Свет и тени на берегу Леты

0

«Кто на земле не был бы достоин жалости, если бы было известно все обо всех».  Француз, странный и трагичный, друг — враг  Виктора Гюго, блестящий  критик  Шарль Сент-Бев высказал эту печальную мысль. Боли  и отчаяния  хватает каждому…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

Режиссер Миа  Хансен-Леве  в 2022 году сняла фильм, который получил название «Одним прекрасным утром» (производство Великобритании, Франции, Германии).  Сюжета вроде нет. Так, фрагменты, эпизоды из жизни одной семьи.   Наблюдения.  Печаль- надежда- печаль… Туман-солнце-дождь-снег.

Настроение раскачивается  между депрессивным отчаянием и немного утопическим оптимизмом. Между мраком и лучиком надежды, хотя  и тот слишком тонок и слаб. На одной чаше весов старость, беспомощность, близость смерти. На другой — любовь. Или нечто вроде нее. Мы ведь в этом вопросе до сих пор не разобрались…  Всех по-своему жаль.

«Кто на земле не был бы достоин жалости, если бы было известно все обо всех».  Француз, странный и трагичный, друг — враг  Виктора Гюго, блестящий  критик  Шарль Сент-Бев высказал эту печальную мысль. Боли  и отчаяния  хватает каждому…

Сандра (в этой роли, специально для нее написанной, снялась Леа Сейду) —  главная героиня фильма. Она работает переводчиком с немецкого. Дочь профессора, интеллектуала, книжного человека, который на момент,  когда мы с ним знакомимся, неизлечимо болен. Из-за дегенеративного состояния мир его сжался, скукожился.  Он с трудом ориентируется, почти не узнает людей, места. Без слез на эти руины, которые остались после пиршества тонкой натуры, блестящей эрудиции, смотреть нельзя.  Он нуждается в постоянном уходе.  Живой пытливый ум  погружается в темноту.

Сандра страдает. Ей живется нелегко: одна воспитывает дочь, много работает, пытается как-то участвовать в жизни отца… В  то же время вспыхивает ее страстный роман с давним другом, Клеманом.  Она бросается в океан эмоций, запретных, безудержных, словно ее чувственность в этой жестокой ситуации воспряла, разгорелась грандиозным пожаром.

Клеман женат, у него есть сын. И отношения с Сандрой сложны,  требуют какого-то решения. Любой вариант есть проигрыш.  И мы не можем дать совет, сказать, как надо, как следует защищаться от обрушившихся бед. Читать? Смотреть ужастики? Вязать? Прятать голову на груди любимых людей, если они есть,  и готовы  эту грудь предоставить…

Леа Сейду в картине предстает абсолютно непарадной, обыденной… Такую молодую женщину увидишь в толпе – и не запомнишь ее.  Ее знаменитая яркая красота чуть приглушена. Хотя  идеальная,  будто с греческих скульптурных головок  скопированная  форма головы  и сияющее жемчугом прекрасное обнаженное тело пленяют и говорят о совершенстве.

Сандра, вероятно, тоже умна и интеллектуальна,  ведь яблоко от яблони не может не нести свойств яблони-отца… Но ей  некогда, она мечется между ребенком и переводческими работами, и только иногда вспоминает про то, сколько открытий, радости несли книги…И  очень, до дрожи, до ужаса опасается  повторить участь отца.  Оказаться во власти этой же болезни. Заранее пытается договориться о том, что  следует делать, как поступать, если это с ней случится…

Мельвиль Пупо играет космохимика Клемана, возлюбленного Сандры.  Его герой  не очень внятен, инфантилен, обладает набором условных,  звучных, ничего на самом деле не означающих любовных слов. Этакий поэтичный и бесхарактерный ученый. Рыцарь, бредущий по инерции. Он так преувеличенно и неубедительно нежен и заботлив по отношению к дочке Сандры, к этому одинокому и ранимому чужому ребенку, что начинаешь его  подозревать в лицемерии.

Папа-профессор, — его играет Паскаль  Греггори,  — растерян, упрям, он будто на наших глазах рассыпается, у него все в прошлом, и от этого больно. А актер обаятелен – и как-то обыденно трагичен…

Диалоги, повисшие вопросы  без ответа выстраиваются в изломанную линию. В поток будничных и остро звучащих сцен. И музыка Шуберта, прозрачная,  волнующая до боли, до слез ведет свою линию, повествует о чем-то прекрасном, чему нет ни объяснения, ни названия. И что  навсегда, до мгновений мрака или отречения, задыхающейся  пульсации узнавания или краха, делает этот мир, эту бессмысленную жизнь непобедимым  цветением. Эта музыка – камертон. Пульс. Воплощение сути.

И Сандра в простеньком, скромном платье, такая беззащитная и сильная, и  ее мама, такая рациональная и с виду спокойная, но сетующая на свою ранимость (ее очень точно и без фальши играет Николь Гарсиа), и дети, и дожди, и волны Шуберта – все это частичка жизни. Стильная, реалистичная, жизненная, а не подражающая жизни, снятая на пленку  пронзительная история.  К слову, режиссер фильма, Миа  Хансен-Леве, дочь профессора философии. Ситуация с отцом —  из жизни режиссера…

Мне из киноработ Миа  Хансен-Леве  ближе всего «Остров Бергмана». Сосредоточенность на самых простых вещах, течение рассказа, движение камеры  роднят эти две картины.

«Одним прекрасным утром»  — сейчас на экранах кинотеатров  Израиля. По мне – так смотреть очень даже стоит. Внимательно. Погружаясь в него, как в воду. Как в долгую Лету,  которая объединяет и уносит нас.

Оскароносные киноноги

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий