Повод для войны

0

Нападение псевдополяков на радиостанцию в германском Глейвице вспоминается в эти дни с особой остротой в связи с событиями на Востоке Украины

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Иосиф ТЕЛЬМАН, ветеран Второй мировой войны, кандидат исторических наук

 

Присоединение Саара, аншлюс Австрии, фактическая оккупация Чехословакии убедили Гитлера в полной безнаказанности со стороны Запада.

В начале 1939 года Гитлер собрал секретное совещание руководства нацистской партии и вооруженных сил Германии. Своим ближайшим подручным он сообщил, что принял решение огромной важности — осуществить еще в этом году захват Польши. Главнокомандующему сухопутных войск фон Браухичу было поручено начать разработку операции "Вайс" — плана вторжения в Польшу. В середине июня Генштаб принял план развертывания. Подготовка к войне шла полным ходом.

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Фюрер пригласил к себе Германа Геринга — главнокомандующего ВВС. Он задал ему вопрос:

— Могут ли немецкие летчики сбить над территорией Германии польский самолет?

— Технически это очень сложно, — ответил Геринг.

Тогда Гитлер вызвал рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.

— Вы, конечно, знаете что мы готовимся к войне с Польшей?

— Да, это мне известно.

— Так вот, чтобы начать войну, мне нужен повод, — сказал Гитлер, и продолжал, — причем повод весьма убедительный. Без этого я не могу двинуть войска. Надеялся на Геринга, но технически для авиации это сложно, а может быть и невозможно. Сумеют ли решить такую задачу ваши люди из СС?

— Да, конечно, — даже не подумав, ответил Гиммлер. Он не привык в чем-либо отказывать фюреру или не соглашаться с ним.

Возвратившись в свой штаб Гиммлер задумался. Он понимал, что легче всего сказать "да". Задача, которую поставил фюрер — очень сложная и трудная: не так это просто обеспечить casus belle — повод для войны. Он вызвал к себе руководителя СД Гейдриха. Рассказал ему о беседе с фюрером и о полученном задании, особо подчеркнул, что все, кто будут участвовать в предстоящем деле, окажутся причастными к одной из самых больших тайн рейха.

— В общем, я жду от вас конкретные предложения. И чем скорее они поступят, тем лучше, — закончил беседу с шефом СД Гиммлер.

Альфред Гельмут Науйокс. Фото: Wikipedia / U.S. Army — U.S. National Archives and Records Administration

Теперь настала очередь Гейдриха задуматься. Этот человек обладал воистину дьявольской хитростью и изощренным умом. Он потребовал немедленно представить ему подробную карту граничащих с Польшей районов Германии и детальную справку о расположенных там населенных пунктах. Гейдрих привлек к готовящейся операции Генриха Мюллера. Шеф гестапо был специалистом по организации провокаций, никогда не стеснялся в средствах для достижения цели. В середине июля Гейдрих сообщил Гиммлеру, что определено место и способы проведения операции.

— И что же это за место? — спросил рейхсфюрер СС.

— Это небольшом городок Глейвиц в Верхней Силезии, недалеко от польском границы.

— И что, там есть важные объекты? — задал следующие вопрос Гиммлер.

— Есть. Радиостанция.

— Что вы собираетесь делать с этой станцией? — поинтересовался главный эсэсовец.

— Мы организуем инсценировку нападения на нее поляков. Затем передадим по радио сообщение с призывом к войне против рейха. Там оставим неопровержимые доказательства, которые мы сможем предъявить даже иностранным журналистам. Этими доказательствами будут трупы убитых поляков, напавших на станцию. Трупами, иными словами, человеческими "консервами", нас обеспечит Мюллер. Заключенных, которых мы используем для этой цели, в его конторе хватает. Мы их возьмем из концлагеря Ораниенбаума.

— В целом план не плох, вполне приемлем, — заключил Гиммлер. Затем продолжил. — Но нам нужен надежный человек, которому можно будет доверить и проведение операции, и сохранение важнейшей государственной тайны, каковой является сама эта операция.

— Такой надежный человек есть и вы его знаете, — ответил Гейдрих. — Это штурмбаннфюрер Альфред Науйокс.

— Тогда приступайте и помните, что времени на подготовку очень мало.

Этот надежный парень Альфред Науйокс впоследствии в исторической литературе назывался "человеком, который начал Вторую мировую войну". Он родился в 1911 году в Киле. Учился в университете, где в основном добился успехов, выступая в роли боксера-любителя. Отличился в уличных боях с коммунистами. Здесь его заприметил Рейнхард Гейдрих. Он вовлек подающего надежды боксера в партию нацистов, затем в ОС. Когда Гейдрих создал и возглавил СД, он пригласил работать там своего давнего знакомого.

Перед нападением на Польшу Науйокс был руководителем подразделения нацистской разведки, которое занималось изготовлением фальшивых паспортов, удостоверений личности и других документов для агентов спецслужб Третьего рейха. Занималось это подразделение и изготовлением фальшивых денег, в основном английских фунтов стерлингов.

10 августа 1939 года штурмбаннфюрера Науйокса срочно вызвал Рейнгард Гейдрих — шеф СД и Главного управления имперской безопасности — РСХА. Когда тот явился, Гейдрих сразу же изложил суть предстоящего дела.

— Есть такой городок Глейвиц, недалеко от границы с Польшей. Нужно организовать инсценировку нападения поляков на радиостанцию в этом городе. Прессе мы предъявим доказательства — трупы поляков, совершивших нападение. Мюллер уже отобрал заключенных из концлагеря. Оденем их в мундиры польских солдат и после соответствующей обработки их трупы останутся около радиостанции, чтобы продемонстрировать, кто участвовал в нападении, которое мы отразили.

…15 августа 1939 года в Глейвиц на двух видавших виды машинах "форд" прибыла группа из семи геологов. Возглавлял ее инженер Герман Коллер. Под этим именем скрывался сам Альфред Науйокс. Геологи остановились в местной гостинице "Обершлезингер", заняли там два довольно скромных номера. Вечером, составляя как обычно донесение в полицию, портье написал о них: "Интереса не представляют". Действительно, все семеро были заняты трудом: в окрестностях города что-то копали, делали замеры, вели записи. Штурмбаннфюрер и его коллеги тщательно изучали место предстоящей операции. Особенно внимательно осмотрели подходы к радиостанции, где должны были произойти основные события.

Науйокс доложил Гейдриху о проделанной работе и попросил разрешения пока что вернуться в Берлин. В ответ услышал: "Срочно направляйтесь в соседний город Оппельн. Там находится Мюллер. Уточните с ним все детали предстоящей операции.

Позже, давая показания на Нюрнбергском процессе над главных военными преступниками, Науйокс рассказал подробности своей встречи с шефом гестапо в Оппельне. Мюллер заявил, что у него есть 12 осужденных преступников, которых надо одеть в польскую форму и оставить убитыми на месте инцидента. Смертельные подкожные впрыскивания им сделает врач, выделенный для этом цели Гейдрихом. Им также следует нанести огнестрельные ранения. После инцидента на место происшествия должны быть доставлены корреспонденты газет и радио. Затем следует подготовить полицейский отчет о нападении на радиостанцию.

31 августа в 16 часов в гостиничном номере Науйокса раздался телефонный звонок. Сняв трубку, он услышал всего два слова: "Бабушка умерла". Это был сигнал.

В 20.00 к зданию Глейвицкой радиостанции подъезжает два автомобиля. Из них выскакивают вооруженные люди и бегут к входу. На их пути охранник — удар по голове и он оседает на землю. Услышав шум, выбежал дежурный — его постигла та же участь. Немногочисленный персонал станции был локализован. Операция вступает в решающую фазу. Переводчик из СД уже сидит перед микрофоном. Он зачитывает заранее приготовленный текст, в котором говорится, что поляки должны сплотиться и уничтожить немцев. Хорошо продуманный спектакль длился всего четыре минуты. Затем налетчики бегут к машинам, которые мгновенно исчезают. Около радиостанции уже лежит несколько трупов. Одновременно с главной провокацией в Глейвице были инсценированы еще два нападения поляков на таможню в Хохлиндене и на лесничество в Питчене. Там тоже эсэсовцы успешно справились с задачей. В ходе всех этих провокаций поддерживался постоянный контакт между Гиммлером и Гитлером.

Фюрер был подробно информирован обо всех деталях происходившего.

1 сентября 1939 года в четыре часа сорок пять минут перед рассветом, через восемь часов после нападения на радиостанцию в Глейвице, дивизии вермахта на всех участках перешли границу и вторглись на территорию Польши. Вторая мировая война началась.

На первых страницах всех немецких газет было напечатано:

"Неслыханное разбойничье нападение на радиостанцию в Глейвице. Вермахт перешел в наступление".

И до Глейвица и после него штурмбаннфюрер Науйокс был участником многих нацистских провокаций. Так, в период захвата Чехословакии, он находился в Братиславе откуда, руководил объединенной агентурой СД и абвера. В ноябре 1939 года он командовал отрядом СС, который вторгся на территорию Голландии и захватил там двух офицеров английской разведки.

В январе 1941 года штурмбаннфюрер повздорил с Гейдрихом. Реакция шефа Главного управления имперской безопасности — РСХА была мгновенной. Науйокса переводят в полевые части СС и отправляют на Восточный фронт. В одном из боев он был ранен. В связи с директивой Гиммлера, запрещающей посылать в район военных действий "держателей государственных тайн", его направили в Данию, а затем в Бельгию, где он служил в хозяйственном отделе оккупационной администрации и старался "больше не высовываться". В октябре 1944 года штурмбаннфюрер СС дезертировал и перебежал на сторону американских войск.

Находясь в плену, Науйокс дал сотрудникам разведки США — Управления стратегических служб — показания о том, как была организована провокация в Глейвице. Он раскрыл одну из самых больших тайн Третьего рейха. Выудив у него многие секреты гитлеровских спецслужб, американцы отдали бывшего штурмбаннфюрера под суд военного трибунала. Власти США видели в нем довольно крупную "нацистскую щуку". Недаром историки его до сих пор называют "человеком, который начал Вторую мировую воину". Науйокс не стал дожидаться приговора и при невыясненных обстоятельствах бежал из лагеря, где его содержали, и бесследно исчез на долгие годы. По-видимому, он скрывался где-то в Южной Америке. Некоторые немецкие историки считают, что Науйокс под чужим именем много лет лет жил в Германии, где и умер в 1960 году. Однако скорее всего ему "помогли умереть". Слишком много знал…

Вторая мировая война, повод для которой организовывал эсэсовец Науйокс, стоила жизни 55 миллионам человек. 90 миллионов было раненых, из которых треть остались инвалидами. Особенно тяжелые жертвы понес еврейский народ. Мы навсегда сохраним память о каждом из 6 миллионов, погибших в Катастрофе. Вместе с тем трудно переоценить тот огромный вклад, которым внесли евреи в разгром нацизма. Но важно помнить и о человеке, который, будучи "маленьким винтиком", сыграл столь роковую роль в истории ХХ столетия.

Лев СИМКИН | «Бабушка умерла»

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий