Поллард: свет и тени
Петр ЛЮКИМСОН
В начале февраля телеканал "Кан-11" запустил четырехсерийный документальный фильм "Поллард", снятый известным тележурналистом Омри Ассенхеймом. Автор фильма утверждает, что его целью было пролить свет на самые загадочные страницы истории Джонатана Полларда. Но уже с первых кадров становится ясно, что он стремится развенчать образ разведчика как героя и убедить зрителя, что экс-премьер Эхуд Ольмерт прав, когда говорит, что деятельность Полларда принесла Израилю несоизмеримо больше вреда, чем пользы. Тем не менее, в фильме, безусловно, много неизвестных ранее фактов, которые помогают понять, кто же он такой – Джонатан (Йонатан) Поллард, за освобождение которого евреи всего мира боролись ровно тридцать лет.
Создатели фильма решили начать с самого детства Полларда, о котором мы ничего не знали. Он родился в маленьком городке в Иллинойсе в семье известного американского ученого. Оба его родителя пережили Катастрофу и, хотя были светскими людьми, чувствовали неразрывную связь с еврейской культурой, с иудаизмом и в таком духе воспитывали детей. Да и трудно было забыть о своем еврействе в городе, где почти открыто правил бал антисемитизм. Вход евреям в местный кантри-клаб был запрещен, и всем казалось это нормальным. Маленького Джонатана травили в классе, называли "грязным евреем", и по воспоминаниям одноклассников, в школе у него не было друзей. Впрочем, они пытались объяснить, что дело было не только в антисемитизме, но и в том, что Джонатан был "странным мальчиком в больших очках". Он всегда приходил в школу в нарядных брюках, светлой рубашке и пуловере, тогда как другие дети предпочитали футболки и джинсы. Он никогда не участвовал в общих играх — может быть, потому, что его туда никогда не принимали, но кто же теперь узнает правду?! Он лучше всех играл на скрипке и виолончели в школьном оркестре, и это тоже раздражало. Когда Джонатан еще в младшей школе пожаловался матери на то, что у него нет друзей, та сказала, что его лучшими друзьями должны стать книги.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Бар-мицва Джонатана Полларда совпала с Шестидневной войной. Он открыто демонстрировал, как переживает за Израиль, и радовался его победе. "Тогда я понял, что если погибнет Израиль, погибнет весь еврейский народ, и я должен служить этой стране", — цитируются в фильме отрывки из показаний Полларда на допросе.
Внешним выражением солидарности с Израилем юный Джонатан не ограничился: стал писать публицистические заметки в газету, с израильских позиций разъясняя читателям, что происходит на Ближнем Востоке. Эту свою деятельность он продолжил и Стэндфордском университете — в качестве одного из самых активных авторов университетской газеты. Причем если большинство членов редколлегии газеты писали о спорте или культурных новостях, то Поллард вел колонку международных новостей, немалую часть которой посвящал Израилю и Ближнему Востоку. В это же время он подсел на наркотики и, видимо, употреблял их довольно долго. Товарищи Полларда по университету вспоминают, как однажды он устроил дебош, угрожал им пистолетом и здорово напугал. Оказавшись в полиции, он объяснил, что находился под воздействием грибов.
Полларда и в Стэнфорде воспринимали его как странного молодого человека, живущего непонятными им фантазиями. На вопрос, кем он хочет быть, Джонатан отвечал, что мечтает стать шпионом, работать на какую-нибудь – неважно, какую — разведку. Матери сокурсницы, пригласившей Джонатана домой (видимо, еврейке), он заявил, что является агентом "Мосада".
Эти кадры фильма необычайно интересны, поскольку пытаются проникнуть во внутренний мир Джонатана Полларда, показывают, что с юных лет этот очкарик-ботан мечтал, как говорит один из интервьюируемых, "стать новым Джеймсом Бондом". Пытаясь реализовать свою мечту, он попробовал поступить на работу в ЦРУ, но не прошел тест на полиграфе, солгав в ответе на вопрос "Употребляете ли вы наркотики?"
Далее в фильме демонстрируются беседы с видными деятелями американского еврейского лобби и политиками, которые рассказывают, как Поллард пытался завязать с ними знакомство с тем, чтобы они помогли ему сделать карьеру на политическом или общественном поприще, или помогли стать разведчиком. Но все они, по их словам, ловили его на лжи, и вообще он производил впечатление душевно больного человека, что закрыло перед ним многие двери. Тем не менее, почти все, с кем довелось поговорить Омри Ассенхейму, признавали, что он обладал великолепным аналитическим умом и именно благодаря этому получил пост аналитика в разведке ВМФ США.
"У него была красавица-жена, оба они хорошо зарабатывали, купили комфортабельный дом, так что в материальном смысле им всего хватало. Но ему хотелось еще и влиять на происходящее в мире, поэтому он настойчиво искал приключений на свою задницу", — констатирует в фильме один из сотрудников израильских спецслужб.
Похоже, это действительно так. Поллард настойчиво искал разведслужбу, которой мог бы предложить свои услуги, пытался связаться со спецслужбой тогдашней ЮАР, но в конце концов все нити сошлись на Израиле. Он пришел к выводу, что антисемитски настроенные сотрудники спецслужб США намеренно скрывают от Израиля важную для его безопасности информацию о происходящем в СССР и арабских странах, и вышел на связь с гостившим в США боевым летчиком-израильтянином, через него — на военного атташе и далее на главу спецслужбы ЛАКАМ Эфи Эйтана.
В фильме подробно рассказывается, где и как происходили встречи Джонатана Полларда с израильтянами, как он связывался со своим куратором (через заранее обусловленные общественные телефоны); как передавал сотни тысяч вынесенных им с работы секретных документов (на автомойке) и т.д. В кадрах не раз появляются два бывших премьера, два Эхуда – Барак и Ольмерт. Барак, признавая ценность передаваемой Поллардом информации, говорит о том, что сотрудничать с Израилем того побудил не столько патриотизм и, тем более, не желание заработать (Израиль суммарно заплатил ему 45.000 долларов, считая стоимость подарков для жены), сколько природный авантюризм, жажда приключений и желание ощутить всплеск адреналина в крови. "Если бы не было людей определенного типа, у человечества никогда не было бы и тайных агентов. Поллард относился именно к такому типу", — констатировал и Рафи Эйтан в интервью, снятом много лет назад.
Через весь фильм проходит интервью бывшего заведующего отделом внутренней разведки в ЦРУ — 80-летнего Джеймса Олсона, который вел дело Полларда и пытается объяснить всю силу возмущения сотрудников американских спецслужб, когда они узнали о предательстве Полларда, огромную величину ущерба, который он нанес интересам США, за что и был объявлен "врагом американской нации". Такого же мнения придерживается Эхуд Ольмерт, объясняя, почему, будучи министром, а затем и главой правительства, он попросту игнорировал все просьбы замолвить в Белом доме словечко за Джонатана Полларда, а затем выступил против его досрочного освобождения и последующего приезда в Израиль. Если верить Ольмерту, то, что американцы скрывали от Израиля некую ценную информацию, было лишь бредовой идеей Полларда, зато после его ареста доверие США к израильтянам было на долгое время подорвано, отношения между спецслужбами обеих стран заметно ухудшились, и для Израиля это был удар под дых.
Но вот в кадре появляется адвокат Ницана Даршан-Лейтнер, которая решительно опровергает это мнение. Она напоминает, что среди переданных Поллардом сведений были специальный технический отчет о советской ракетной системе "Стрела-10" (SA-13); анализ тенденций развития зенитно-ракетных систем военно-морских сил СССР; сведения об уровне шумов, издаваемых кораблями и подводными лодками; исследование работы разведки военно-морских сил Израиля; исследование портовых сооружений в Ливии; сведения о возможности электронной войны между Ираном и Ираком; документы о военном значении расширения технической инфраструктуры в Южном Йемене; данные о нетрадиционных методах ведения войны в военно-морских силах Ливии; информация о постройке в Сирии завода по производству нервнопаралитического газа; данные о комплексе зданий ООП в Тунисе и т.п. Все это была поистине бесценная информация для Израиля, которой американцы делиться не спешили. Удар израильских ВВС в октябре 1985 года по базам и штаб-квартире ООП в Тунисе стал возможен исключительно благодаря сведениям, полученным от Полларда.
Что бы ни говорили в фильме американские и израильские военные, политики, дипломаты, сексоты, невозможно проигнорировать тот факт, что, приговорив израильского разведчика к пожизненному заключению, США нарушили условия заключенной с ним сделки. Что ни один агент, работавший в пользу дружественного государства, не получал столь жесткого наказания и не сидел в столь тяжелых условиях. Как нельзя избавиться от ощущения, что Израиль предал своего агента и в последующие годы делал слишком мало для его освобождения.
Кстати, сам Поллард категорически отказался давать интервью создателям фильма и запретил это своей жене Эстер. Да и многие другие, к кому обращался Омри Ассенхейм, отказывались с ним беседовать, поэтому многие вопросы, связанные с деятельностью и арестом Полларда, так и остались без ответа. И трудно сказать, будут ли они когда-нибудь получены: информацией владеют считанные люди, все они очень немолоды и, похоже, собираются унести ее с собой в могилу.
Джонатан Поллард предстает фильме далеко не идеальной, неоднозначной фигурой, это признает и сам Омри Ассенхейм. Но одно вырисовывается из этой документальной саги несомненно: как бы кто ни отрицал, многими поступками Полларда двигали сионистские убеждения, горячая любовь к Израилю и еврейскому народу. Цена, которую он заплатил за эту любовь, поистине огромна. Поэтому он, будучи "врагом американской нации", является еврейским национальным героем. Таким должен и остаться.
[nn]