Война за независимость Израиля от террора не закончена
Давид ШАРП
Операция "Страж стен" началась чуть после 18:00 10 мая и продолжалась до 02:00 21 мая. Менее чем за 11 суток по Израилю выпустили 4360 ракет и мин — темпы рекордные не только для Газы, но и в сравнении со Второй ливанской войной 2006 года. 680 из них упали на территории Cектора, что, несмотря на серьезный прогресс террористов в ракетостроении, свидетельствует о значительном проценте брака; еще 280 — в море. На территории Израиля разорвались или были перехвачены суммарно 3400 ракет и мин.
"Купол" станет надежнее
Точной статистики по работе "Железного купола" армия пока не предоставила, но уже сейчас можно утверждать, что слухи об успешном освоении боевиками тактики преодоления ПРО оказались преувеличенными. Уровень успешных перехватов составил 90% (осуществлялись попытки сбивать лишь ракеты, представлявшие опасность), несмотря на то, что террористы иногда стреляли залпами по 100 и более ракет. В рамках нынешнего противостояния продолжавшая совершенствоваться система ПРО удачнее, чем прежде, перехватывала 120-миллиметровые минометные мины, а также впервые сбила как минимум три БПЛА противника (иранские модели местной сборки). Разрешен к публикации и факт, что в результате ошибки оператора при опознании "ЖК" сбил и небольшой БПЛА ЦАХАЛа "Рохев шамаим" (машина батальонного звена). Ориентировочно перехвачено свыше 1500 ракет.
Как мы уже сообщали, наши потери составили 12 человек: 9 мирных граждан погибли от разрывов ракет (среди них трое иностранных рабочих и двое арабов с израильским гражданством); две женщины получили несовместимые с жизнью травмы, когда бежали в защищенную комнату (МАМАД); боец пехотной бригады НАХАЛ погиб при попадании управляемой противотанковой ракеты в бронированный патрульный джип.
По предварительным оценкам, прямой материальный ущерб от огня террористов и учиненных израильскими арабами беспорядков и погромов составил 250 млн шекелей. От частичного или полного простоя израильские компании недосчитались еще примерно 1,2 млрд шекелей. Значительные расходы понесла армия. Среди прочего было истрачено значительное количество противоракет ТАМИР, высокоточных бомб и ракет. Обошлась в копеечку и мобилизация тысяч резервистов, которым на время прохождения службы государство компенсирует зарплату на гражданке. Прозвучавшие в ряде СМИ утверждения о том, что одной из причин согласия Израиля на прекращение огня стал дефицит перехватчиков ТАМИР для "ЖК", неверны.
Перед началом операции озвучивались несколько противоречивые оценки количества ракет, которыми располагают группировки Газы: сообщалось, что у ХАМАСа их 14 тысяч, а у "Исламского джихада" (ИД) — 8 тысяч, не считая минометных мин. По уточненным данным, общая цифра составляла примерно 15 тысяч. Согласно армейским оценкам, сегодня в секторе — с учетом выпущенных и уничтоженных ЦАХАЛом — около 10 тысяч ракет, сотни из них — дальнобойные, способные достигать центра страны.
За время операции ЦАХАЛ уничтожил около 1500 различных целей. Львиная доля попаданий приходится на ВВС, вместе с тем использовались огневые возможности сухопутных сил — танки, ствольная артиллерия и управляемые ракеты. Активно поражал цели террористов и ВМФ, который тоже применял управляемые ракеты и корабельную артиллерию.
По данным минздрава Газы, число погибших в секторе превысило 250 человек, включая женщин, стариков и несовершеннолетних. К этим данным следует отнестись очень осторожно. Учтены, разумеется, не все, поскольку некоторое количество боевиков погребены под завалами так называемого "метро". Согласно оценкам ЦАХАЛа общие потери террористов ХАМАСа, ИД и более мелких всех организаций, а также ФАТХа, превышают 200 человек. Среди них пять боевиков высокого ранга (командиры бригад или эквивалентные им посты; для иллюстрации — в ХАМАСе всего шесть территориальных бригад, в ИД две) и 20 среднего ранга.
Десятки погибших и значительный материальный ущерб в Газе — результат упомянутых выше 680 разорвавшихся в секторе ракет. Только в два первых дня операции от них с высокой долей вероятности погибли не менее 16 человек, включая детей и двух боевиков ИД и ФАТХа.
В ходе "Стража стен" уничтожены десять правительственных офисов ХАМАСа, одиннадцать офисов структур внутренней безопасности, пять банков, имевших отношение к финансированию терроризма. Атакованы десятки баз, опорных и командных пунктов и лагерей, обрушено девять многоэтажных зданий, использовавшихся ХАМАСом и ИД. Согласно данным ООН, 258 домов в Газе полностью разрушены, 769 стали непригодными для жилья.
По информации ЦАХАЛа, на земле поражены 530 пусковых установок (ПУ) и ракетных позиций, 70 многоствольных пусковых установок и 35 минометов. В ряде случаев поражались ПУ, не представляющие ценности. Одно из прямых доказательств тому предоставила сама армия: на ролике прекрасного качества, снятого с боеголовки ракеты стоимостью в сотни тысяч шекелей, прекрасно видно, что за цель она поражает — стоящую в чистом поле пустую, наспех сваренную металлическую подставку, с которой ранее осуществили пуск. Приходится констатировать, что "доктрина", введенная одним из предыдущих командующих ВВС, хотя бы частично остается в силе. Он тогда решил, что на каждую сработавшую ракетную установку должна сбрасываться высокоточная бомба. В ответ на резонный довод, что после старта ракеты на месте пуска зачастую ничего не остается, командующий ответил: "зона пуска — все равно цель"…
Ликвидированы семь воздушных угроз (БПЛА и мультикоптеры) и две морских; предотвращен ряд попыток приблизиться к пограничному заграждению по туннелями, чтобы, выбравшись наружу, преодолеть его. Все эти попытки были выявлены загодя, и террористы похоронены в туннелях ударами авиации. Протяженность заваленного "метро" превысила 100 км, но, пожалуй, наиболее важное значение армия придает тяжелейшему удару, нанесенному по ракетному и в целом военному производству террористов: речь идет об уничтожении и мощностей, и ценных кадров.
В сравнении с другими операциями в Газе, разведка в спайке с боевыми средствами на этот раз отработали более удачно. Так называемые огневые циклы, когда по полученной информации выдается целеуказание с последующим поражением цели, были, как правило, короче и эффективнее. До начала операции разведка накопила обширный банк целей, который пополнялся и по ходу "Стража стен". Например, значительным успехом упомянутой спайки средств разведки и поражения в режиме реального времени стала борьба против расчетов ПТРК террористов. Таковые уничтожены десятками, в то время как сами боевики произвели лишь один по-настоящему удачный выстрел — по патрульному внедорожнику, в результате чего, к сожалению, погиб боец бригады НАХАЛ. Кроме того, еще в первые минуты боевых действий ими была поражена гражданская машина, а ближе к завершению — пустой автобус, ранее перевозивший бойцов десантной бригады.
Несмотря на множество больших и малых успехов нашей разведки, в двух важных аспектах она не проявила достаточной эффективности. АМАНу и ШАБАКу так и не удалось добыть информацию о расположении большинства пусковых установок и складов ракет. На местах хранения и запуска их удавалось уничтожать сравнительно редко, соответственно, темпы обстрелов Израиля были высоки. Кстати, в последние дни операции террористы не стреляли по центру страны. Частично это, очевидно, связано с отсутствием у них такой возможности, отнятой в результате ударов нашей авиации, но лишь частично. Есть также мнение, что ХАМАС был заинтересован в прекращении огня, поэтому, отказавшись от обстрелов центра, понизил градус противостояния.
Еще одна неудача — неспособность получить информацию, благодаря которой удалось бы уничтожить членов высшего руководства ХАМАСа, в частности, Ихъя Синуара и Мохаммеда Дефа. Последнего по ходу "Стража стен" пытались ликвидировать дважды, причем в одном из случаев были близки к результату. Я отдаю себе отчет в том, что перечисленные неудачи нашей разведки обусловлены серьезными объективными причинами. И все же АМАН и ШАБАК — это структуры с огромным ресурсным, кадровым, технологическим и оперативным потенциалом, и от них традиционно ожидаешь очень многого.
Целью операции "Страж стен" являлось нанесение ХАМАСу максимально возможного ущерба в рамках накопленного банка целей. Поскольку наступательная сухопутная операция не планировалась, следует считать, что достигнут ожидаемый и очень существенный результат. Что же касается целей, возникавших по ходу операции, то налицо как серьезные успехи, так и определенные недоработки.
В последние дни операции Израиль подвергался жесткому нажиму США, настаивавших на прекращении огня. Однако к этому моменту основной перечень поставленных задач был выполнен, а пресловутый банк целей в значительной степени оскудел. Жаловаться на то, что Вашингтон не дал ЦАХАЛу осуществить задуманное, было бы грешно. И все же ситуация, при которой американцы накладывают вето на антиизраильскую резолюцию в СБ ООН, при этом Байден чуть ли не публично требует от Нетаниягу "существенной деэскалации сегодня же", — тревожный звоночек на будущее…
Начав военные действия в качестве "защитника Иерусалима", ХАМАСу удалось укрепить свой имидж на "палестинской улице" и в арабском мире в целом. Террористы, к огромной своей радости, спровоцировали беспорядки, которые устроили израильские арабы. Наконец, массированные обстрелы Иерусалима и центра Израиля с загоном большой части населения страны в убежища тоже вполне можно счесть стратегическим достижением. В свой актив ХАМАС записывает и опасения израильтян перед наземной операцией. С другой стороны террористы провалились в целом ряде военных начинаний и понесли большие потери — в первую очередь во всем, что касается производства оружия и туннельной инфраструктуры, на которую годами делалась основная ставка.
Прекращение огня было заключено главным образом при посредничестве Египта — и почти без предварительных условий. Собственно, условия перемирия вырабатываются буквально в эти дни, и именно от них будет зависеть, как долго продлится спокойствие. Опыт прошлых лет показывает, что даже тяжелые потери не мешают ХАМАСу каждые несколько лет пытать счастья на поле боя. Напомню, что в 2014 году в число погибших в Газе в 8-9 раз превышало нынешнее, другие потери и разрушения гражданской инфраструктуры тоже были очень велики. Все это "работало" лишь три с половиной года — до марта 2018-го.
На сей раз многое будет зависеть от целого ряда факторов. Это в первую очередь механизмы восстановления Газы, осуществление разных проектов и внешнее финансирование. Если ХАМАС будет неудовлетворен, он это, безусловно, продемонстрирует. Потери в живой силе по меркам организаций в Газе незначительны, а факт, что Израиль не идет на сухопутную операцию, придает боевикам уверенности. Повод для "повторения банкета" может возникнуть достаточно скоро — например, если на повестке дня вновь окажется ситуация в Иерусалиме.
Важнейший фактор сдерживания террористов — дальнейшие действия Израиля в ответ на их некие точечные акции, от "огненных змеев" до одиночных ракетных обстрелов. По сведениям из Иерусалима, правительство якобы приняло принципиальное решение реагировать на ракетные обстрелы очень жестко, да и на огненный террор активнее, чем до сих пор. Соответствующие рекомендации намерен дать политическому руководству и ЦАХАЛ. Конечно, жесткий отпор может привести к очередной эскалации, но зато ХАМАС поймет, что даже за мелкие провокации придется платить. Сработает ли такая стратегия? Не факт. Но удивительно, что в армии и правительстве до этого додумались только сейчас, а не в марте-апреле 2018-го. С тех пор фактор устрашения ХАМАСа был в значительной мере утрачен, и сложилась ситуация, при которой несопоставимая с Израилем по силе террористическая организация делает буквально все, что ей угодно и когда угодно, по любому надуманному поводу.
Повторение ситуации, подобной нынешней, а то и хуже, да еще на регулярной основе абсолютно неприемлемо, так что рано или поздно, но Израилю все же придется провести сухопутную операцию.
Несколько слов о финансах. Те, кто видит основную причину усиления ХАМАСа в допущенном Израилем катарском финансировании, глубоко ошибаются сами или вводят в заблуждение других. Деньги поступают в сектор из самых разных источников. ХАМАС всегда находил и найдет впредь возможность выбрать из этих потоков, будь то зарплаты чиновникам ПА или продажа капусты, свою долю, которая, как правило, составляет 30%. Это же касается и поступающих в Газу грузов. Надежды на то, что при сохранении власти ХАМАСа в секторе будут созданы эффективные международные механизмы, которые лишат его средств и ресурсов, по меньшей мере, наивны. Как бы там ни было, анализ источников дохода террористов и использующихся ими различных схем, в том числе, контрабандных, когда иранские деньги доставляются в сектор в чемоданах через египетский КПП, — это отдельная и весьма обширная тема.
[nn]
Успех определит время