Кто там шагает правой?!

0

"Бойцы Барака" явно готовы к гражданской войне за возвращение к власти левой элиты

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Всего три дня прошло с тех пор, как экс-премьер Эхуд Барак объявил о создании "батальонов улицы Каплан" для осуществления "гражданского восстания", а мы уже увидели эти батальоны в действии. 27 июня в пять утра пара сотен "бойцов Барака", размахивая флагами, явились к дому министра юстиции Ярива Левина в Модиине, чтобы не дать ему выехать на работу в Иерусалим. Министр с трудом дозвонился до полиции, но ни через час, ни через полтора стражи порядка не появились. Борцы за демократию тем временем блокировали улицу и разожгли костер из автопокрышек. Лишь около восьми утра полицейские, наконец, прибыли, стали без особого энтузиазма наводить порядок и даже задержали несколько участников акции, поднявших на них руку. Все они были через пару часов выпущены мировым судом Ришон ле-Циона на свободу без всяких для себя последствий. Как, впрочем, и более шестисот их единомышленников, задержанных и отпущенных ранее.

Возможно, в полиции считают, что министру по должности полагается терпеть демонстрации возле дома и угрозы в свой адрес. Но дело в том, что случившееся потрясло не только Ярива Левина, но и сотни жителей этого тихого района, большинство из которых — типичные представители среднего класса. Многие из них, увидев пылающий костер и бушующую толпу на улице, побоялись выйти на работу и отправить детей в школу.

Словом, заданный одним из жителей Модиина вопрос о том, а есть ли в Израиле вообще полиция, вполне правомочен. И, безусловно, заслуживает отдельного обсуждения.

Впрочем, стоит отметить, что по следам обращений ряда депутатов от правого лагеря полиция сообщила, что начала проверку: не содержатся ли в призывах к гражданскому восстанию, многократно озвученных Эхудом Барака, Яиром Голаном и другими лидерами протеста, элементы нарушения закона. Но все понимают, что, во-первых, "проверка" — это отнюдь не расследование, а во-вторых… Если потребуется расследование, санкционировать его должен генинспектор полиции Коби Шабтай, госпрокурор Амит Айсман и юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара. Абсолютное большинство обозревателей как правых, так и левых взглядов сошлось во мнении, что проверкой все и ограничится. Правда, каждый объяснил это по-своему: противники реформы — тем, что протест совершенно законен, а сторонники – явной политизированностью нынешнего руководства полиции, прокуратуры и лично юридического советника. Сам Эхуд Барак назвал требование возбудить против него уголовное расследование политическим преследованием, которого не нужно бояться, поскольку оно ни к чему не приведет.

Участники протестов против юридической реформы убеждены, что полиция, прокуратура и суд закроют глаза на любые допущенные ими нарушения закона, вот и чувствуют свою полную безнаказанность. Это, в свою очередь, дает основание предполагать, что в ближайшие дни акции протеста усилятся, "батальоны улицы Каплан" начнут действовать еще активнее, и это существенно осложнит жизнь рядовых граждан не только в Тель-Авиве и Иерусалиме, но и других городах. Данное предположение подкрепляется и воинственной репликой депутата Михаль Шир ("Еш атид") на заседании законодательной комиссии кнессета: "Наши активисты сожгут улицы, прежде чем вы сумеете провести один параграф законов, о которых тут идет речь. Вы думаете, что видели протесты? Вы еще ничего не видели!" И, судя по всему, эта энергичная женщина говорит правду: в стране есть немало тех, кто готов сжечь ее, если не будет "по-ихнему".

Между тем, у большей части представителей коалиции крепнет убеждение в необходимости продолжить реформу и в самые ближайшие недели принять в окончательном чтении законопроект об ограничении принципа "илат а-свирут" ("крайняя неприемлемость") по отношению к политическим решениям правительства. Сторонники такого шага обусловливают это тремя доводами:

Во-первых, считают они, по отношению к лидерам протеста и оппозиции ныне действуют те же правила, что и по отношению к террористам — любая капитуляция только усилит их аппетиты и побудит перейти к более активным и агрессивным действиям и новым требованиям.

Во-вторых, уже абсолютно ясно, что дело совсем не в реформе, лидеры протестов откровенно заявляют, что их цель — отстранить от власти правительство, которое они считают нелегитимным, хотя оно было законно избрано. У обозревателей правого толка почти нет сомнений в том, что Эхуд Барак видит себя следующим премьером Израиля, по крайней мере, знает, кто займет этот пост.

В-третьих, ограничение действия принципа "илат а-свирут" давно назрело и крайне необходимо. Юридический советник правительства, как известно, выступила категорически против разрабатываемого закона. "У данного законопроекта лишь одна составляющая — полное блокирование возможности судебной оценки неприемлемых решений. Такое блокирование, в конечном счете, нанесет удар всему израильскому обществу и нашей возможности охранять законность в стране. Мы можем оказаться в ситуации, когда решения принимаются на основании политических, а не профессиональных доводов", — так озвучил позицию Гали Бахарав-Миара ее заместитель Гай Лимон. Но любопытно, что бывший глава Верховного суда — и, как считается, главный ментор нынешнего руководства судебной системы — Аарон Барак на днях заявил, что поддерживает отмену этого принципа, им же провозглашенного. В поддержку будущего закона высказался и предыдущий председатель Верховного суда Ашер Грунис.

О необходимости отмены принципа крайней неприемлемости в недавнем прошлом говорили и многие политики, находящиеся сегодня в оппозиции. Но в том-то, видимо, и заключается главная проблема израильской политики: многие ее лидеры попросту не имеют определенной идеологии и руководствуются в своей деятельности не столько интересами страны, сколько политической конъюктурой и личными мотивами. Поэтому так легко отыскать в интернете ролики, на которых один из нынешних горячих противников реформы и борцов с религиозным засильем говорит о необходимости добиться разделения всех ветвей власти и невозможности отделения религии от государства в связи с тем, что евреи являются национально-религиозной, а не просто национальной общностью. Или ролик, на котором лидер другой партии, сегодня целиком поддерживающий отказ резервистов ВВС и киберподразделения 8200 являться на сборы, бьет кулаком по столу и заявляет, что для него неприемлемо любое отказничество, как справа, так и слева.

Следует признать, что Израиль всегда был страной двойных стандартов, но в последние месяцы ощущение, что именно они правят бал, что при всеобщем равенстве перед законом есть те, кто равнее, у многих значительно усилилось. А это значит, что усиливается и внутреннее невидимое напряжение в израильском обществе, которое пока явно игнорируют лидеры протеста. Но, если следовать классической теории наибольших нормальных напряжений, происходящее действительно может привести к плачевным последствиям.

Многие обозреватели сходятся во мнении, что Биньямин Нетаниягу сейчас находится в самой сложной ситуации за свою долгую и непростую политическую карьеру. И именно от его решительности, мудрости и умения просчитывать ходы зависит очень многое.

[nn]

Виктор ВАЛЬДБЕРГ | Шествие подбарачников

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий