И было чудо…

0

ЧУДО В БЕРГЕН-БЕЛЬЗЕНЕ

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Эту историю мне довелось услышать от одного хасида, а тот, в свою очередь, слышал ее от самого рава Шраги-Шмуэля Шницлера, который, находясь в концлагере Берген-Бельзен, делал все, чтобы поддержать дух его узников и вселить в их сердца надежду. И хотя до освобождения Берген-Бельзена оставалось всего пять месяцев, надежда эта таяла, как и силы узников, день ото дня. Не было ночи, в течение которой в каждом из бараков не умирали бы два-три человека, и в официальные обязанности рава Шницлера, которого все тогда звали просто Шмульке, как раз входило выносить эти трупы.

Уже за две недели до Хануки Шмульке стал думать, где бы раздобыть хоть немножко масла, чтобы зажечь ханукию, но когда он спрашивал об этом у кого-либо из узников, тот смотрел на него, как на безумного: да если бы у него была хоть капелька масла, он бы сразу его выпил, а не стал тратить на такие глупости, как ханукальный светильник. Праздник тем временем приближался, и Шмульке полагал, что если достанет масло хотя бы на зажигание одной-единственной, первой свечи праздника, это уже будет чудом.

…До Хануки оставалось всего несколько дней, и рава Шницера, как обычно, отправили в барак убрать появившиеся там за ночь трупы. По дороге его нога неожиданно провалилась в ямку, и там что-то звякнуло. Шмульке вызволил ногу, наклонился, засунул в ямку руку и вытащил из нее… маленькую скляночку с маслом. Он запустил в ямку руку еще раз – и вытащил вторую, а потом и третью, и четвертую — всего в тайнике было восемь скляночек с маслом, ровно на все восемь дней Хануки.

Положив склянки на место и снова замаскировав тайник, Шмульке отправился к бараку. По дороге его мучила мысль о том, кто из евреев сумел раздобыть такое сокровище. Было ясно, что кто-то спрятал эти склянки, чтобы зажечь ханукальный светильник, и если хозяин тайника жив, воспользоваться находкой значило бы стать вором. Тогда исполнение заповеди зажигания светильника ничего бы не стоило. Но жив ли он? И если жив, то, наверное, не откажется от того, чтобы к его ханукальному свету присоединились и другие евреи?

Шмульке стал осторожно выспрашивать знакомых, не спрятал ли кто масло для ханукии, но каждый раз получал отрицательный ответ. Наконец настал день Хануки. Молодой раввин прокрался к тайнику, обнаружил, что все склянки с маслом на месте, и посчитал, что имеет право их использовать.

Так в декабре 1944 года у узников Берген-Бельзена появилась возможность достойно отметить Хануку.

В начале 1950-х, уже живя в Израиле, рав Шницер отправился в поездку в США, где встретил знаменитого Сатмарского ребе, рава Йоэля Тельтельбойма.

— Я ведь тоже какое-то время находился в Берген-Бельзене, — сказал Сатмарский ребе. – В 1943 году я сумел раздобыть масло, чтобы в Хануку зажечь светильник, но за два дня до начала праздника меня неожиданно перевели в другой лагерь. А ведь то, что осталось, было настоящим сокровищем! Как я молил Всевышнего, чтобы хоть какой-то еврей нашел этот тайник и использовал масло по назначению!

— Можете считать, что ваша молитва была услышана, — ответил рав Шницер.

ТАЙНА ХАНУКИИ МАШИАХА

ПЛАСТМАССОВАЯ ХАНУКИЯ

"ЕСТЬ У НИХ ГЛАЗА, НО НЕ ВИДЯТ…"

ПОКА ГОРИТ СВЕЧА

Читать далее: номера страниц внизу

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий