Вольный воздух Прованса, вскруживший голову всерьез и надолго и знаменитостям, и простым путешественникам, в том числе израильским
Елена ПЛЕТИНСКАЯ
Фото автора
Сен-Поль-де-Ванс… Казалось бы, просто еще одна маленькая прелестная деревушка, коих во Франции по разным регионам раскидано немало! Она затерялась где-то на краю горного Прованса. Да так и существует вот уже несколько столетий.
Но какое же множество ярких историй таит в себе этот небольшой мирок! Скольким людям сохранило жизнь это место в свое время! Дало кров и приют, обогрело теплом, опьянило от души солнечным вином…
Недаром же городок этот, восхитительный своей дикой природой, скалистыми холмами и знаменитыми виноградниками, так полюбился художникам и поэтам, писателям, актерам и режиссерам…
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
И мы, простые израильские туристы, впервые побывавшие здесь ровно двадцать лет назад, и уже в четвертый раз за это время приехавшие сюда, полны надежды: это не последний наш визит в Сен-Поль-де-Ванс.
* * *
Если свернуть от центра Сен-Поля по усыпанной гравием дорожке к просторным деревенским поместьям, моментально охватывает оглушающе-непривычная тишина. И только пение птиц в прозрачной голубизне да стрекот цикад напоминают о течении жизни. Холмы, вспученные там и сям кипарисами, притягивают и спешащего домой уставшего путника, и праздношатающегося отпускника.
Виноградники устремляются вниз по склонам так далеко, насколько хватает взгляда. Кажется, будто эти невысокие кустарники скатываются аж до Лазурного берега и бултыхаются прямиком в море вместе с белым известняком, отдавая воде насыщенное многообразием летних ароматов тепло.
Читайте в тему:
* * *
… Лодка застряла на отмели. Днище ее буквально въелось в вязкий ил. Гоше уже целый час торчал по пояс в воде у кормы своего суденышка, отчаянно пытаясь вытолкнуть его на берег. Рыболовецкие снасти, явно протараненные какой-то крупной рыбиной, покачивались тут же, на волнистой ряби лазурных вод. Пот стекал с бронзового лба в кустистые брови и заливал мужчине глаза.
Но Гоше не замечал ни щедро обжигающего задубелый затылок солнца, ни разъедающей глаза соленой воды. Он был максимально сосредоточен на спасении утлой кормилицы его большой семьи. Лодку непременно нужно было вытянуть на берег до наступления сумерек.
— Доменик, — крикнул он сыну, — попробуй-ка зайти с правого борта и подтянуть наше корыто к себе!
Парень словно бы и не слышал окрик отца, пристально всматриваясь вдаль.
— Сарацины! – через секунду истошно завопил юноша. – Пап, бросай все, бежим!
Эти люди появились как всегда внезапно. Зыбкое дневное марево долго скрывало от взоров рыбаков их развевавшиеся на ветру белые бурнусы. И только поблескивавшие на солнце кривые сабли выдали в итоге близкое присутствие врага на берегу.
— Беги, сынок, скажи матери и остальным, чтоб как можно быстрее поднимались в горы!
— А ты?
Гоше не успел ничего ответить, он даже не успел вскрикнуть. Морская вода вокруг него сделалась пурпурной от крови.
Доменик в ужасе бросился на берег.
Один из дикарей ухватил юношу за мокрую штанину, но тот выскользнул из цепких смуглых пальцев и не оглядываясь помчался в рыбацкую деревню, неся страшную весть.
— Оставь его, — приказал главарь, — надо разобраться с их имуществом, — кивнул он на лежавшего в воде вниз лицом несчастного Гоше. – Остальные в деревню!
Читайте в тему:
* * *
Скалистые холмы Прованса укрывали некогда жителей от жестоких набегов мусульман. Люди так там и оседали, навсегда покинув прибрежную зону. Воздвигали поначалу, как водится, замок, затем церковь имени Св. Павла (отсюда кстати и название Сен-Поль, то бишь святой Павел). А уж вокруг этих незыблемых столпов еврокультуры начинали потихоньку строить жилые дома.
