Михаил ЛОБОВИКОВ | Рельсы Навона

1

Как дар убеждения отца-основателя современного сионизма помешал развитию Эрец Исраэль

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

В предвыборье – ставшее регулярным время года – политики стремятся на встречу с публикой на рынок Махане Йегуда в Иерусалиме. Но мало кто из них знает, откуда идет его название. А оно как раз напоминает, что лучший способ войти в историю – это конкретными делами, а не только языком и руками (в смысле, пожиманием оных).

Рынок получил имя по названию квартала «Махане Йегуда» — названного так в честь Йегуды Навона, старшего брата основателя этого района города Йосефа Навона — кавалера Ордена Почетного Легиона Франции, ордена Миджидия Турции и носителя турецкого титула «Бей». Йосеф происходил из знатной сефардской иерусалимской семьи, был сыном раввина, и по матери – племянником Хаима Амзалега – с которым вместе он закупал земли для основания Петах-Тиквы и Ришон ле-Циона.

Навон был предпринимателем, и стремился развивать Эрец Исраэль в ногу с современностью. Поэтому 131 год назад, 29 декабря 1889 г., он основал компанию «Оттоманское железнодорожное общество Яффо, Иерусалима и продолжений» — «Société du Chemin de Fer Ottoman de Jaffa à Jérusalem et Prolongements». Первую железную дорогу на Ближнем Востоке.

Навон получил от турок концессию на строительство дороги из Яффо в Иерусалим, а также на ее продолжение до Газы на юге, и до Шхема на севере. Для привлечения средств он продал контрольный пакет французу Камилю Колла, который и стал директором компании, основанной в Париже.

После прокладки дороги Навон попытался перейти к двум другим амбициозным проектам – строительству современного морского порта в Эрец Исраэль и электростанции. Он справедливо видел развитие страны зависящим от транспортной и энергетической сетей.

Навон поехал в Европу искать инвестиции, но по иронии судьбы встретил в 1901 году …Теодора Герцля. Который был на тот момент скептически настроен относительно перспектив развития Эрец Исраэль. Дар убеждения отца-основателя современного сионизма сработал. И Навон махнул рукой, оставшись во Франции. Где и умер в 1934 году.

Эрец Исраэль развивали дальше уже в основном российские сионисты, представители Второй и Третьей Алии. «Завалившие» проект Уганды Герцля, и поставившие современный сионизм на рельсы практического освоения страны. В том числе в буквальном смысле на рельсы, проложенные Навоном. Потому что практические дела всегда продвигают нас к цели, и создают условия для постоянного и устойчивого развития.

Сегодня тоже есть те, кто занимается конкретными делами, под шум и гам тех, кто никогда ничего не сделал для нашей страны. И история — надо полагать, как всегда – запомнит только первых. Мусор всегда сдувает…

«Лагерь Иегуды» в Иерусалиме

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий