспрецедентно задабривает власти ХАМАСа различными "плюшками", дабы организации, было, что терять в случае эскалации. Так, например, долгие годы нога рабочих из Газы не ступала на израильскую территорию, а сегодня в ее пределах трудятся уже 10 (!) тысяч жителей сектора — такое вот "размежевание"… Причем их вполне официально называют торговцами, хотя всем известно, что к торговле имеют отношение, хорошо, если несколько сотен из них… Поблажки ХАМАСу заключаются и в доставке в сектор широкого перечня товаров, расширении экспорта, зоны рыбной ловли и т.д.
Как рассказывают в армии, в переговорах об удерживаемых ХАМАСом телах израильских солдат и живых заложников наличествует прогресс. Однако разрыв между требованиями ХАМАСа о количестве предполагаемых к освобождению террористов с кровью на руках и тем, к которому готов Израиль, по-прежнему непреодолим. Другими словами, "прогресс" в данном случае – понятие сугубо теоретическое.
ЛИВАН
Важнейшим аспектом ситуации на данном направлении является то, что по признанию армии, свобода действий ВВС в ливанском небе страны сократилась, из-за чего ЦАХАЛу приходится предпринимать некие дополнительные меры. Удивляться не стоит: несмотря, на активные действия Израиля, "Хизбалла" получила от Сирии и Ирана некоторое количество зенитных ракетных комплексов. Согласно ряду армейских источников, это, среди прочего, мобильные старые "Оса" и новые "Панцирь-С1". В течение года со стороны Ливана вторглись в Израиль (и были нейтрализованы) 74 мультикоптера шиитской организации. В сравнении с 2020-м налицо сокращение количества вторжений (94 случая, а в 2019-м – 54).
В армии считают, что израильский фактор сдерживания по-прежнему воздействует на "Хизбаллу". От себя добавлю, что верно и обратное: от некоторых действий против "Хизбаллы" Израиль в основном предпочитает воздерживаться во избежание эскалации.
Серьезнейшим вызовом для ЦАХАЛа является возможность получения шиитской организацией значительного количества высокоточных ракет. По сведениям армии, производство таковых в Ливане не налажено, но небольшие количества иранцы смогли шиитским союзникам переправить. В качестве опаснейшей угрозы воспринимается и то, что в распоряжении "Хизбаллы" имеются крылатые ракеты.
При подведении итогов года отмечалось, что террористы Газы, "Хизбалла" и проиранские силы в Сирии, как правило, активные действия против Израиля не инициируют, а предпринимают в основном в ответ на те или иные акции ЦАХАЛа.
СИРИЯ
По сведениям армии, основную часть контрабанды оружия для проиранских сил и "Хизбаллы" в Сирии Израилю удалось пресечь. Согласно оценкам, пути поставок по суше и морю были перекрыты на протяжении 70% времени, благодаря действиям Израиля, и до адресатов доходили лишь ограниченные партии.
В 2021 году ЦАХАЛ нанес ‘тысячи ударов’, правда, это включает и операцию "Страж стен" и другие атаки в секторе Газа. Согласно данным армии, в рамках так называемых "боевых действиях между войнами", каковые в основном предусматривают удары в Сирии, в рамках многих десятков атак были использованы сотни различных боеприпасов. В 2021-м по территории Сирии было нанесено больше ударов, чем в каждый из двух предыдущих лет. Несмотря на то, что целью атак, как правило, являлись объекты, связанные с Ираном, доставалось и сирийским силам, оказывающим содействие "Хизбалле" и иранцам. Наносились удары и по сирийской системе ПВО, когда она слишком активно обстреливала израильские самолеты и запускаемые ими боеприпасы. Активность же сирийских зенитчиков в 2021 году значительно превысила два предыдущих года: они выпустили сотни ракет.
Что касается режима Асада, то в ЦАХАЛе напоминают: он контролирует около двух третей территории страны. Однако его контроль там неполный, так как сильно влияние КСИР и проиранских милиций. С таковым Асад пытается бороться, но в армии не верят, что это приведет к полному выдворению иранцев из страны в обозримой перспективе.
ИРАН
Как уже отмечалось выше, угрозы режима аятолл носят разноплановый характер. Что касается ядерной программы, то согласно оценкам ЦАХАЛа, в случае решения Тегерана совершить "рывок к бомбе", до ее создания пройдет около двух лет (бывший глава "Мосада" Йоси Коэн недавно говорил о 2-2,5 годах). Правда, на данный момент нет сведений о том, что режим собирается вскоре принять такое решение. Пока же Иран непрерывно усиливает ПВО (как российскими, так и собственными системами), а также наращивает и модернизирует арсенал баллистических ракет, способных достичь территории Израиля. В связи с этим израильские планы подготовки к возможной операции против Ирана совершенствуются, а боевая подготовка — в первую очередь ВВС — по иранскому сценарию серьезно интенсифицировалась. Собственно, ближайший год пройдет под знаком ее усиления, на что недавно было выделено финансирование в размере миллиардов шекелей.
Сценарии масштабной войны с Ираном могут быть разными, однако одним из наиболее вероятных в ЦАХАЛе видят такой, когда противник будет далеко не одинок. Подразумевается, что одновременно придется противостоять террористам Газы, "Хизбалле", проиранским силам в Сирии и Ираке и, возможно, даже попыткам подключиться со стороны йеменских хуситов. В данной связи усиленная подготовка ЦАХАЛа подразумевает не только иранское, но и другие направления. Это, среди прочего, закупка дополнительных тяжелых боеприпасов для ВВС, противоракет для ПВО, а также повышение готовности сухопутных сил к глубоким маневренным действиям на территории противника. Напомню, что последние два года — в первую очередь по выбору Авива Кохави — на тренировки резервистов-сухопутчиков выделялось очень мало средств. В ближайшие год-два армия намерена заполнить образовавшиеся пробелы. Определенные меры на этот счет, включая интенсификацию учений, уже предпринимаются. Как считает сам Кохави, за счет закупок различных систем вооружений, организационных нововведений и ряда других шагов боеспособность сухопутных сил во всем, что касается маневренных наступательных действий, уже удалось повысить.
[nn]