Сбылась мечта Дизенгофа: в Тель-Авиве начала работу первая линия метротрамвая. Познакомимся с историей вопроса, заданного впервые еще за двенадцать лет до основания государства Израиль
Борис БРЕСТОВИЦКИЙ
87 лет!!!
В феврале 1936 года мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф подписал приказ о проектировании метро.
С тех прошло и ушло много разных мэров, утекли миллиарды шекелей, прозвучали тысячи обещаний.
И вот, наконец, построили. Еще 6 лет никак не могли запустить.
И вот, наконец, запускают. Но не в субботу. Но не так часто, как хотелось был.
Но все-таки, прошло всего-то 87 лет и у нас появился "метрай" — метротрамвай!
Строили, строили, и, наконец, построили!
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
* * *
И еще из истории гуш-дановского метро.
В марте 2000 года архитектор Исраэль Гудович ушел с поста главного инженера города Тель-Авива. Причины ухода были нравственные, и об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Перед самым уходом Гудович собрал общественный совет Тель-Авива, чтобы отчитаться о проделанной работе. После недолгого отчета кто-то из зала спросил:
"А что же с метро? Ты тоже говорил, что метро в Тель-Авиве будет!"
Гудович был готов к этому вопросу…
— Метро в Тель-Авиве начали строить… в феврале 1936 года, — ответил Гудович, — и, дождавшись, пока зал перестал шуметь, продолжил. — В феврале 1936-го Меир Дизенгоф отдал распоряжение о начале проектирования городского метро. Но, к сожалению, Дизенгоф умер в сентябре того же года. И дальше начального проекта дело не пошло. С тех пор в Тель-Авиве шесть раз начинали строить метро!
Потом Гудович еще грустно пошутил о том, что нет парковок в городе, но это к метро не имеет отношения.
В очередной раз метро, или метротрамвай (много лет назад я придумал новый термин – "метрай") должны были запустить на День Независимости. Так обещала наша министерка транспорта. Мне рассказали, что она даже обзавелась новым платьем, на котором вместо золотых куполов Иерусалима были нарисованы электрички с тянущимся за ними дымом. Прямо как на занавесе провинциального театра. Но спектакль так и не начался, занавес не поднялся. Открытие метротрамвая откложили опять на неопределенный срок. И это при том, что красивые белые составы бегали по рельсам уже почти год.
В нынешнее "метро" были вложены миллиарды, еще кучу миллиардов потеряла экономика и частные лица из-за перерытых улиц, пробок, аварий, закрывшихся бизнесов и т.д.
Это не первый проект метро. Я помню, как Рони Мило бил в асфальт завернутым в алюминиевую фольгу ломом и говорил на камеру: "Здесь будет тель-авивское метро!" Было это в 1994 году возле башни "Шалом Майер". А старожилы города тихонько смеялись в сторонке — он стучал ломом как раз над станцией метро, которую построили за 30 лет до этого — в 1964 году.
Годом ранее — в 1993 году — только вступив в должность мэра Тель-Авива, Рони Мило закрыл самую южную железнодорожную станцию города — станцию "Кибуц Галуйот". Причин для закрытия было целых три:
— увеличение территории военной школы ВВС "Хольц", которая находится рядом со станцией;
— расширение съезда с улицы Кибуц Галуйот на трассу 1;
— "приближающееся" строительство метро.
С тех утекло много поездов. Оба моих сына за это время закончили эту самую военную школу, при этом ее не только не увеличили, а наоборот — урезали. Новый, расширенный съезд на трассу 1 так и не построили. Ну и про метро вы знаете.
А теперь о веселом — ни одна из трех строящихся линий метро-трамвая не подойдет ни к той станции метро, которая находится под зданием "Шалом Майер", ни к той, которая так и не дождалась расширения.
P.S.
"Метрай" получил название "Данкаль".
Автор – популярный экскурсовод, журналист, историк, один из лучших знатоков Тель-Авива, член редколлегии журнала "ИсраГео", известный блогер, ведущий журнал "Записки на салфетках" — tomcat61.livejournal.com и сайта brest.co.il