Как Израиль не оправдал надежд "вождя народов"

0

Недолго произраильская музыка играла в московских коридорах

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Борис ДИВИНСКИЙ

 

В своих дневниках посол СССР в государстве Израиль Александр Бовин писал: история еврейского народа исчисляется тысячелетиями. Государство Израиль – гораздо моложе. Оно было провозглашено 14 мая 1948 г.

В 1947 г. за создание еврейского государства в Палестине энергично выступал Советский Союз. США поддерживали эту идею. Великобритания юлила. Арабские и мусульманские страны отчаянно сопротивлялись. В тех условиях русская карта была козырной!

«Еврейский народ, — говорил первый заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко на заседании специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций весной 1947 г., — перенес в последней войне исключительные бедствия и страдания. Эти бедствия и страдания, без преувеличения, не поддаются описанию. На территориях, где господствовали гитлеровцы, евреи подвергались почти поголовному физическому истреблению. Общее число еврейского населения, погибшего от рук нацистских палачей, определяемо приблизительно в 6 миллионов человек. Только около полутора миллиона евреев Западной Европы пережили войну.

Но эти цифры, давая представление о жертвах, которые понес еврейский народ от нацистских агрессоров, не дают представления о том тяжелом положении, в котором оказались большие массы еврейского населения после войны. Огромное количество уцелевшего еврейского населения Европы оказалось лишенным родины, крова и средств существования. Сотни тысяч евреев бродят по разным странам Европы в поисках средств существования, в поисках убежища. Большая часть из них находится в лагерях для перемещенных лиц и продолжает терпеть большие лишения.

Позволительно спросить, — продолжал Громыко, — могли ли Объединенные нации, учитывая такое тяжелое положение сотен тысяч уцелевшего еврейского населения, не проявлять интереса к положению этих людей, оторванных от родины и своих очагов? Пора не на словах, а на деле оказать этим людям помощь… Это является долгом Объединенных наций.

Громыко подчеркнул, что население Палестины состоит из двух народов – арабов и евреев. И те и другие имеют исторические корни в Палестине, которая стала родиной обоих этих народов. Поэтому любое решение должно учитывать законные интересы и евреев, и арабов. Исходя из этого, Москва считала бы оптимальным решением создание «двуединого демократического арабо-еврейского государства», с равными правами для евреев и арабов. «Такое решение вопроса о будущем Палестины, — заявил Громыко, — могло бы явиться здоровой основой для мирного сосуществования и сотрудничества арабского и еврейского населения в интересах обоих народов и для блага всего населения Палестины, для мира и безопасности на Ближнем Востоке». «Однако, — заключил советский представитель, — если отношения между арабами и евреями настолько плохи, что вариант единого государства не может быть реализован, необходимо рассмотреть другой вариант – раздел Палестины на два самостоятельных независимых государства – еврейское и арабское. Отвечая на возражения арабов, Громыко сказал: «Представители арабских государств указывают на то, будто бы раздел Палестины является «исторической несправедливостью». Но с этой точкой зрения нельзя согласиться хотя бы потому, что еврейский народ был связан с Палестиной на протяжении длительного исторического периода времени». Такова была позиция Москвы в 1947 году… В силу ряда обстоятельств она совпала с американской. Это позволило преодолеть отчаянное сопротивление арабов. В субботу вечером, 29 ноября 1947 г., Генеральная Ассамблея ООН большинством в 33 голоса против тринадцати при 10 воздержавшихся (среди последних были Великобритания и Китай), приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины». Ключевое положение звучало так: «Независимые Арабское и Еврейское государства и специальный международный режим Города Иерусалима должны быть созданы в Палестине через два месяца после эвакуации вооруженных сил страны – мандатария (т.е. Великобритании), но ни в коем случае не позднее 1 октября 1948 г.».

По поводу Иерусалима решили так: город Иерусалим учреждается как отдельная единица, пользующаяся специальным международным режимом, и будет под управлением Организации Объединенных Наций. Англичане, которые должны были подготовить условия для плавного перехода Палестины в новое качество, фактически саботировали решение ООН. Специальная комиссия ООН, которая должна была осуществить раздел Палестины, не была создана. Арабы усилили партизанскую войну против евреев. Евреи, естественно, ответили тем же, нанося удары и по арабам, и по англичанам. Англичане, оказавшись между молотом и наковальней, заявили, что с 15 мая 1948 г. мандат перестанет действовать.

Тем временем еврейские вооруженные отряды установили контроль над территорией, которая по решению ООН отходила к еврейскому государству. В апреле формируются временные органы: законодательный (Народный Совет из 37 человек) и исполнительный (Народное правление – из 13 министров).

12 мая 1948 г. состоялось первое заседание Народного правления. Обсуждался один вопрос – провозглашать или нет Государство Израиль? Государственный секретарь США Дж. Маршал советовал не торопиться и подождать еще три месяца. Но Давид Бен-Гурион отверг этот совет. Через 2 дня, 14 мая, Народный Совет провозгласил независимость Израиля. В этот же день Верховный комиссар Великобритании покинул Палестину. 15 мая новое государство признали США, а 18 мая – СССР. 15 мая Лига арабских государств заявила, что с этого дня «все арабские страны находятся в состоянии войны с евреями Палестины». Началась война за независимость. Против Израиля выступили войска Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании и Ирака.

Позиция Советского Союза была сформулирована в передовой статье газеты «Правда» от 25 мая:

«При всем своем сочувствии к национально-освободительному движению арабских народов, советская общественность не может не осудить агрессию арабских государств, направленную против государства Израиль и против прав еврейского народа на создание своего государства в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН». Позиция Москвы имела не только чисто платонический характер. С согласия Советского Союза Чехословакия поставляла Израилю оружие. В Чехословакии проходили обучение израильские летчики, парашютисты, танкисты. В результате арабские армии, превосходившие израильтян по всем показателям, кроме умения воевать, были разбиты на голову.

Отвергнув решение ООН, отказавшись от создания арабского государства в Палестине, взяв курс на уничтожение Израиля, арабские экстремисты втянули Ближний Восток в длительную конфронтацию, спровоцировав череду бессмысленных войн. В эту конфронтацию втянулся и Советский Союз. Из защитника Израиля СССР превратился в его главного противника. От моральной, политической поддержки Израиля Москва резко перешла на позиции открытой враждебности, стало вооружать арабские государства, готовить их военные кадры в своих академиях и училищах, поощрять их агрессивные действия. Что же произошло?

По-видимому, перемена курса была вызвана тем, что Израиль не оправдал надежд Сталина. Он рассчитывал использовать Израиль в борьбе против Запада: Великобритании и США, для массированного проникновения на Ближний Восток. Сталин знал, несомненно, что «отцы-основатели» Израиля были, как правило, выходцами из бывшей Российской империи, связанными с Бундом, с российским социал-демократическим движением. Это позволяло ему надеяться, что социалистические корни израильских лидеров дадут просоветские ростки. Следует также иметь в виду, что на протяжении первых 25 лет существования Израиля ведущую роль в его политике, экономике, культуре играли уроженцы украинских, белорусских, польских городов и местечек. Четыре первых президента и четыре первых премьера Израиля родились именно там. Иными словами он хотел приручить Израиль. Надо полагать, Сталин был уверен, что «железный занавес», ограждавший советских людей от «тлетворного влияния Запада», уж тем более оградит советских евреев от симпатий и влияния Израиля.

В Москве надеялись, что можно будет совместить хорошие отношения с Израилем с привычным, уже ставшим нормой государственной жизни, антисемитизмом внутри страны. Но «лед и пламень» совместить невозможно! Появление Израиля, его победа в Войне за независимость, вызвали брожение среди советских евреев, особенно среди еврейской интеллигенции. Это стало особенно наглядным после приезда в Москву первого посла Израиля Голды Меир. Это случилось 3 сентября 1948 г. Московские евреи оказали ей восторженный прием. Реакция не замедлила последовать. 21 сентября газета «Правда» публикует статью Ильи Эренбурга, где утверждается, что «Израиль не имеет никакого отношения к евреям Советского Союза, так как в Советском Союзе нет еврейского вопроса; более того, здесь свыше 20 лет процветает и развивается Еврейская автономная область со столицей в Биробиджане». В общем, Сталин сам сжег мосты, которые пытался построить.

В январе 1949 г. стала раскручиваться разнузданная, хамская, антисемитская кампания. Мне самому пришлось это почувствовать, когда по «пятому пункту» в анкете не смог в том же году поступить в Московский университет. Был я и свидетелем борьбы с «безродными космополитами» и с «убийцами в белых халатах», которыми, конечно же, оказались евреи. Закрылись последние еврейские театры и газеты. Все знают и помнят подлинные причины и обстоятельства гибели руководителя государственного еврейского театра «Госет» и председателя Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса, а затем и расстрелы членов этого Комитета.

В Праге, по советскому сценарию, прошел процесс над генеральным секретарем ЦК компартии Чехословакии Рудольфом Сланским, который был расстрелян. Это еще раз показало, что Сталин вывел борьбу с «сионизмом» на международный уровень!

Как известно, Сталин умер в марте 1953 г. Через 14 лет, 10 июня 1967 г., советское посольство в Тель-Авиве получило из Москвы ноту о разрыве дипломатических отношений с Израилем. 16 июня сотрудники посольства отплыли из Хайфы.

После восстановления дипломатических отношений между двумя странами верительные грамоты, подписанные первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачевым, были вручены Чрезвычайным и Полномочным послом СССР Александром Бовиным президенту государства Израиль Хаиму Герцогу 23 декабря 1991 г. Между этими датами прошли долгие 24 года…

Арабский взгляд на ботинок Хрущева

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий