Из цикла "Шестое тысячелетие"
Марина МАГРИЛОВА
Рекомендуем изучить таблицы "Еврейские мудрецы, побывавшие на Святой земле" и "Последовательность событий в еврейской истории от Сотворения мира",
которые помогут вам ориентироваться в предлагаемом вашему вниманию цикле публикаций.
Как правило, беженцы начинали с попытки поселиться в Иерусалиме, но в итоге большинство переселенцев оказывались в Галилее, где жить было проще и безопаснее. В XVI веке Цфат превосходил Иерусалим и по численности населения и по еврейской учености. С тех пор город известен как центр еврейской мистики, город каббалы.
КАББАЛА
История развития тайного еврейского учения, каббалы, началось с открытия книги Зохар в самом начале шестого тысячелетия по еврейскому календарю испанским каббалистом Моше де-Леоном, который утверждал, что получил Зохар от самого Рамбана, со Святой Земли. Изгнание еврейских мудрецов из Испании и Португалии привело к распространению и развитию каббалы, причем из узкой области, открытой только для посвященных, каббала превратилась пусть в элитное, но открытое для всех движение. Количество каббалистической литературы и ее популярность неуклонно растет с тех пор и вплоть до наших дней. Величайшие каббалисты рабби Моше Кордоверо и сменивший его рабби Ицхак Лурия (а-Ари) проводили уроки по тайной Торе; в Цфате родились понятия «цимцум», «швират келим», «тикун» («сокращение», «разбитие сосудов», «исправление»), то есть базовые понятия динамического развития мира. Трагический конец испанского еврейства требовал теологического объяснения. В соответствии с созданной в Цфате лурианской каббалой, пережитая катастрофа — это всегда начало новой эпохи, нового времени, долгожданного рассвета шестого дня Творения. Это похоже на современное нам осмысление катастрофы европейского еврейства ХХ века и — сразу вслед за этим — создания Израиля. Величайшие религиозные авторитеты Цфата вели переписку со всеми еврейскими общинами мира, отвечая на сложные галахические вопросы. Главный раввин города р. Йосеф Каро завершил в Цфате работу над книгой Шульхан Арух («Накрытый стол») — впоследствии этот кодекс был принят в качестве основного практического свода законов еврейскими общинами мира. Мудрецы Цфата возродили древние праздники Лаг ба Омер и Ту бе Ав, которые с тех пор прочно вошли в современный еврейский календарь.
В современном Израиле самый массовый праздник, в котором участвуют сотни тысяч евреев одновременно, происходит в Лаг ба Омер на горе Мерон, рядом с Цфатом, у гробницы автора книги Зохар, рабби Шимона бар Йохая.
Географическая близость к местам написания книги Зохар добавляла значимости Цфату в каббалистическом плане. В 1538 году рав Яаков Бейрав и главные мудрецы Цфата восстановили смиху (раввинское посвящение), что должно было привести к восстановлению Синедриона и единого управления разбросанного по разным странам народа… Авторитет мудрецов Цфата признавался повсеместно, в многочисленные ешивы города стекались ученики из разных стран.
МУДРЕЦЫ ЦФАТА
Начнем по порядку. Одним из первых знаменитых беженцев из Испании стал праведник и чудотворец р. Йосеф Сарагоси. Он поселился в Цфате, вернее в деревушке возле города, и стал рабби местных цфатских евреев. Есть несколько историй о чудесах рабби, которые спасли евреев Цфата.
У р. Йоси Сарагоси учился юный Давид Ибн Зимра (Радваз). В возрасте двенадцати лет Давид покинул Испанию вместе с семьей и другими изгнанниками. Он пытался устроиться в Иерусалиме, затем перебрался в Каир, где сорок лет возглавлял еврейскую общину. В 70 лет Давид ибн Зимра вернулся в Иерусалим, но был вынужден оставить город из-за непомерных поборов турецкого наместника, положившего глаз на его имущество. Ибн Зимра был богат, он торговал кожами и зерном. На свои средства создал в Каире ешиву, где учились р. Бецалель Ашкенази и р. Ицхак Лурия (а-Ари, Аризаль).
«Я не нахожу возможным вводить новые устрожения в тех законах, в которых не устрожали прежние поколения. Дай Б-г, чтобы сыны Израиля соблюдали то, что уже на них возложено, — а тот, кто стремится предъявлять к народу максимальные требования, обычно остается ни с чем» — из этой цитаты виден стиль и характер праведника. Недаром Радваз прожил почти 100 лет, он выучил, воспитал и даже пережил многих мудрецов того времени, он стал свидетелем всех чудес, открывшихся в Цфате XVI века. В 83 года Радваз вернулся в Цфат, город своей юности. Вся община Цфата во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом Каро вышла его встречать, демонстрируя ему заслуженный почет и уважение. Вместе с р. Йосефом Каро и главным раввином Цфата р. Моше Терани Радваз принимал участие в деятельности раввинского суда, который был в тот период самым авторитетным во всем еврейском мире. Однако в главном теологическом вопросе, споре, не решенном до сих пор, Радваз ошибся — он не поддержал восстановление смихи и Синедриона, предложенное Яаковом Бейравом в 1538 году.
Легендарный Яаков Бейрав, главный раввин Цфата, родился в Толедо; там же, в Толедо, через 14 лет родился и Йосеф Каро.
Яаков пережил изгнание во вполне сознательном возрасте, к 18 годам он уже успел поучиться у главного раввина Толедо, знаменитого каббалиста, рабби Ицхака Абуава, успел проникнуться духом и традициями испанской каббалы. В 1492 году, когда указ об изгнании был уже обнародован, р. Абуав во главе делегации, состоявшей из тридцати глав испанской общины, отправился к королю Португалии Хуану II и добился, чтобы евреям было предоставлено убежище в Португалии, однако вскоре после переезда, в городе Порту, рабби Ицхак умер. Траурную речь на церемонии погребения произнес другой ученик Ицхака Абуава, р. Авраам Закуто. Вслед за учителем, р. Авраам Закуто также переселился в Португалию, стал придворным астрономом короля Хуана II. Его астролябией пользовались экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гамы. Жизнь испанских изгнанников в Португалии продолжалась недолго. По приказу об изгнании 1497 года все евреи должны были покинуть Португалию, вне зависимости от их заслуг. Яаков Бейрав и Авраам Закуто после изгнания из Португалии разными путями, длиною в целую жизнь, добирались до Эрец Исраэль, в итоге Яаков Бейрав к 50 годам добрался до Цфата, а Авраам Закуто к 60 годам — до Иерусалима…
Уже в Цфате Яакову Бейраву приснился сон: его учитель, рабби Ицхак Абуав, просил спасти свою синагогу, которую превратили в церковь… Так в Цфате появляется синагога Ицхака Абуава. Ученики Абуава вывезли из Испании свиток Торы, написанный рукой учителя. Прежде чем написать имя Бога, рабби Ицхак 26 раз окунался в микву. 26 — это гематрия имени Бога (сумма численных значений четырехбуквенного имени). В синагоге Абуава шесть ступеней ведут к Арон а-Кодеш. Чтобы в субботу вынуть свиток Торы из Арон а-Кодеш, надо подняться на все шесть ступеней, то есть заново пережить все дни прожитой недели, а также вспомнить все дни Творения и подняться до уровня 7-го Субботнего дня. В синагоге Абуава все детали значимы, все они связаны с каббалистическим пониманием мироздания.
Почему же дорога до Эрец Исраэль занимала целые десятилетия? Почему так долго и сложно изгнанники добирались до Святой Земли? Казалось бы, что может быть естественнее, чем переезд в обещанную Богом Эрец Исраэль? Поиск надежного спокойного еврейского места, где есть возможность жить среди своих, учить и учиться — все это сложилось в Цфате только к середине XVI века, благодаря прибытию новых и новых переселенцев. Когда в городе появился р. Йосеф Сарагоси, у местной разрозненной еврейской общины даже не было своего раввина! Изгнанная из Португалии семья Яакова Бейрава сначала попала в Марокко, здесь юный Яаков быстро стал главным раввином города Фес. Впоследствии он перебрался в Каир, где вошел в состав городского раввинского суда. Со Святой Земли в Каир приходят новости о быстро растущей общине Цфата, и тогда уже не молодой, перешагнувший пятидесятилетний рубеж, р. Яаков решается на переезд, чтобы возглавить общину. Переезды из города в город еврейские мудрецы, как правило, совершали с целью найти достойных учителей и достойный партнеров, чтобы продвигаться в познании мира, за учителями тянулись ученики. Во второй половине XVI века в Цфате было такое количество самых выдающихся еврейских умов мира, что это время можно сравнить разве что с древним Израилем.
ЦФАТ – УНИКАЛЬНОСТЬ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
Наверняка мудрецы Цфата осознавали уникальность сложившейся ситуации: из никому неизвестной маленькой нищей деревушки, заброшенной в высоких горах Галилеи, Цфат за пару десятилетий стал мировым центром учености и богатым, экономически процветающим городом. Богатство в Цфат пришло вместе с переселенцами, которые привезли в город не только личный капитал, но и умение обрабатывать ткани, в Цфате даже стали шить готовую одежду, которая через Дамаск попадала в Европу.
Между собой еврейские мудрецы наверняка обсуждали вопрос карета (отсечения еврейской души), который в соответствии с иудаизмом полагается за три греха — убийство, разврат и идолопоклонство. Все другие законы и ограничения отменяются в случае угрозы жизни, но если от еврея требуют убить, чтобы не быть убитым, или сменить веру, то еврей должен предпочесть умереть. Ведь смерть — это только физический конец тела, а душа продолжает жить и имеет будущее. В случае если еврей спас себя, нарушив один из трех выше приведенных запретов, его душа не имеет продолжения, она умрет вместе с его телом. В иудаизме это называется карет, отсечение души. А как же быть марранам, насильно крещенным в Испании и Португалии?
Необходимо было им помочь. Через несколько лет, в 1538 году, 60-летний р. Бейрав предложил возобновить передачу смихи (рукоположения или раввинского посвящения), прерванную более тысячи лет назад. Чтобы снять карет, необходимо было восстановить работу Большого Синедриона — совета 71 мудреца.
Синедрион (Санхедрин) — это еврейский парламент, орган суда, управления и власти в древности. Участвовать в работе Синедриона могли только те, кто имел смиху, то есть был рукоположен. Большой Синедрион решал глобальные национальные вопросы, а Малый Синедрион, состоящий минимум из трех, решал вопросы на местах. Примерно так действуют областные суды и верховный суд сегодня. Первым обладателем смихи был Моше-рабейну, он передал ее Иехошуа бин Нуну, тот в свою очередь рукоположил мудрецов своего поколения, и так смиха передавалась через века. Во втором веке была опасность потерять цепочку преемственности, потерять передачу смихи. Римский император Адриан после подавления восстания Бар Кохбы, во втором веке новой эры, запретил иудаизм. За передачу смихи убивали того, кто это делал и того, кто смиху получал, уничтожению подлежал и город, в котором это происходило, и все его жители. Единственный на тот момент обладатель смихи, Йехуда бен Бава, тайно собрал пять своих лучших учеников в лесу, между двумя горами, он успел их всех рукоположить, но тут как раз появились римские солдаты. Бен Бава принял удар на себя и был жестоко убит, а все ученики успели разбежаться, унося с собой полученную смиху. Среди них был раби Шимон бар Йохай, написавший книгу Зохар. Близость горы Мерон, где полтора тысячелетия назад был похоронен рабби Шимон, тоже, видимо, понималась мудрецами Цфата как подсказка к действию: рабби Шимон как бы «подмигивал» и говорил: «Смелее!». В современном Израиле в память о месте, где Бен Бава рукоположил пять учеников назван перекресток, вернее теперь целая развязка 6, 70 и 79 шоссе, которая так называется «Цомет сомех» (от слова смиха).
Да, во втором веке опасность потерять смиху была преодолена героическим поступком Йехуды Бен Бавы, римские гонения со временем поутихли, работа Синедриона была восстановлена, но ненадолго. Мудрецы Вавилона ехали в Эрец Исраэль за получением смихи, так как рукоположение возможно только в земле Израиля, смиха, полученная в другом месте, недействительна. Работу Синедриона в 415 году запретил византийский император Феодосий. То есть к 1538 году, когда р. Яаков Бейрав и мудрецы Цфата решились восстановить посвящение в раввины, традиционное рукоположение не передавалась уже более 1000 лет! Конечно, можно подождать пророка Элияху. Недаром, в ночь Песаха все евреи открывают дверь для того, чтобы Элияху, обладатель смихи, взятый живым на небо, наконец-то пришел, рукоположил раввинов, которые восстановят Синедрион, и тогда начнется новая еврейская жизнь по законам Торы. Но где гарантия, что до этого доживут десятки тысяч марранов, вернувшиеся в иудаизм? Сам факт того, что эти марраны не остались в католических Испании и Португалии, уже свидетельствует о том, что они предпочли иудаизм, но факт перехода в христианство имел место в их биографиях, значит их души в опасности. Надо что-то делать!
Марина Магрилова (более известная в репатриантских массах под фамилией Воробьева — глава компании Guide21, известный гид, автор многих статей о Израиле и соавтор двух путеводителей, руководитель программы «Израиль: еврейский взгляд»
Продолжение цикла следует