В итоге примерно в XIII в. Сен-Поль-де-Ванс сформировался уже как серьезное поселение.
Но так бы и оставался этот чудесный и мало кому ведомый край одной из многочисленных горных деревенек, образовавшихся в провансальской глуши, если бы не выстроенная некогда королем Франциском Первым мощная каменная стена, огородившая эту землю от непрошенных гостей.
Крепостной вал, оттененный необузданной красотой здешней природы, служивший несколько столетий надежной защитой простым провансальцам, вдохновил воображение начинающих импрессионистов. В то время они еще не были обременены славой и материальными благами. А недорогое жилье в глухом селе позволяло сводить концы с концами.
* * *
… Поль Ру, местный житель, очень любивший живопись, держал скромное кафе, превратившееся со временем в трактир "Золотая голубка". Ныне же это знаменитый на весь мир отель, в интерьерах которого висят золотые подлинники мастеров живописи. Бедность заставляла иных из них платить натурой, то есть своими работами. А дружба с хозяином заведения создавала атмосферу домашнего тепла и безопасности…
Отелем и поныне владеют потомки Поля Ру, работы которого можно увидеть там же.
Нам, увы, не удалось полюбоваться ими. В прошлый раз нас с мужем задержали в тот момент, когда мы только успели окинуть взглядом заветный коридор с картинами и эскизами, полюбоваться старинными креслами, на которых некогда сиживали таланты былых времен. Догнавший нас портье не очень вежливо сообщил, что сие доступно только постояльцам.
На этот раз мы вступили в переписку, но мадам Даниэль, супруга нынешнего хозяина "Голубки" Франсуа Ру, выразив согласие показать нам ставшие бесценными творения, извинилась, что не сможет сделать это в те дни, когда мы находимся на Лазурном берегу. Но вот в конце января, когда постояльцев будет немного и появится свободное время, она готова прогуляться с нами по отелю, мы будем встречены с распростертыми объятиями. Остановка за малым: вернуться в Сен-Поль-де-Ванс в начале будущего года. Что, увы, проблематично.
* * *
… Анри Матисс откинулся на простую сетчатую спинку и по своей давней привычке раскачивался на ножке стула. Он сидел в кафе с близким другом и хозяином заведения. Лениво потягивая новомодный пастис, художник слушал откровения расстроенного Поля.
— Знаешь, Пабло дает мне уроки рисования. Ну, чисто для души. Тебе же известно, как я люблю это дело. Но мне никогда не постичь вашего мастерства, не добиться такого виртуозного владения кистью…
Художник в глубине души был согласен с Полем, пытаясь разобраться с собой. Ему очень не хотелось отказывать в таланте этому чудесному человеку. Но врать он не собирался даже во благо. Пока тот делился своими переживаниями, Анри осенило.
— Вот что я тебе скажу, дорогой мой, твой талант иного рода! — воскликнул живописец. – Пикассо со мной, уверен, согласится. Ты прекрасный друг, помогающий нашему брату оставаться на плаву, в самые тяжелые моменты жизни.
Приободренный такими нужными словами поддержки, Поль Ру между тем поднялся навстречу входящим посетителям.
Мы робко заглядываем в отель, и я вижу их, беседующих между собой за небольшим столиком, покрытым непременной скатеркой в крупную красно-белую клетку…
Это навстречу нам выходит Он, первый хозяин знаменитой "Золотой голубки". Тот самый человек, друг художников и писателей начала ХХ века, облюбовавших в свое время Сен-Поль-де-Ванс и открывших его миру.
Драгоценная россыпь звездных имен, среди которых обожаемый мной Фрэнсис Скотт Фицджеральд, еврейский италофранцуз Амадео Модильяни и очень многие творцы живописи, литературы, музыки, сценического искусства бродили по этим тропинкам. Сидели в этих заведениях, горячо спорили, дышали этим насыщенным прованскими травами воздухом. А мы вместе с ними засматриваемся на самые укромные, уютные, увитые плющом живописные домики-галереи и магазинчики. Присаживаемся в уличных кафешках и подслушиваем их беседы.
Читайте в тему:
* * *
… Смех… Этот звонкий смех с переливами, вибрирующий неожиданно низкой хрипотцой. Будто слышу его отовсюду, за каждым поворотом на нашем пути по городку.
— Ив, ты видел, как он одет? Наш мэтр Роже сегодня как-то по-особенному колоритен. Может быть, отмечает какую-то из своих непонятных традиций…
— Нет, не обратил внимания. Кстати, в его магазинчике сильно выщерблены ступеньки. После обильного дождя, такого, как был вчера, можно навернуться как следует! Будь осторожна, когда спустишься к нему.
Симона отошла от окна, смотревшего прямо на лавку господина Антуана Роже, и сладко потянулась.
Недокуренная сигарета дымилась в пепельнице в форме хрустального башмачка на кофейном столике. И то, и другое старый антиквар подарил звездной паре несколько дней назад в честь их помолвки.
— А давай заглянем к нему вместе попозже. Предложим денежную помощь. Хватит сохранять эту вековую потертость. Хотя, она, конечно, прелестна и привлекает туристов, — пожав худенькими плечами, Симона скинула прозрачный халатик и изящно переступив через него, прошла в роскошную ванную комнату.
Ив Монтан и прекрасная Симоне Синьоре очень любили Сен-Поль-де-Ванс. Они и браком сочетались здесь, в старинной городской цитадели, оставшейся от некогда мощного замка. А свидетелями у них были Жак Преве и тот самый владелец «Золотой голубки» Поль Ру. Вот так и переплетается прошлое с настоящим. А будущее наступает на пятки истории в своем скоротечном забеге.
* * *
Любимцы Франции подолгу жили в тиши Прованса, сбегая от ярких софитов и суеты гламурного Парижа.
А значит и мы, каждый раз приезжая сюда, вместе с ними гуляем по каменным дорожкам Сен-Поль-де-Ванса. Видим молодыми и их, и самих себя. Без конца фотографируем и фотографируемся на огромных живописных валунах крепостной стены. С грустью и узнаванием машем себе, молодым, и им, таким навсегда прекрасным и знаменитым. Так вместе и добредаем до могилы Марка Шагала.
Шагал продолжает жить в своем любимом месте. И не только в виде надписи на надгробии на красиво-печальном кладбище, где он похоронен и где всегда полно камешков от еврейских поклонников (в том числе и от нас, израильских туристов-журналистов), цветов от прочих ценителей его таланта, и монет из разных стран. Его работы можно встретить повсюду в городке. Например, мозаичное панно на стенке детского садика. А улицу Хемин Сен-Клер украшают сразу три работы знаменитого художника. Он везде, а мы внимательно следуем за Шагалом маршрутом его произведений.
* * *
Туристов здесь немеряно, при том, что городок совсем небольшой. Место, безусловно, раскрученное благодаря чудесным пейзажам вокруг и наличию многих имен, составивших славу и гордость мировой культуры. Но это лишь добавляет деревушке очарования и вовсе не делает ее попсовой.
На протяжении всего пути по Сен-Поль-де-Вансу вас сопровождают образы и лица тех, кто бывал, жил и творил здесь прежде. И оставил материальные следы своего существования на всем: в многочисленных галереях, кофейнях, лавках, магазинах…
Приятно видеть толпы нынешних почитателей живописи, скульптуры и истории. Их много, и они замечательны в своем нескончаемом потоке любопытства.
Возвращаться сюда хочется бесконечно! И чтобы вновь накрывала горячая волна счастья от встречи с этой деревней, с зелеными холмами, узкими средневековыми улочками, церквями. И, конечно, с культовой и дорогущей, что вполне объяснимо, "Золотой голубкой".