Памяти Варшавского гетто
Симон КИЕВСКИЙ
19 апреля 1943 года. Варшавское гетто подготовило подарок ко дню рождения фюрера. Ворота гетто с вечера закрыли, а утром ни один житель гетто не вышел на работу. Рота автоматчиков, ворвавшаяся в гетто, была уничтожена огнем из окон и подъездов. Тогда гитлеровцы подвезли к гетто тяжелую артиллерию и стали методически уничтожать квартал за кварталом.
Бойцам гетто удалось захватить оружейный склад и вывезти в гетто грузовик с оружием.
Жизнь переместилась под землю в подвалы, "малины", как их называли в гетто. От разрывов тяжелых снарядов вылетали стекла в окрестных районах Варшавы. Над гетто появились бомбардировщики. Через две недели все дома в гетто были разрушены. Но развалины огрызались огнем автоматов и винтовок. Были организованы молодежные отряды, вооруженные самодельными ножами и пиками. Они окружали фашистских автоматчиков и бросались в рукопашную схватку. Гитлер сдал телеграмму за телеграммой с требованием уничтожить гетто, но гетто сражалось, несмотря на то, что с фронта было переброшены в Варшаву несколько воинских частей.
К концу мая гетто лежало в развалинах. Фашисты захватывали квартал за кварталом, выжигали подвалы, забрасывали их гранатами. Руководство восстания во главе с Мордехаем Анилевичем, будучи блокировано в подвале, покончило с жизнью, истратив последние пули. Трое парней, защищавших охваченный пламенем четырехэтажный дом, расстреляв все патроны, взобрались на крышу и, завернувшись в польские флаги и знамя с магендовидом, бросились вниз.
Бои закончились, но развалины гетто по ночам оживали. Немецкие патрули встречали пули из-за угла. Последние перестрелки наблюдались в конце августа. Несколько сотен защитников гетто в конце мая ушло по канализационным тоннелям за пределы гетто и пробрались в леса. Однако, не имея опыта партизанской борьбы, среди враждебно настроенного населения, они в большинстве своем, погибли.
Варшавское гетто, Варшавское гетто,
Дымами пожаров ты в траур одето.
Профессор с винтовкой, доцент с автоматом,
Гранатой из окон, держитесь, ребята!
Подобны Адаму, из этой же глины,
Копаем мы ямы и строям малины.
Над нашим жилищем враг коршуном кружит.
Пусть кончилась пища, не сложим оружья.
Вцепились до дрожи в оружие руки,
А тем, кто не может, спасение – бункер.
Шагаем по трупам, в победу не верим,
Но мы не отступим, держитесь, хаверим.
Тяжелое время, наш Бог нам не внемлет,
Тяжелое бремя – уходим под землю.
Уходим под землю зализывать раны,
Наш Бог нам не внемлет, наш путь – в партизаны.