Арон ШНЕЕР | Удовольствие от казни

0

Как был повешен палач евреев Латвии, накануне казни встретивший свой 51-й день рождения

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Недавно вышла в свет замечательная историко-документальная публицистическая книга историка Льва Симкина «Его повесили на площади Победы». Хочу добавить к ней фрагмент из воспоминаний моего отца, волею случая ставшего участником исторических событий в Риге 3 февраля 1946 года.

«Для меня все написанное – это жизнь, а для моих детей и внуков – это история». Вторая тетрадь начинается у папы словами: «В моем дневнике гораздо больше, чем ничего, но меньше, чем хотелось бы».

И вот — о самой казни.

«Нам (речь идет о курсантах Рижской школы милиции) и мне лично выпала счастливая обязанность охранять виселицы на площади Победы в Риге, где состоялся процесс над руководителями вермахта и СС в Латвии. Это было 3 или 4 февраля. Мокрый снег, слякоть. Оцепление тройное, конная милиция. Мы стояли в первом ряду у виселицы. Их строили ночью, петли проверял офицер.

Привезли их на машинах по двое в кузове, в полной чистой аккуратной форме при всех регалиях. Один рыжий, Еккельн – высокий, худой. Зачитали приговор. Руки связаны. Двое солдат держали за руки, офицер надевал петлю, они вертели головой. По команде – разом машины отъехали. Площадь была полна народу. Висели они два-три дня. Охрана день и ночь. Люди плевали, били палками, с одного сорвали штаны.

Мне досталось удовольствие вместе с Кузьминым охранять петли на виселице и уже повешенных гитлеровцев. Возмездие за смерть невинных наших родных пришло, и я дожил до этих дней, когда почти сам выполнил проклятия мертвых – плату за смерть невинных людей. Я дожил до этого дня, за смерть евреев и моих родных – толкнуть гитлеровцев автоматом вправо-влево и видеть, что они в ответ мне, как еврею, уже ничего сделать не могут».

(Вероятно, кому-то покажется странным слово "удовольствие". Какое уж "удовольствие" от смерти и казни. Но папа и все те. кто потерял своих родных и близких от рук немецких убийц и их пособников, уверен, испытывали моральное удовлетворение от справедливого возмездия. И мне не стыдно за папино удовольствие. А что мог испытывать человек, у которого убили более шестидесяти родных? Ненависть и удовлетворение. Я думаю, папа очень искренне передал свои ощущения.

Помните слова Жеглова: "Вор должен сидеть в тюрьме". Мой папа из "Жегловых" с плюсами и минусами. Таким его сделала война. А ему лишь через 25 дней после казни гитлеровцев исполнится 18 лет. Отсюда эта юношеская, но уже взрослая ненависть. А такие процессы и казни проходили во многих городах Советского Союза. Первый процесс над коллаборационистами и их казнь состоялась в Краснодаре в июле 1943 года, а гитлеровских военных преступников впервые повесили в Харькове в декабре того же года.

Автор — израильский историк и писатель, на протяжении четверти века — сотрудник института Яд ва-Шем

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Обложка книги Льва Симкина

О своей книге Лев Симкин пишет:

"Не раз задавал я себе вопрос, что заставляет меня копаться в страшных документах, зачем пытаюсь сложить по крупицам личность одного из самых больших злодеев страшной войны? Отстающего ученика, рано оставшегося без отца, завидующего успешным одноклассникам-евреям, после – храброго добровольца, произведенного в офицеры на мировой войне, и никому не нужного после нее, винившего в поражении тех же евреев, и, наконец, фанатичного нациста, сполна компенсировавшего свои прежние жизненные неудачи фантастической карьерой, а в частной сфере – донжуана, психопата и алкоголика. Увидите его среди соотечественников, униженных Версалем и поверивших лидеру нации, в компании соратников, любителей красивой формы и исполнителей преступных приказов – еще до того, как мир заплатил за их обиды и неустроенность. Это ведь они убивали, а не Гитлер с Гиммлером, восседавшие наверху кровавой пирамиды. Больше того, не без их участия страшная логика завела вождей рейха туда, куда она их завела.

Безмерное зло совершалось людьми, а люди не сильно меняются — мне помогал вникнуть в их мотивы психолог Сергей Ениколопов, наши разговоры с которым есть в книге. Книга выйдет в апреле, но уже можно ее заказать по этой ссылке.

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Фридрих Еккельн (2 февраля 1895 — 3 февраля 1946) — немецкий военный деятель и военный преступник. Обергруппенфюрер СС и генерал полиции Третьего рейха на оккупированной территории СССР во время Второй мировой войны. Руководил широкомасштабным уничтожением евреев в Прибалтике, Белоруссии и Украине.

 

Фридрих Еккельн (5-й слева) с генерал-комиссаром рейхскомиссариата Остланд Генрихом Лозе и группой офицеров на рижском вокзале. Фото: Wikipedia / Bundesarchiv

С 1941 года занимал руководящие посты в СС и полиции на оккупированной территории СССР. 25 июля 1941 года Еккельн издал приказ: «Пленных комиссаров после короткого допроса направлять мне для подробного допроса через начальника СД моего штаба. С женщинами-агентами или евреями, которые пошли на службу к Советам, обращаться надлежащим образом».

Еккельн являлся одним из главных организаторов террора и массовых убийств местного населения. К моменту вступления в Прибалтику советских войск в ней осталось лишь около 1,6 % довоенного еврейства. В конце ноября — начале декабря 1941 года под руководством Еккельна было произведено массовое убийство евреев в Румбульском лесу около Риги. Тогда при участии команды Арайса было истреблено около 25 тысяч человек.

В феврале-апреле 1943 года Еккельн руководил проведением карательной антипартизанской операции «Зимнее волшебство» на севере Белоруссии. В ходе операции белорусские, латышские, литовские и украинские коллаборационисты расстреляли и сожгли несколько тысяч мирных жителей, более десяти тысяч были вывезены на работу в Германию.

За эту антипартизанскую операцию Екельн был награждён Золотым немецким крестом. В августе 1944 года награждён Рыцарским крестом.

В мае 1945 года взят в советский плен в Берлине.

2 мая 1945 года в Берлине взят в плен советскими войсками. На допросе 14 декабря 1945 года Еккельн рассказал об указаниях, данных ему Гиммлером, перед отъездом в «Остланд» в 1941 году:

"Гиммлер сказал, что работу в «Остланде» я должен поставить так, чтобы на всей территории Прибалтики и Белоруссии был полный покой и что евреи, находящиеся в «Остланде» должны быть уничтожены все до единого. Гиммлер говорил и о других нациях, населяющих территорию «Остланда», в особенности подчеркнул свою ненависть к литовцам, называя их низшей расой. О латышах он отзывался несколько мягче, но высказал своё пренебрежение к ним, заявляя, что из всего количества латышей, по его мнению, только 30 % стоит считать за людей, которых можно использовать. Эстонцев Гиммлер также относил к низшей расе, особенно проживающих к востоку от Балтийского моря.

Гиммлер сказал далее, что после окончательной победы национал-социализма необходимо будет германизировать тех эстонцев и латышей, которые хорошо проявят себя на работе в пользу Германии. Всех остальных латышей и эстонцев, говорил он, надо будет выселить из Прибалтики в Германию, где использовать их на работе, а освободившееся пространство заполнится немцами. Белорусов Гиммлер называл низшей расой, а о русских говорил, что это якобы отсталая, некультурная, нисколько не способная руководить большим государством низшая раса. Более определенных указаний относительно моей работы в «Остланде» Гиммлер в этот раз не дал, если не считать одного конкретного приказания о ликвидации всех евреев, содержащихся в рижском гетто".

В 1942 году Гиммлер вызвал Еккельна в Летцен (Восточная Пруссия), сообщив, что в Саласпилсский концентрационный лагерь (в 20 км от Риги) будут привозить евреев из стран Европы. Еккельн предложил использовать для убийств евреев расстрелы как наиболее простой и быстрый способ. В ходе судебного процесса Еккелн признал:

«В Саласпилсский концлагерь прибывало по два-три эшелона с евреями каждую неделю. По мере поступления эти партии ликвидировались. Так беспрерывно продолжалось с декабря 1941-го по середину 1942 года. В каждом эшелоне насчитывалось не менее тысячи человек. Я предполагаю, что всего нами было расстреляно до 87 тысяч евреев, прибывших в Саласпилсский лагерь из других стран».

В уголовном деле Еккельна фигурировал «Акт об истреблении немецко-фашистскими захватчиками на территории Латвийской ССР 35 000 советских детей» с информацией об убийствах детей в латвийском Саласпилсе. В концлагере детей отбирали у матерей и загоняли в отдельный барак. Скудное питание, эксперименты врачей, выкачивание крови для солдат немецкой армии, болезни, отсутствие ухода приводили к массовой смертности детей.

На судебном процессе в Риге за военные преступления Еккельн был приговорён военным трибуналом Прибалтийского военного округа к смертной казни и 3 февраля 1946 публично повешен в Риге.

Ирония судьбы: накануне бесславного окончания "героической" биографии Еккельну исполнился 51 год.

Опыт ненависти, или "Евреи, отомстите!"

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий