Израильский военный эксперт: чем чревата потеря Авдеевки для Украины и можно ли считать ее взятие большим успехом России
16-17 февраля под давлением наступающих российских войск силы ВСУ оставили Авдеевку. Таким образом, основная фаза сражения за этот небольшой промышленный городок (довоенное население чуть больше 30 тысяч) завершилась.
Боевые действия за Авдеевку продолжались фактически десять лет, с самого начала войны на востоке Украины в 2014 году. Тогда город на четыре месяца оказался под контролем россиян и так называемой ДНР, но затем украинцы вернули контроль над ним. Новые, особенно интенсивные бои за Авдеевку разгорелись уже в 2017-м и позже, с началом крупномасштабного вторжения.
В этом пригороде Донецка ВСУ создали мощный укрепрайон, который подвергся серьезным испытаниям еще в феврале 2022 года. Несмотря на то, что зимне-весенняя кампания 2022-2023 армии РФ была неудачной — из существенных достижений, и то ценой огромных потерь был лишь Бахмут и окрестности, — именно тогда были созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления на Авдеевку. В марте 2023-го город попал в полуокружение на севере и юге и превратился в выступ, оборонять который стало очень непросто. После завершения неудачной наступательной летней кампании уже ВСУ российская армия осенью того же года перехватила инициативу и развернула активные действия на ряде участков фронта.
Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!
Авдеевка по понятным причинам – упомянутая конфигурация фронта — стала их эпицентром. Именно здесь были сосредоточены наибольшие резервы, и 10 октября начался штурм. Велся он по большей части шаблонно, сопровождаясь тяжелыми потерями россиян, многократно превышающими украинские. Особенно это было заметно по бронетехнике, утрата заметного количества которой попала на видео. По самым скромным оценкам, РА потеряла многие сотни танков, БМП и БТР. Тем не менее под мощным огневым воздействием российской артиллерии и авиации обороняться ВСУ становилось все труднее. Права на ошибку или на отступление оставалось все меньше, поскольку это приближало ситуацию к критической, а именно — к оперативному окружению, когда основная трасса для поставок всего необходимого оказывается под огневым контролем противника. Справедливости ради надо отметить, что наряду с шаблонными атаками и так называемыми "мясными штурмами", приведшими к колоссальным потерям, россияне тоже предприняли несколько грамотных и даже нестандартных ходов. Примером таковых стала атака через подземные коммуникации, явившаяся неожиданностью для обороняющихся.
Ввиду конфигурации выступа, пусть и небольшого, украинской артиллерии было сложнее действовать с максимальной эффективностью. Тем более на фоне все обостряющейся необходимости экономить снаряды из-за "зависшего" в конгрессе США пакета помощи Украине. Еще хуже обстояло дело с применением ЗРК среднего и дальнего радиуса действия. И Россия воспользовалась этим обстоятельством сполна: именно в Авдеевке, в отличие от других участков фронта, ее тактическая авиация стала совсем не второстепенным фактором. С дальности в десятки километров, находясь в относительной безопасности, российские истребители регулярно забрасывали в укрепрайон значительное количество планирующих авиабомб. Используемую модель — так называемый УМПК, вопреки распространенному мнению, нельзя считать полноценным высокоточным боеприпасом. Реальная точность, согласно компетентным украинским и другим источникам, составляет в среднем сотни метров от цели. Однако при использовании больших количеств ущерб день за днем аккумулируется. К тому же разорвавшиеся поодаль мощные бомбы изрядно действуют на психику.
В условиях созданного РА локального превосходства в силах и огневой мощи Авдеевка была обречена. Тем более, что для российского командования ее захват был делом принципа. Теоретически изменить ситуацию могла только мощная контратака ВСУ с целью ликвидировать охватившие город с севера и юга клещи. Однако значительные ресурсы были израсходованы в ходе летнего наступления, а с новыми поставками пока проблемы. В таких случаях оборона зачастую — это не только сугубо военные, но и политические решения. Однако на каком-то этапе, когда командованию становится очевидным, что с точки зрения нанесения потерь противнику пропорции теряются, перспектива удержания укрепрайона уже явно не долгосрочна, необходимо организованно отступить. В противном случае уходить все равно придется, но уже менее организованно и с большими потерями.
Еще до снятия с должности главнокомандующего ВСУ в середине января генерал Валерий Залужный предлагал отступить из Авдеевки, однако политическое руководство это предложение не приняло. Дальнейшее удержание города имело смысл только для того, чтобы выиграть время ради строительства линий обороны в тылу (впрочем, для таких работ было достаточно времени и ранее). Словом, приказ об отступлении запоздал, что привело к дополнительным потерям и пленению некоторого количества украинских военнослужащих. На момент написания этих строк известно, как минимум, два случая, когда группы пленных из двух и пяти человек были расстреляны россиянами. Но если в целом решение командования ВСУ об отводе войск из Авдеевки запоздало, то, например, отступление из коксохимического завода, бывшего важнейшим узлом укрепрайона, оказалось, вероятнее всего, преждевременным…
Захват Авдеевки стал первым оперативным, но отнюдь не стратегическим успехом РФ на фронте после захвата Бахмута. Для этой войны, где с ноября 2022 года, после освобождения ВСУ правобережья Херсонщины, Бахмут был наиболее значительным продвижением, захват полностью разрушенной 30-тысячной Авдеевки выглядит успехом как военным, так и в медийной плоскости. Между тем, если украинское командование подготовило в тылу линии обороны, которые займут отступившие части, то нет никаких причин считать, что захват Авдеевки значительно расширит возможности россиян для дальнейшего наступления. Впрочем, очевидно, что резервы российской группировки, несмотря на потери, исчерпаны не полностью, а значит, командование продолжит наступательные операции продавливающего типа на ряде участков фронта. Происходить это будет, пока позволяют погодные условия в преддверии приближающейся распутицы. В то же время нет причин считать, что в распоряжении РФ имеются резервы, достаточные для попыток решения амбициозных наступательных задач.
В свою очередь, для Украины очень и очень многое упирается в решение конгресса США. Чем дольше оно затягивается, тем острее украинские военные будут ощущать необходимость в экономии техники и боеприпасов, и тем сильнее это будет отражаться на фронте в самой краткосрочной перспективе. И наоборот: быстрое положительное решение о дальнейших поставках боеприпасов даст ВСУ серьезный запас прочности и значительный потенциал для успешных действий, как минимум, в обороне.
"Новости недели"