17 ОКТЯБРЯ
Этот день у нас:
Его (Цестия) внезапное отступление (см. 16 октября) возвратило смелость разбойникам, которые напали на арьергард и убили массу всадников и пехоты.
Ближайшую ночь Цестий провел в стане на Скопе; но на следующий день он двинулся дальше, сам как будто маня за собою неприятеля. Последний еще раз уничтожил заднее войско в походе и одновременно с тем подстреливал его со стороны дороги. Арьергард не осмеливался стать против своих преследователей, так как он считал, что их необычайно много, фланги также не были в состоянии отражать нападение, так как римляне были тяжело вооружены и опасались разорвать походную линию; иудеи напротив, как они хорошо видели, были легко вооружены и вели нападение с большим воодушевлением. Так они должны были терпеть большие потери, не будучи в состоянии причинить с своей стороны какой-либо вред неприятелю. Поражаемые на всем пути и приводимые каждый раз в смятение, они падали массами.
В числе многочисленных убитых были предводитель шестого легиона Приск, трибун Лонгин и начальник одного из конных эскадронов, Эмилий Юкунд. С большим трудом, потеряв также большую часть своей поклажи, они достигли, наконец, своего прежнего лагеря — Гаваона. Цестий провел здесь в нерешительности два дня; когда на третий день число неприятеля еще больше увеличилось и все кругом кишело иудеями, он сознал, что его медлительность послужила ему только во вред и что дальнейшее пребывание на месте только умножит еще более число его врагов. Чтобы ускорить бегство, он приказал уничтожить все, что может отягчать войско в пути. Были убиты поэтому мулы и вьючные животные за исключением тех, которые носили орудия стрельбы и машины; последние они сохранили на случай надобности, а главным образом для того, чтобы они не попались в руки иудеев и не были ими обращены против римлян.
После этого они выступили в Ветхорон. На открытом поле иудеи их меньше беспокоили; но каждый раз, когда им приходилось спускаться вниз по узким кручам, одна часть иудеев, быстро забегая вперед, загораживала им выход, другая часть сзади гнала их в лощину, а главная масса, растягиваясь по отлогим сторонам дороги, обдавала войско градом стрел. Тяжело было пехоте, не знавшей как обороняться, но в еще большей опасности находилась конница: совершать спуск сомкнутыми рядами не дозволяла ей беспрерывная стрельба, но вместе с тем непроходимые кручи мешали им набрасываться на неприятеля; с другой же стороны дороги зияли овраги и пропасти, в которые они падали при каждом неосторожном движении.
Не имея таким образом возможности ни бежать, ни сопротивляться, они в своей нужде разражались громкими воплями и криками отчаяния. Им в ответ раздавались победные звуки, ликующие крики и призывы мщения иудеев. Немногого не доставало, чтобы они смяли всю армию Цестия; но наступила ночь и тогда римляне могли бежать в Ветхорон. Иудеи меж тем заняли все кругом и стали выжидать их выступления. Отчаявшись в возможности открытого отступления, Цестий начал помышлять о тайном бегстве. С этой целью он избрал около четырехсот храбрейших, солдат и расставил их вдоль шанцев с приказом водрузить на них полевые знаки лагерных караулов для того, чтобы заставить иудеев думать, что все войско находится еще в стане. Он же сам с остальным войском выступил втихомолку на тридцать стадий вперед.
На следующий день, когда иудеи увидели римский стан покинутым, они напали на тех четырехсот, которые их обманули; поспешно расстреляли их и пустились в погоню за Цестием. Но последний в продолжение ночи выиграл довольно большое расстояние, а днем ускорил бегство до того, что солдаты в страхе и смятении оставили в дороге осадные и метательные машины, равно как и большую часть других орудий, которые достались иудеям и впоследствии употреблялись против их первоначальных обладателей.
Иудеи гнались за римлянами до Антипатриды, но так как не застали уже их здесь, то возвратились назад, взяли с собою машины, ограбили трупы, собрали покинутую римлянами добычу и с победными песнями вступили в столицу. Сами они потеряли очень немного людей в то время, как римлян и их союзников они убили пять тысяч триста пеших солдат и триста восемьдесят всадников. Это совершилось на восьмой день месяца Дия, в двенадцатом году царствования Нерона (за четыре года до разрушения Храма).
520 до н. э. Второе пророчество Хаггая, поощрявшее строителей, восстанавливающих Храм (Хаг. 2).
На западном берегу канала в районе Серпиум, в восьми километрах от района израильского форсирования (Деверсуэр), находился египетский лагерь, занятый батальоном коммандос, и позиции зенитной артиллерии. Рота парашютистов из 247-й (в 1967г. — 55-я) резервистской бригады при поддержке двух танков должна была обойти этот лагерь. Один из танков порвал гусеницу и остался сзади. Остальные силы ошиблись в навигации и вышли прямо на египетскую засаду.
В ходе боя 14 парашютистов погибло, 35 были ранены. Аса Кишрони входил оторвавшуюся от основных сил группу из четырёх человек. В его группе один солдат погиб, двое — водитель джипа и пулеметчик — были ранены, причём, египтяне сосредоточили основную атаку именно на этой группе.
Кишрони сумел затащить раненых и их оружие в двухэтажный дом, откуда в течение четырех часов отбивал атаки двух рот египетских коммандос. Он уничтожил два грузовика с египетскими солдатами.
По истечении четырех часов египтяне отступили, потеряв больше 120 человек убитыми.
За этот бой Кишрони получил высший орден Израиля — "Итур а-Гвура". Он был одним из восьми (в том числе, троих, награждённых посмертно) награждённых этим орденом в 1973 году.
Аса Кишрони на момент начала войны был майором резерва. В боях на Иорданской долине он получил ранение в левую руку, в результате рука частично утратила подвижность. Из-за этого Кишрони сложно было использовать оружие (кроме его личного "Узи", на котором было специальное приспособление, позволявшее ему взводить затвор).
Однако, прославился он не своим героизмом в бою, а тем что после войны был одним из первых (по крайней мере, среди военных), кто потребовал создания следственной комиссии для выяснения причин и виновных в том, что Израиль застали врасплох в Войне Судного дня.
Комиссия, получившая название "комиссия Аграната", была создана, но Кишрони не понравились ее выводы (он считал, что комиссия покрывает истинных виновников) и он подал в отставку. При этом он демонстративно вернул орден Министерству Обороны.
Этот день в диаспоре:
1532 — Папа Климент VII приостановил "работу" португальской инквизиции и назначил нунция в Лиссабон для расследования ее деятельности. Этого дипломатического успеха, с помощью взяток, добился эмиссар марранов Дуарте де Паз.
Дуарте да Паз являлся весьма характерным персонажем для Португалии того времени. Сын испанских иудеев, бежавших в Португалию, он был в детстве отнят у родителей и насильно крещен.
Будучи внешне ревностным католиком, Паз сделал блестящую карьеру — стал судьей и даже рыцарем ордена Христа. Жоан III, питавший к нему большое доверие, послал его с тайной миссией в Африку, где он в одном из сражений с маврами был ранен и потерял глаз.
Прибыв в Рим и получив охранную грамоту от папы римского, Дуарте да Паз развил в Вечном городе бурную деятельность. Перекупив нужных людей в римской курии, агент "новых христиан" 17 октября 1532 г. добился, чтобы Климент VII издал декрет с приказом португальской инквизиции временно приостановить свою деятельность и назначил в Лиссабон нунция с поручением разобраться в ее действиях и доложить свои выводы папе для вынесения окончательного решения о судьбе "священного" трибунала в Португалии.
Дуарте да Паз, столь блестяще проявивший себя по прибытии в Рим, некоторое время спустя предал "новых христиан" и перешел на службу к Жоану III, выполняя на протяжении последующих 10 лет своего пребывания в Риме по существу роль провокатора.
"Новым христианам" оказалось не так легко отделаться от его "услуг". Их агенты пытались даже его убить, нанеся ему 14 ударов кинжалом в присутствии самого папы римского. Но предателю везло, и после покушения он остался жив. Покинув Рим, он продолжал свою провокаторскую деятельность в Венеции и других городах Италии. Преследуемый "новыми христианами", авантюрист бежал в Турцию, где принял ислам и закончил свои дни на службе турецкого султана.
Алтер-ребе оказывал сильное воздействие и на руководителей других направлений хасидизма.Царь Павел Первый согласился на предложение министров правительства дать полную свободу Алтер-ребе, но местом проживания его временно сделать город Петербург. Алтер-ребе переехал в частный дом, а община хасидов "ликовала и радовалась".
1901 — Основан Явниэль — поселение и местный совет на севере Израиля юго-западнее Тверии.
В этот день родились:
1758 — Исаак Авраам (Ицек) Эйхель — один из основателей "«а-Меассеф»" и пионеров просвещения (Хаскалы).
В этот день скончались:
1947 — В Возрасте 64 лет умер Давид Баазов — раввин, основатель сионистской организации в Грузии.
Интересные факты:
Международный день за искоренение нищеты.
История проведения Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты неразрывно связана с датой 17 октября 1987 года. В тот день более ста тысяч человек собрались на площади Трокадеро в Париже, где в 1948 году была подписана Всеобщая декларация прав человека, чтобы отдать дань памяти жертв крайней нищеты, насилия и голода.
Своей резолюцией, принятой 22 декабря 1992 года, Генеральная Ассамблея объявила 17 октября Международным днем борьбы за ликвидацию нищеты и призвала все государства посвящать этот день проведению и пропаганде, в зависимости от специфики страны, конкретных мероприятий, связанных с ликвидацией нищеты и бедности.
Википедия
Читайте предыдущие выпуски нашего Календаря