Газ в обмен на фрукты?

0

Несмотря на заверения кабинета министров и обещания ряда компаний-производителей и торговли, рост цен в стране продолжается. Об этом свидетельствуют не только ценники на прилавках магазинов, но и хладнокровная статистика – в образе индекса цен, который безостановочно рос в течение всего минувшего года, продолжает расти в начале нынешнего и достиг за последние двенадцать месяцев рекордной за последнее десятилетие отметки в 3,1 процента

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Яков ЗУБАРЕВ

На фоне безудержной инфляции, которая ударяет по карману не только тех, кто приобретает повседневные товары, но и плательщиков долгосрочных машкант, глава бюро Panels Politics и ведущий специалист по изучению общественного мнения Менахем Лазар провел по заказу газеты "Маарив" опрос, посвященный настроению израильского общества в связи с растущей дороговизной жизни. Итоги опроса неутешительны:

БОЛЬШИНСТВО ИЗРАИЛЬТЯН – ЗА НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ

В онлайн-опросе приняли участие 512 респондентов в возрасте от 18 лет и старше — как евреев, так и арабов. Максимальная ошибка выборки составляет 4,3 процента. Согласно полученным ответам, подавляющая часть населения, а точнее – 67 процентов, не верит заявлениям министров о намерении бороться за снижение стоимость жизни и считает, что необходимо выйти на улицы и возобновить социальный протест. В числе этих министров участники опроса называют премьера Нафтали Беннета, министров финансов, экономики, сельского хозяйства и ряда других. Лишь 30 процентов доверяют намерениям правительства и 3 процента не имеют мнения по этому поводу. При этом еще большее количество людей — 79 процентов опрошенных — считает, что в связи с удорожанием жизни пора выходить на улицы – так, как это было во время социальных протестов лета 2011 года. И всего 12 процентов выступают против возобновления протеста.

Стоит напомнить, что социальный протест 2011 года включал в себя "палаточный городок" в Тель-Авиве и масштабные демонстрации, в которых участвовали сотни тысяч человек со всей страны. Спустя десять лет оказывается, что люди вновь готовы выйти на "баррикады". Более детальное изучение данных опроса показывает, что наиболее высокой поддержкой новый уличный протест пользуется у женщин (83 процентов против 75 у мужчин) и респондентов возрастом до 44 лет. Если же говорить о секторальном делении, то наибольшими сторонниками протеста стали ультраортодоксы и светские (до 82 процентов).

В эти же дни группа Tefen провела свой опрос в отношении стоимости жизни в Израиле, и он показывает обратную картину: 81 процент респондентов полагает, что план, представленный премьер-министром и министром финансов, позволит им справиться с ситуацией. Однако 42 процента (что тоже немало) считают, что в борьбе с ростом цен социальные протесты и потребительские бойкоты непременно помогут. В данном опросе приняло участие 1975 человек, и ошибка выборки составляет 4 процента.

По следам этих опросов, а также последних действий правительства и кнессета, направленных на снижение дороговизны жизни, несколько журналистов газеты "Маарив", пишущих на экономические темы, проанализировали сложившуюся ситуацию. Иегуда Шарони обратил внимание читателей на споры, которые ведутся в настоящее время между депутатами парламентской комиссии по труду, социальному обеспечению и здоровью, Гистадрутом и работодателями в отношении минимальной заработной платы. Председатель этой комиссии Эфрат Райтен, хотя и является представителем партии "Авода", тесно связана с малым и средним бизнесом, поэтому отказалась поддержать повышение "минималки" до 40 шекелей в час. На самом деле, это очень серьезное повышение – до 7300 шекелей в месяц, что многие работодатели не смогут себе позволить, не повышая резко цены на свою продукцию или объявления о банкротстве и увольнения своих сотрудников. Однако министр финансов Авигдор Либерман понимает необходимость материальной поддержки населения. Более разумный вариант в данном случае – повысить объявленное раннее первое повышение минимальной заработной платы со 100 до 200 шекелей в месяц, а также удвоение суммы рабочего гранта – "маанак авода" с 800 шекелей до 1600. Правда, на все это требуется согласие профсоюзов и работодателей, но шаги в эту сторону уже сделаны.

Между тем, автор статьи задает естественный вопрос об отдаче таких финансовых вливаний. С момента подписания соглашения о поэтапном повышении минимальной зарплаты в ноябре прошлого года стоимость жизни резко возросла, а инфляция выросла. В то же время заметно улучшилось состояние экономики, и ожидается, что сбор налогов увеличится на 10 миллиардов шекелей. Так почему бы не оказать и более ощутимую поддержку слабым слоям населения? Кажется, даже у работодателей, отчаянно нуждающихся в рабочей силе, не будет иного выбора, кроме того, как пойти на компромисс и согласиться на указанные выше варианты.

Однако минимальная зарплата — лишь один из камней преткновения на пути улучшения жизни народа. Предложенный Либерманом пакет помощи включает в себя меры, направленные на снижение дороговизны, а именно, сокращение и отмену пошлин на мясо, птицу, колбасы, рыбу, рыбные консервы, муку, оливковое масло, яйца, сушеные фрукты, соусы, мед, мебель, посуду, кухонные принадлежности, автозапчасти, сантехнику, инструменты, бытовые электроприборы, медицинское оборудование и средства личной гигиены.

Правда, в данный пакет не вошли пока сокращение акциза на бензин, дотации бизнесам, пострадавшим от пятой волны эпидемии, отмена пошлин на свежие овощи и фрукты, а это тоже одна из болевых точек израильских потребителей.

В сфере производства молочных продуктов, находящихся под ценовым контролем государства, достигнута минипакетная сделка, которая предотвращает 5-процентное повышение на них цен, — в обмен на продление на два года срока действия соглашения о планировании в этой отрасли. На днях, в целях предотвращения дефицита на праздник Песах, принято также решение об увеличении квот на импорт яиц и меда. Но большинство населения, судя по опросам, не чувствует отдачи от этих половинчатых мер.

Происходящее в последние дни повышение курса доллара, с одной стороны, укрепляет экспорт и высокие технологии, а с другой — усиливает инфляцию и стоимость жизни. Цены на продукты питания, которые в Израиле и без того высоки по сравнению с мировыми, пострадают скоро от роста цен на зерно, особенно на пшеницу и фураж. Прежде всего это отразится на слабых слоях населения, вот почему минфин должен обратить более пристальное внимание на пакетную сделку и проблему минимальной заработной платы.

Вместе с тем, дороговизна жизни касается не только продуктов питания и других потребительских товаров. Самой острой проблемой по-прежнему остаются цены на жилье, которые только за последний год взлетели на 11 процентов. Несмотря на все попытки, отмечает Иегуда Шарони, государство, не в состоянии снизить эти цены, поскольку прибегает, в основном, к косметическим процедурам. В настоящее время наблюдается ежегодный дефицит около 15 тысяч квартир, и в пересчете на последнее десятилетие это составляет уже 150 тысяч. Чтобы снизить спрос, необходимо повысить налоги для тех, кто покупает недвижимость в качестве инвестиций, и пока дефицит не преодолен, данная мера позволит отвлечь инвесторов от покупки квартир и "выбросит" на рынок дополнительное жилье. Нулевая процентная ставка также была одним из основных факторов, подпитывающих ажиотаж вокруг недвижимости. Средняя ипотечная ссуда достигла в январе этого года рекордных 914 тысяч шекелей, а общий объем ипотечных кредитов подскочил до годового максимума в 116 миллиардов шекелей. Если изменится процентная ставка, остынет энтузиазм инвесторов в получении новых кредитов для покупки квартир.

ХВАТИТ ИЗРАИЛЮ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ОСТРОВОМ

Экономический обозреватель Шломо Маоз указывает на дополнительные пути, которые позволяют заметно снизить цены на продукты питания. Он отмечает, что высокая стоимость жизни в Израиле связана с тем, что наша страна по-прежнему пытается оставаться экономическим островом на Ближнем Востоке — даже тогда, когда заключает сделки в области воды, газа, оборудования для обеспечения безопасности и киберпрограмм. Что может быть более естественным, чем расширение экономической деятельности между Израилем и его соседями? Государства Персидского залива уже показали миру, как можно вести дела с Израилем без ненависти, которая десятилетиями окружала нашу страну. Только за один минувший год, прошедший со времени подписания Авраамовых соглашений, импорт Израиля из Объединенных Арабских Эмиратов составил 770 миллионов долларов – против 115 миллионов в году предыдущем. А израильский экспорт в ОАЭ достиг почти 400 миллионов долларов после 74 миллионов в 2020 году. В течение двух лет Эмираты значительно опередили Египет и Иорданию. При этом можно предположить, что приведенные данные не включают израильский оборонный экспорт, который после визита в ОАЭ премьер-министра Беннета будет, несомненно, увеличиваться.

Таким же образом можно развивать торговые отношения в области сельского хозяйства — с увеличением импорта овощей и фруктов из Египта, Иордании и Турции. Иордания получает от нас воду, Турции сама богата водными ресурсами, так почему не использовать этот потенциал для закупок там дешевых овощей и фруктов? К сожалению, Израиль, апеллируя к необходимости обеспечения продовольственной безопасности, продолжает отстаивать свое островное существование – в угоду сельскохозяйственному лобби и за счет кармана потребителя. Между тем, внутренняя торговля между странами ЕС составляет от 50 до 75 процентов всего экспорта, а в малых странах этот показатель еще выше: объем экспорта внутри ЕС достигает в Венгрии, Словакии и Чехии 80 процентов. Межгосударственная торговля продуктами, включая овощи и фрукты, приводит в странах Евросоюза к изобилию, конкуренции и дешевизне. Здесь никто не прикрывается лозунгами о "продовольственной безопасности". Так не пора ли и нам наладить полномасштабное сотрудничество в свободной торговле продуктами питания между странами Средиземноморья, в котором бы активно и взаимовыгодно участвовали, кроме Израиля, Иордания, Египет, Турция, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и две страны Европейского Союза — Кипр и Греция? Такая бурная торговля обеспечила бы средствами к существованию все народы региона, дала бы им надежду и безопасность, снизила враждебность. Кстати, в арабских городах Израиля уже сейчас можно найти широкий ассортимент чая всех сортов из Иордании и даже специй и сладостей из Сирии, замаскированных под иорданские продукты. Бойкот Израиля со стороны арабских стран ослабевает, а Израиль достаточно авторитетен, чтобы заключать международные соглашения не только по газопроводам.

Кстати, о газе. Журналист "Маарива" Эли Ципори обращает внимание на возможности расширения добычи и экспорта природного газа. Необходимость в ускорении этого процесса лишний раз подтвердили события в Украине, которые вновь поставили на повестку дня вопрос об отказе Европы от газпромовской "иглы".

— Западная Европа и Соединенные Штаты, — комментирует специалист по вопросам мировой энергетики Женя Коэн, — подчеркивают, что в данной обстановке они не дадут России разрешения на эксплуатацию в обход Украины нового газопровода "Северный поток-2", — газопровода, по которому можно было бы перекачивать 55 миллиардов кубометров газа в год. Я не думаю, что Путин прекратит поставки газа, тем более в Западную Европу, поскольку Россия сама очень зависит от доходов по продаже газа и нефти. Но дело в том, что Европа тоже зависит от российского газа — в Восточной Европе эта зависимость достигает 80-90 процентов, в Западной Европе — 30-40, и когда США и ЕС обратились ко всем поставщикам мира, включая Катар, Ливию и Австралию, с вопросом, могут ли они поставить дополнительные объемы газа, большинство ответило положительно, но добавило, что в ограниченном количестве, поскольку у того же Катара имеются долгосрочные контракты, а Австралия слишком далека и потому слишком дорога. США действительно отправляют в Европу суда со сжиженным газом, но это не решает проблему.

Как все вышесказанное относится к Израилю? Как известно, мы поставляем природный газ с месторождений в Средиземном море в Египет и Иорданию. Несколько лет назад был презентован проект подводного газопровода EastMed протяженностью 2 тысячи километров, который должен был соединить израильские месторождения с Кипром и Грецией. Однако летом прошлого года администрация США отказалась его поддерживать из-за экономической нецелесообразности. Вполне возможно, что события в Украине заставят заинтересованные стороны вновь вернуться к данному проекту – с тем, чтобы израильское голубое топливо помогло Европе справиться с газовым кризисом. Это привлечет к нам те самые дополнительные деньги, которые можно будет использовать для социальной поддержки населения и снижения дороговизны жизни.

[nn]

Прощание с российским газом

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий