Мудрое слово рава Штейнзальца

0

Адин Штейнзальц — автор более 60 книг и сотен статей на различные темы, в том числе по еврейской мистике, философии и социологии. Его книга по Каббале "Роза о тринадцати лепестках", впервые опубликованная в 1980 году, издана на восьми языках

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Как мы сообщали, 7 августа на 83-м году жизни скончался раввин Адин Штейнзальц – переводчик Талмуда на современный иврит, английский, русский и испанский. Из-за карантинных ограничений на похоронах присутствовали только его близкие. Согласно иерусалимскому обычаю, речи на кладбище не произносились

Родился Адин Штейнзальц в Иерусалиме в 1937 году. Получил традиционное еврейское образование, параллельно изучая математику, физику и химию в Еврейском университете.

Рав Штейнзальц известен как учитель и духовный наставник. В 1961 году он создал экспериментальную среднюю школу возле Беэр-Шевы и в 23 года стал самым молодым директором школы в стране. Позже организовал сеть учебных заведений и просветительских организаций в Израиле и СНГ, в том числе Институт изучения иудаизма. В 1965 году открыл Израильский институт талмудических публикаций и начал трудиться над переводами и комментариями к Талмуду. Работу над его ивритским изданием закончил в ноябре 2010-го. Талмуд Штейнзальца пользуется популярностью во всем мире. На настоящий момент общий тираж его изданий на разных языках насчитывает более 2 миллионов томов.

Адин Штейнзальц — автор более 60 книг и сотен статей на различные темы, в том числе по еврейской мистике, философии и социологии. Его книга по Каббале "Роза о тринадцати лепестках", впервые опубликованная в 1980 году, издана на восьми языках.

Раввин Штейнзальц — почетный доктор ряда вузов Израиля и США, среди которых Иешива-университет, университет имени Бен-Гуриона, Бар-иланский и Брандейский университеты, Международный университет Флориды.

В 1988 году рав Штейнзальц был удостоен высшей награды еврейского государства — Премии Израиля.

Раввин Адин Штейнзальц встречался со всеми – президентами и простыми людьми, израильтянами и россиянами, пожилыми и совсем юными. Хотя бы единожды удостоившиеся возможности пообщаться с этим человеком утверждают, что говорили с выдающимся мудрецом современности. С ними не спорят даже те, кто никогда раввина не видел и не читал его труды.

Предлагаем вашему вниманию интервью, которое Адин Штейнзальц дал в иерусалимском Центре его имени в 2007 году нашему корреспонденту Алексею ОСИПОВУ

— Как так получается, что российские евреи знают о вас и о вашей деятельности гораздо больше, чем евреи Израиля?

— Если говорить об Израиле, то не стоит забывать о так называемых "волнах" алии. Их, как известно, было несколько. Те, кто приехал в 1970-х годах, со мной знакомы достаточно хорошо. А те, кто в 1990-х — давайте смотреть правде в глаза, — были по большей части не репатриантами, а иммигрантами, которые прибыли сюда лишь потому, что не смогли попасть в США.

— Этот факт вас раздражает?

— Не будем всех стричь под одну гребенку. А то все думают, что в старые времена еврейские штеттлы населяли сплошь ангелы. Там жили как добропорядочные граждане и настоящие святые, так и те, кого вообще невозможно отнести к категории хороших людей. Так и с последней волной иммигрантов из бывшего СССР в Израиль приехали люди хорошие и не очень. Это нормально. Проблема в том, что страна маленькая, а процент иммигрантов достаточно велик. Страна была не готова принять их, особенно их культуру. Вот и ощущают обе стороны – старожилы и приехавшие – неудобство.

Как-то я спросил известного социолога: "Когда репатриант становится полноценным гражданином Израиля?" — "Да когда он начинает костерить тех, кто приехал месяцем позже", — ответил ученый. Меня смущает тот факт, что многие новоприбывшие не стремятся приближаться к еврейским ценностям, не стараются говорить на иврите и, как следствие, не приближаются к еврейской культуре. Получается, что знают Достоевского, но не читали Агнона.

В США иммигрант едет как в страну, в которую стремился, и для реализации своих планов готов в ней на все. А в Израиль стали ехать, так как ехать было некуда, но вроде бы надо, оперируя лишь принципом — "это где-то на Ближнем Востоке, где идет война и платят много налогов" (что, в общем-то, правда). Но, думаю, время сделает свое дело, и все станет на свои места. Я ведь помню, что в Израиле большим тиражом выходила ежедневная газета на немецком языке, была газета на венгерском. Ну и где они?

Чем я восхищаюсь в "русских"? Уровнем образования. Советская система просвещения, принципы которой очень похожи на прусские – широкий спектр дисциплин, преподаваемых в обязательном порядке в средней школе, глубокое изучение каждой темы и т.п., — ставит "русских" на другую, более высокую ступень в плане образованности по сравнению с коренными израильтянами. Сколько израильских детей знают второй куплет гимна? Как много их обучается игре на музыкальных инструментах? Кто из них играет в шахматы? Куда меньше в процентном исчислении, чем в Советском Союзе и современной России. Разница не в пользу израильской системы образования.

— Русскоязычные израильские СМИ пестрят объявлениями, в которых всевозможные организации приглашают людей на самые разнообразные лекции и семинары по иудазиму. Однако к еврейским истокам спешат прикоснуться немногие…

— Старая шутка гласит, что самое популярное средство передвижения – не мотоцикл, не велосипед, не автомобиль и даже не самолет, а еврейские парень или девушка, с которыми можно заключить брак и перебраться в Израиль. Многие приехали в страну именно таким образом, можно сказать, по ошибке, лишь потому, что другой возможности выехать за рубеж не было. Не удивлюсь, если кто-то скажет, что, будь возможность, поехал бы жить в Германию, а не в Израиль. Так что вполне естественно, что этих людей не интересуют еврейские ценности. Но это вовсе не значит, что я бы предпочел ничего не делать для того, чтобы хоть как-то приблизить их к нашим корням.

Он был великим евреем

— А кто должен заниматься еврейским культурным ликбезом с новоприбывшими – государство или раввины?

— Государство как таковое еще до конца не определилось по отношению к еврейским ценностям. Казалось бы, странно, но сегодня число израильтян, соблюдающих традиции, гораздо выше, чем это было в идеалистических 1960-х. А ведь в те годы процент атеистов был куда больше, да и ТАНАХ в школах изучали куда серьезней, чем сейчас. И это происходит вовсе не потому, что общество стареет или процент харедим увеличивается. Просто государство и люди позабыли об идеологическом стержне, коим для Израиля всегда являлся сионизм. Сегодня о нем никто даже толком не расскажет, разве что пару общих фраз. А эти фразы никак не могут быть ответом на духовные запросы приехавших в нашу страну из совсем другого мира. Развал режима – будь то коммунистический или какой-то другой – всегда вызывает всплеск национального и даже религиозного самосознания. Развалился СССР — и в Прибалтике поменяли даже названия улиц.

Приезжаю в Молдову, говорю в Академии наук:

"Хотел бы встретиться с самыми известными вашими учеными X, Y и Z".

Мне отвечают:

"Вам это проще, чем нам. Первый работает в Тель-Авиве, а последние двое – в Иерусалиме".

И все же у евреев СНГ не было и нет массового подъема национального самосознания. Почему? "Виноват" Горбачев. Он открыл выезд тем немногочисленным отказникам, которые ратовали за свободный выезд евреев в Израиль. Этих отказников было немного, они не успели "поднять" евреев, заразить своей идеей еврейские массы, т.к. "железный" занавес рухнул быстро, почти мгновенно. Возможно, это своего рода "техническое" объяснение, но оно имеет право на существование. Еще одна без кавычек победа коммунистов – это не индустриализация или коллективизация, а то, что они смогли практически уничтожить еврейскую культуру на территории СССР. Народ оставили, не ликвидировав его, как это сделали нацисты, а вот с культурой расправились. Какие-то островки – в Грузии, в Узбекистане — оставались, но они были микроскопичны по отношению к советским евреям в целом. Вот и выросло там несколько поколений евреев, которые вообще ничего не знали  об истории и традициях собственного народа, мало того, считали их чуждыми.

Юрий ТАБАК | Земноводные евреи

— Не еврей может быть сионистом?

— А что такое сионизм? Движение, главной задачей которого является возвращение евреев всего мира в Израиль. Русский, француз или, например, англичанин могут быть "за" — и за существование Государства Израиль, и за право всех евреев вернуться на историческую родину. Они сионисты? Очень даже. А вот теперь возьмите еврея, который не просто "за" вышеизложенные принципы, но и считает своим долгом вернуться на родину предков, говорить на иврите и делом доказывать право Израиля на существование. Вопрос-то: кому труднее быть сионистом, а кому проще?

— Если столь много пересудов по поводу того, что среди последних волн алии немало неевреев по Галахе, то почему бы Израилю не задействовать такой универсальный инструмент как гиюр, который при упрощенном к нему подходе решит эту проблему?

— При упрощенном подходе можно сделать многое. Например, прямо с завтрашнего дня объявить, что один израильский шекель стоит пятьдесят американских долларов, и тем самым решить экономические проблемы. Проблема не в гиюре, а в формальном подходе к нему, равно как и в формальном подходе к иудаизму вообще. Гиюр нельзя заставлять проходить, его даже не нужно предлагать проходить. Человек должен сам принимать решение. Пока не примет, ему это неинтересно. Из своего советского опыта он знает, что быть евреем стыдно, это создает массу сложностей. Так зачем ему? По приезде в Израиль на него сваливается куча проблем, какой уж тут гиюр… Но это лучше и честнее, чем "свят, свят, свят" в синагоге.

— Так зачем тогда вам было создавать Институт изучения иудаизма, который активно работает не только в Израиле, но и в странах СНГ?

— Один московский врач, человек уже в возрасте, рассказал мне, что когда он был в детском саду, дети нередко обзывали друг друга "жидами". Обозвав так кого-то из домашних, он узнал, что "жид" — это обидное прозвище евреев, коим он и сам являлся. Так вот мне всегда хотелось, чтобы евреи знали немножко больше, чем то, что быть евреем и в своих глазах, и в глазах окружающих не стыдно, это большая гордость. Удается ли мне это? Сожалею, что начал заниматься этим? Сегодня в России раскупаются лишь книги по кулинарии, мистике и бизнесу. Что это? Показатель отсутствия духовности. Жалею лишь о том, что в России работаю не так много времени, как хотелось бы. Просто нужно успевать работать и в Израиле, и в США, и в других странах.

— "Эвен" на иврите означает камень. Что заставляет вас быть цельным и крепким?

— То, что я еврей. Это то, что заставило наш народ, который по самым приблизительным подсчетам сегодня, не будь геноцида и войн, исчислялся бы четвертью миллиарда человек, выжить на этой земле. Постараюсь закончить в шутливом тоне. Уже на закате советской империи я был в гостях в одном интеллигентном московском доме. Меня попросили привести хотя бы одно доказательство того, что Вс-вышний существует. Я привел сразу два. Первое — Государство Израиль существует, несмотря на те правительства, которые выбирают граждане страны. А второе — "Правда" постоянно твердит, что такого государства никогда не было, нет и быть не может.

[nn]

Прощайте, Учитель!

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий